Смекни!
smekni.com

Природные катастрофы (стр. 7 из 10)

Грозным стихийным бедствием в некоторых районах Земли вулканическая деятельность. Часто извержение вулканов сопровождаются землетрясениями, а подводные вулканические в океане — разрушительными волнами цунами. Иногда вулканические извержения выбрасывают в верхних пластов атмосферы так много газов и вулканического пепла, что это приводит к снижению облучения Земли Солнцем и похолодание. Такое явление было зафиксировано, например, в 1815 г. во время извержения вулкана Тимор в Индонезии. Некоторые метеорологи считают, что интенсивная вулканическая деятельность такого типа в минувшему могла приводить к глобальным похолоданиям и даже обледенению. На территории Украины действующих вулканов нет уже много миллионов лет.

ВЕЗУВИЙ ЗЕВ РАСКРЫЛ...

Люди давно и по достоинству оценили высокую, ни с чем не сравнимую плодородность вулканических почв и начали воз­делывать их с незапамятных времен. В распоряжении ученых имеются письменные источники о том, что еще более двух тысяч лет назад вокруг Везувия и на его склонах собирались богатые урожаи винограда.

Известен и такой исторический факт. Когда Спартак под­нял бесправных рабов на борьбу с могущественным Римом (73 год до н.э.), он атаковал легионеров, воспользовавшись про­израставшими на Везувии виноградными лозами. Из них были сплетены веревки, с помощью которых гладиаторы спустились вниз по круче, считавшейся непреодолимой.

И сегодня, несмотря на мрачное прошлое Везувия, на его широких и плодородных склонах селятся люди. А в начале новой эры область вблизи Неаполитанского залива была еще и излюбленным местом жительства богатых римлян. На севере располагался город Геркуланум, южнее находились Помпеи и Стабия — три своего рода дачных предместья Неаполя.

Но Везувий время от времени грозно и неумолимо напоми­нал людям о непостоянстве природы. Горение в его недрах происходило и в самой отдаленной древности. Оно порою уси­ливалось, переходя собственно в извержение, порою затихало на десятки и даже целые сотни лет. Но это наружное спокой­ствие обманчиво. Еще римский поэт Марциал в одной из своих эпиграмм размышлял на эту тему:

Все уничтожил огонь и засыпал пепел унылый. Даже боги такой мощи не рады своей.

Корнелий Тацит в своей «Истории» тоже причисляет бед­ствия, причиненные Везувием, к самым страшным несчастиям того времени: «На Италию обрушиваются беды, каких она не знала никогда или не видела уже с незапамятных времен: цве­тущие побережья •Кампании где затоплены морем, где погребе­ны под лавой и пеплом». По общепризнанному мнению геоло­гов, Везувий возник из морского дна еще в доисторическую эпоху, в одно время с прибрежными западными холмами сред­ней и нижней Италии.

Сейчас над заливом высится абсолютно правильный конус Везувия, однако его контуры до 79 года были совершенно ины­ми. Везувий был живописной горой, величественно возвышав­шейся над Неаполитанским заливом, поднявшись на 1300 мет­ров над уровнем моря. Но рано утром 24 августа 79 года над Везувием вдруг поднялось облако необычайной формы. Если сравнить его с деревьями, то больше всего оно походило на пинию — итальянскую сосну. Огромный ствол пинии вздымал­ся вверх и расходился в вершине своей ветвистой кроной, кото­рую будто поддерживали восходящие потоки воздуха. Потом, словно этот поток стал иссякать, ствол дерева начал раство­ряться, временами становясь то белым, то приобретая цвет грязи. Это зависело от того, выбрасывал вулкан пепел или землю. Так описал в письме к римскому историку Тациту извер­жение Везувия римский писатель Плиний Младший, который гостил в то время в Мизено — имении своего дяди на берегу Неаполитанского залива. Хотя письмо главным образом каса­лось смерти его дяди и покровителя Плиния Старшего, оно тем не менее является важным документом.

Поначалу мало кто обратил внимание на поднявшееся над

вулканом облако из пепла и пара. До I века нашей эры римляне считали свой Везувий бездействующим вулканом.

Наступил благословенный день 24 августа, на который были назначены очередные бои гладиаторов. Около часа пополудни сестра Плиния Старшего заметила облако, клубившееся над Везувием. Небо внезапно сделалось грозным, облако станови­лось все темнее и темнее... За обильным пеплопадом полностью скрылось солнце, и наступила кромешная тьма. Это еще боль­ше усилило тревогу и замешательство людей. На улицу нельзя было выйти, не прикрыв голову подушкой, так как вместе с пеплом на голову падали тяжелые камни.

Плиний Старший в 79 году командовал римским флотом в северо-западной части Неаполитанского залива, но у него сразу же пробудился исследовательский интерес, и он приказал при­готовить судно, которое доставило бы его к месту извержения. Между тем уже стали раздаваться крики о помощи, приходили посланцы из селений у подножия горы. Плиний изменил свои планы и распорядился выйти в море нескольким судам на слу­чай, если необходима будет эвакуация. Остальные суда он на­правил к селениям, а сам направился ближе к вулкану.

Недооценив масштабы катастрофы и мощь разбушевавше­гося Везувия, демонстрируя «свою неустрашимость» перед бе­гущими в панике жителями Стабии, Плиний Старший погиб на третий день извержения вулкана. Его племянник в своем письме сообщал Тациту: «Запах серы и жар рассеяли остатки группы. Плиний с трудом встал, поддерживаемый двумя слуга­ми, но тотчас упал наземь мертвым». Плиний Младший не сомневался, что его дядя был отравлен газами.

Город Помпеи был достаточно близко расположен к вул­кану. Богатые жители вовремя поняли, чем им может грозить начавшееся извержение, и постарались побыстрее уйти в без­опасное место. Не успели покинуть Геркуланум и Помпеи только те, кто не очень верил в катастрофу даже тогда, когда она уже началась, да рабы, которых оставили специально — беречь домашнее имущество, и отбывавшие наказание воины. Всех их накрыло пеплом и затопило лавой, спастись не смог никто.

К тому времени, когда пришедшие в ужас жители осознали всю серьезность и опасность своего положения, улицы были уже погребены под толстым слоем пепла, а он все падал и падал с неба. Мягкий пепел на земле, низвергающийся пепел с неба, сернистые пары в воздухе...

Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали, оступались и падали, погибая прямо на улицах, и их мгновенно засыпал пепел. Некоторые из них решили оставаться в домах, где пепла не было, но дома быстро заполнялись ядовитыми парами, и сотни людей погибали от удушья. Многие нашли свою гибель под развалинами собственных домов, были раздавлены крыша­ми, которые обрушивались под тяжестью пепла.

Извержение Везувия полностью уничтожило Помпеи. Го­род скрылся под слоем пепла, достигавшим толщины трех метров. Когда в середине XVIII века начались раскопки Пом­пеи, в переулке, названном археологами Улицей скелетов, были найдены останки многих погибших людей. Среди них — жен­щина, лежащая на боку и как будто спокойно спящая; ря­дом — девушка в вышитых сандалиях, замершая в позе глубо­кого отчаяния. Около них — увязший в пепле огромного роста мужчина, который так и застыл в последнем усилии встать на ноги.

Впоследствии археологи восстановили и картину гибели жрецов храма Исиды. Начало извержения застало их в трикли­нии за скромной трапезой. На столе потом были найдены яич­ная скорлупа и остатки рыбы. Не заботясь о личном спасении и глубоко веруя в потустороннюю жизнь, они бросились спа­сать статую Исиды и священную утварь. Самый сильный из них, с тяжелым полотняным мешком на спине, наполненном драгоценными реликвиями, первый упал недалеко от храма. Остальные, подобрав рассыпанные сокровища, двинулись к форуму, где на них и рухнула колонна портика. Подобрав упав­шие золотые блюда, они решили искать убежище в доме, где все и погибли.

Многих жителей погубила привязанность к любимым или Ценным вещам. Владельцы знаменитого дома Фавна вместо того, чтобы спасать свою жизнь, потеряли много времени на Упаковку драгоценностей.

В казарме гладиаторов навеки осталась богато одетая, укра­шенная драгоценностями молодая матрона, выбравшая именно этот день для встречи со своим возлюбленным. Во время самого извержения многие помпеянцы сидели в театрах, где проходи­ли игры, драматические представления или бой гладиаторов. У них не было времени спастись, и они нашли свою смерть там, куда пришли за удовольствием.

Расположенный по другую сторону от Везувия город Гер­куланум не был засыпан падающим с неба пеплом, но он тоже был обречен и исчез с лица земли. Высоко на склонах вулкана скопилось огромное количество пепла, грозившее в любой мо­мент обрушиться вниз. И когда прошел проливной дождь, эти массы пепла размокли и начали оползать. По склонам понес­лись полужидкие грязевые потоки, которые и затопили Герку­ланум. Глубина некоторых из этих потоков достигала пятнад­цати метров. Но к тому времени большая часть населения уже успела покинуть город

Когда наконец Везувий затих, небо над Кампанией вновь озарилось солнцем, но лучи его уже не нашли своей любимой страны. На месте маслин и зеленых виноградников, на мрамор­ных виллах и на всем городе лежали пепел и волнообразная лава.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В КИТАЕ

По числу жертв, размерам ущерба и по величине охвачен­ных ими территорий землетрясения являются наиболее гроз­ными природными катастрофами. Источники их, находясь глу­боко в недрах Земли, невидимы. Землетрясение поражает, словно молния, и через несколько минут (а иногда даже и секунд) оставляет после себя страшные разрушения и тысячи погиб­ших.

В старину таким явлениям природы давали мистическое толкование, и в отельных странах по-разному объяснялись причины возникновения землетрясений. Но есть у них и одно! общее. Землетрясение — это будто бы движения некоего реального или мифического животного, гигантского, скрытого где-1 то в глубинах Земли. В отдельных районах Бирмы до сих пор! существует предание о том, что Земля окружена кольцом змей, и когда время от времени они двигаются, то вызывают сотрясение почвы и всей Земли. Легенда, согласно которой Земля поддерживает множество змей, не дающих ей упасть в море существует и в Индии. Когда змеи перебрасывают ношу друг другу и возникают землетрясения. А среди жителей восточной части Индии существует другая легенда: землю на своих рогах поддерживает буйвол. Когда он приходит в ярость и начинает мотать головой, начинаются землетрясения.