Смекни!
smekni.com

Проблема хозяйственного использования и освоения территорий, подвергшихся радиационному заражению (стр. 2 из 3)

Отдалённые радиационные эффекты

В результате проведения крупномасштабных радиационно-эпидемиологических исследований в Японии после атомной бомбардировки в 1945 г. Хиросимы и Нагасаки было установлено превышение частоты онкозаболеваемости над спонтанным уровнем. Международной комиссией по радиологической защите (МКРЗ) на основе японских данных были предложены модели прогноза отдаленных радиационных эффектов для всего диапазона доз в предположении линейной беспороговой концепции. Прогноз отдаленных постчернобыльских радиационных эффектов выполнен для всех солидных раков (онкозаболевания за исключением лейкозов) и отдельно для лейкозов на основе моделей МКРЗ и дозиметрических данных Национального регистра. Рассмотрены две группы населения: группа А — средняя накопленная эффективная доза превышает 20 мЗв, группа Б — средняя накопленная эффективная доза менее 20 мЗв. Для населения группы А прирост радиационно обусловленных лейкозов в настоящее время по прогнозу может составлять 8%, по солидным ракам - 1,5%. Для группы Б радиационные риски в 15-20 раз ниже . Группа А состоит в основном из жителей юго-западных районов Брянской области (225 тыс. человек). Еще раз напомним, что в группе Б речь идет об экстраполяции японских данных в диапазон малых доз, сравнимых или меньших, чем дозы облучения населения России за счет иных факторов. Национальным регистром в настоящее время не установлено статистически значимого превышения онкозаболеваемости жителей загрязненных радионуклидами территорий России над спонтанным уровнем ни по лейкозам, ни по солидным ракам. Рост онкологической заболеваемости, наблюдавшийся до и после чернобыльской аварии, характерен не только для четырех загрязненных областей, но и для России в целом и большинства стран мира. Таким образом, крупномасштабные радиационно-эпидемиологические исследования Национального регистра убедительно свидетельствуют о прямой связи роста заболеваемости РЩЖ детского населения Брянской области и аварии на ЧАЭС. Радиационные риски других онкозаболеваний (солидных раков и лейкозов) в настоящее время столь малы, что статистически не подтверждаются фактическими данными, и окончательное объективное решение этой сложной проблемы требует долговременных эпидемиологических исследований.

Исследования национального радиационно-эпидемиологического центра подтверждают эту точку зрения (ниже приведены таблицы, иллюстрирующие текст)

Хиросима-Нагасаки:

Для диапазона малых доз облучения (0-0,1 Зв) на основе данных Хиросимы и Нагасаки не установлено статистически значимого отличия числа наблюдаемых и ожидаемых случаев онкозаболеваний.

В настоящее время Национальный радиационно-эпидемиологический регистр содержит индивидуальную медико-дозиметрическую информацию о 180 тыс. ликвидаторов. Если для прогноза отдаленных канцерогенных рисков воспользоваться линейной беспороговой моделью "доза-эффект" (т.е. предположить, что сколь угодно малая доза облучения может вызвать с крайне низкой вероятностью онкологическое заболевание), то легко установить, что среди 180 тыс. ликвидаторов за всю предстоящую жизнь будет выявлено около 1 тыс. онкологических заболеваний, обусловленных полученной дозой облучения.

Дозовая зависимость показателя заболеваемости солидными раками среди ликвидаторов (Национальный регистр, 2001)

Вместе с тем, если предположить (базируясь на представленных выше данных Хиросимы и Нагасаки), что для диапазона малых доз (0-0,1 Гр) радиационный канцерогенез отсутствует, тогда количество радиационных раков среди ликвидаторов значительно сокращается и к группе действительно радиационного риска относятся только ликвидаторы, получившие дозы внешнего облучения более 0,2Гр (по сути дела это только ликвидаторы 1986 года). Такое заключение может иметь не только большое медицинское, но также крайне важное социально-психологическое значение.

Безусловно, через 15 лет после аварии на ЧАЭС еще рано делать выводы о возможных отдаленных эффектах облучения ликвидаторов и населения. Вместе с тем, накопленные к настоящему времени данные Национального регистра свидетельствуют о повышении частоты онкологических заболеваний среди ликвидаторов, получивших дозы внешнего облучения более 0,1 Гр.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное (Хиросима-Нагасаки, Чернобыль, регистры атомных работников), можно сделать итоговый вывод: имеющиеся в настоящее время эпидемиологические данные не позволяют сделать заключение о доказанном радиационном канцерогенезе в области малых доз облучения (0-100 мЗв). Также ясно, что работы в этом направлении должны быть интенсифицированы с целью получения объективных данных и выработки на этой основе оптимальных нормативов радиационной безопасности.

Большинство исследований на данный момент не могут подтвердить опасность, исходящую от малых доз облучения. Следовательно, проживание на загрязнённых территориях может быть опасно только с точки зрения возможности накопления большого количества радионуклидов в организме человека. Однако с этой проблемой можно бороться, организовав правильное медицинское обслуживание населения загрязнённых территорий и рациональное хозяйственное использование земель. Япония пошла по такому пути и смогла минимизировать ущерб, нанесённый заражением. Такая же точка зрения отражена и в докладе генсека ООН: