Чрезвычайные ситуации при промышленном и хозяйственном освоении горных территорий возникают под влиянием многих, зачастую внешне слабо меняющихся факторов, развитие которых протекает медленно. Техногенное воздействие на геоэкологическую среду настолько радикально видоизменяет последнюю, что установить начальные этапы подготовки катастрофы затруднительно. Процесс носит как бы скрытый характер и проявляется неожиданно: подтопления территорий, сдвижение земной поверхности, обрушение склонов и откосов, прорывы дамб. Это обуславливает остроту ситуации и порой неподготовленность к ней лиц, принимающих решения, упускается момент для своевременного проведения предупредительных и защитных мероприятий.
При чрезвычайных ситуациях всегда ощущается дефицит времени для того, чтобы всесторонне проанализировать обстановку. Для этих условий характерны неполнота и недостоверность имеющейся информации, и поэтому велик риск принятия неадекватного управленческого решения. Почти всегда специалисты сталкиваются с неопределённостью сведений об интенсивности развития опасного природно-техногенного процесса, его источниках и факторах, о масштабе охватываемой им территории, возможном ущербе.
Как показывает анализ, полностью избежать катастрофы в техносфере Кыргызстана в настоящее время не представляется возможным по многим причинам, главными из которых являются:
· значительная концентрация технологий и объектов интенсивного воздействия на природную среду и, прежде всего, на два элемента геологической среды – подземные воды и грунты;
· преимущественное размещение потенциально опасных техногенных объектов на территории предгорий и высокогорья с развитыми экзогенными геологическими процессами и высокой сейсмотектонической активностью;
· большое число устаревших производств с высокой степенью износа оборудования, законсервированных техногенных объектов, условия размещения и проектирования которых не соответствует современным представлениям о безопасности, и где мониторинг негативных процессов в районах их размещения практически отсутствует;
· ограниченное финансирование и отсутствие приоритета реализации программ предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на техногенных объектах;
· неполнота информации о предвестниках, неразвитость систем мониторинга, несовершенство знаний о процессах подготовки природно-техногенных катастроф;
· небрежность, недисциплинированность, неосмотрительность и неподготовленность персонала промышленных предприятий и населения территорий в области безопасности и предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Чтобы в корне изменить это положение, необходима Государственная стратегия уменьшения рисков и смягчения последствий катастроф, имеющая научную, законодательную и экономическую базу.
Она должна содержать следующие основные аспекты:
К первым относятся решения, принимаемые на государственном уровне с перспективой на устойчивое долгосрочное развитие регионов страны. К их числу относится разработка программ размещения производительных сил, а также регулирования потоков переселенцев, эмигрантов, свободной рабочей силы, с учётом природных рисков в отдельных регионов страны.
Важное стратегическое значение имеет также принятие решений по инвестированию и налогообложению отдельных регионов с учётом дополнительных расходов на борьбу с природными катастрофами. Эти дополнительные расходы определяются необходимостью сведения планового строительства устойчивого к тому или иному воздействию стихии, создания защитных сооружений, инженерной подготовки территорий и т.д.
Превентивные управляющие решения представляют собой систему мер, применяемых в относительно сжатые сроки (месяцы, в лучшем случае до года) на основании долго- и среднесрочных прогнозов о приближающейся катастрофе. Они включают в себя мероприятия по укреплению наиболее ответственных зданий и сооружений (школ, больниц, предприятий энергетики, транспорта, связи), строительство специальных сооружений для укрытия людей, создание системы оповещения в реальном режиме времени, подготовку лиц и специальных команд для участия в ликвидации последствий катастрофы и оказании санитарно-медицинской помощи, создание резерва продуктов питания и предметов первой необходимости (жилья, одежды, полевых кухонь и др.).
Наконец, управляющие решения чрезвычайного характера принимаются на основе краткосрочных прогнозов и оперативной информации о предвестниках опасных явлений, т.е. в условиях, когда отсутствует время для принятия каких-либо превентивных мер. Такие решения включают срочное оповещение населения о предстоящем событии, принятие экстренных мер по перемещению, переселению людей, безопасного их укрытия и мобилизацию специальных подразделений (в том числе армейских) на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Безусловно, в идеале горные территории должны быть максимально защищены от техногенных и антропогенных воздействий. Предпочтение должно отдаваться традиционным формам хозяйствования и ремёслам. Допустимы такие виды деятельности, как рекреация и туризм, но при условии обязательного участия и содействия специалистов по экологическому менеджменту и маркетингу.
Изучение результатов практического освоения рудных месторождений показывает, что экологические вопросы не ставились во главу угла, а учитывались, в основном, экономические интересы. Но в конечном итоге экономические выгоды обернулись невосполнимыми потерями и затратами. Это особенно остро осознаётся сейчас, когда мы находимся на грани экологического кризиса и экологической катастрофы. Учёные всего мира решают главный вопрос на планете – как избежать эколого-экономических противоречий?
В управлении развитием горных территорий, на мой взгляд, имеют первостепенное значение два направления:
В целом для успешного управления экологической ситуацией на горных территориях необходимо чёткое осознание целей и задач, также необходима полная научная база о природных явлениях и особенностях объектов окружающей среды. Необходимо придерживаться основ устойчивого развития, рационального природопользования, необходимы квалифицированные и талантливые кадры в области управления.