Все без исключения полезные ископаемые должны быть общенародной собственностью. Продажа ПРАВА на какой-либо вид деятельности на Земле не позволит использовать участок планеты Земля в своекорыстных целях во вред обществу.
Своими дискуссиями в Думе как левые, так правые лоббируют неограниченный произвол банковских ростовщиков и менял фондового рынка, которые после приравнивания земли к товару обрели новые возможности обогащения на бумагах, выпущенных в обеспечение этого товара.
Банки в России – ростовщические конторы, которым главное – извлечение денежной прибыли вне зависимости от того, какие последствия для экономики и страны это повлечет.
Решению проблем экологии сельскохозяйственного производства могли бы помочь сезонные кредиты. Чтобы помочь крестьянину, российское правительство в каждом бюджете предусматривает погашение части процентной ставки по коммерческим кредитам для земледельцев. Под видом помощи крестьянам идет целевое финансирование банков.
Сравнительно недавно в структуру познавательного процесса была введена категория практика. Практическая деятельность человека носит общественный характер. Практика есть материальная деятельность общественных индивидов, которая содержит в себе мыслительную деятельность как необходимый момент. Материальная сознательная деятельность есть деятельность по осуществлению целей, целесообразная деятельность.
Цель становится мотивом и двигателем человеческой деятельности. Цель как предвосхищение некоторого будущего состояния можно осуществить только через преобразование некоторой части существующей действительности. Целью сельскохозяйственной деятельности людей является накормить растущее народонаселение планеты, но с позиций более глубокой философии питания функцию последней следует рассматривать более широко. Функция питания не сводится только к ассимиляции плотно-материальных ингредиентов пищи, но и затрагивает более тонкую составляющую этого процесса, а именно напитывание организмов жизненной энергией ( аналог психической энергии по Т. Шардену) растительного царства.
Государство не может считать себя в безопасности, если оно не способно прокормить население за счет собственного производства сельхозпродукции. Способна ли сегодня страна в принципе прокормить свое население?
В послереволюционные годы в деревне жило около 80% населения. Сейчас ситуация обратная – основная масса населения проживает в городах. И накормить население стало значительно труднее. Особенно быстрый рост производимых продуктов питания отмечен в послевоенные годы, в период так называемой «зеленой революции» (1950-1990 гг.), когда урожай зерновых с одного га в среднем почти утроился. Такой результат был не только следствием достижения селекционеров, но и результатом почти десятикратного увеличения вносимых удобрений.
«Зеленая революция» позволила ряду стран (например, Индии и Китаю) решить свои продовольственные проблемы. Так, Китай, несмотря на то, что его население непрерывно возрастает, перестал быть импортером зерна. Но если в течение последних двух столетий рост подушевого производства продовольствия обгонял рост населения, то теперь потенциал «зеленой революции» оказался исчерпанным. Начиная с 80-х годов производство продуктов питания на душу населения стало уменьшаться, а цены на продукты питания стали возрастать.
С учетом ноосферной концепции принято необходимым и возможным осуществить переход на модель устойчивого развития. Главная цель концепции устойчивого развития состоит в том, чтобы сохранить природу и ее богатство не только для сегодняшних поколений, но и для наших потомков. Переход к устойчивому развитию – объективное требование времени. Оно вызвано тем, что кризисное состояние общества, сопровождаемое спадом производства, снижением уровня потребления населения, возникновением очагов и зон бедствия, побуждает к поискам принципиально новых решений для формирования основ социально-экономического развития на принципах идей устойчивости.
В обобщенном виде концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития должна исходить из последовательностей реализации идей: экологизации хозяйственной деятельности и решения наиболее острых социальных проблем; сохранения биосферы и формирования ноосферы; возрастания роли духовных ценностей.
В основу концепции устойчивого развития положена идея динамично сбалансированного развития триады экономики, природы и общества.
Генеральные направления перехода к модели устойчивого развития: укрепление демографической системы, решение социально-экономических задач, восстановление и сохранение качества окружающей природной среды, научное обеспечение, экологическое образование и просвещение.
Академик Моисеев Н.Н. полагал, что одним из новых фундаментальных направлений общественных наук должно стать изучение возможных рациональных форм организации общества. Жизнью, самой судьбой человечества, перед наукой ставится беспрецедентная задача – описать те требования, которым необходимо должны удовлетворять организация человеческих сообществ и мировая организация в целом, способные обеспечить это гармоническое развитие.
Для современного мира характерна своеобразная форма эксплуатации – экологическая. Слабо развитые страны вынуждены расплачиваться за экономическую помощь и природными ресурсами, и рабочей силой, и здоровьем граждан – вследствие создания на их территориях экологически вредных производств.
Экологизация технологий, экономия энергетических и других ресурсов, утилизация отходов, экологическое образование – подобные меры позволяют технически развитым государствам смягчить экологическую ситуацию. Но радикально оздоровить её, преодолеть всеобщий экологический кризис современной технической цивилизации таким путем вряд ли удастся.
При всем разнообразии современных политических систем, социально-экономических структур они сохраняют, пожалуй, единство в главном: остаются обществами потребления, истощающими и загрязняющими область жизни, биосферу и формирующими техногенного человека. Техника творит природу и человека по своему образу и подобию. Механическая система техники призвана подчинить и все интенсивнее эксплуатировать окружающую среду, а ресурсы биосферы, как известно, вполне ограниченны, тогда как мощь и возможности техники растут практически безгранично. Следовательно, современная техническая цивилизация отличается от предыдущих лишь тем, что имеет уникальные возможности разрушить биосферу: либо за считанные минуты ( атомная война ), либо за несколько десятилетий (продолжение экономической экспансии).
Ученые – оптимисты и энтузиасты – научились производить подсчеты, подтверждающие их мнение, не обращая внимания на реальность. А следовало бы с полной откровенностью признать: мы до сих пор не знаем, как можно удовлетворить растущие материальные потребности растущей массы людей на Земле, не разрушая и не загрязняя биосферу.
Сложившиеся ранее образ, стиль мышления нуждаются в критическом осмыслении и с позиции общечеловеческого опыта взаимодействия людей с природой. Ведь от способа мышления, в частности его экологизации, в конце концов будет зависеть не только судьба общества, но и возможность каждому из нас называться человеком разумным. Ибо прежде, чем переиначивать, улучшать существующий мир, надо суметь построить объективно-истинный образ реальности, чтобы потом не «грешить» против объективных закономерностей и тенденций её собственного развития.
Надвигающийся экологический кризис ставит под вопрос существование самой жизни на Земле. Человечество ищет пути выхода из этой ситуации, т.е. дороги к экологической безопасности. К таковым можно отнести, например, перестройку мышления (его экологизацию), оптимизацию социоприродных процессов (последствий влияния на окружающую развития науки, техники и производства), конструктивный поиск принципов и средств управления взаимодействием социально-экономических и экологических систем.
Дело философии - задавать любые вопросы и обнаруживать любые направления ответов на них, даже если дает их не она сама. Возможен ли экологический базис для развития экономики? Необходима ли консервация почв, лесов и других ресурсов для обеспечения ими будущих поколений? Как понимать ценность природных целостностей? Почему же люди с таким упорством действуют во вред себе? Может быть, уничтожение природы – неизбежное следствие развития цивилизации?
С тех пор как человек научился удивляться, его не могли не поражать целесообразность устройства живых организмов. Протагор считал её даром Эпометея ( брата Прометея), взявшего на себя заботу о том, чтобы ни один вид не вымер. Таким образом, целесообразность живого вела к мысли о всеобщей целесообразности, трактуемой как божественный промысел или как некое изначальное свойство.
Глубокую экологию можно назвать натурфилософией наших дней. Конечно, созерцания и размышления недостаточно для развития науки, но все же общие проблемы естествознания сегодня стоят перед нами точно в том виде, в том месте, в каком оставили их натурфилософы прошлого. Наука, став производительной силой, мощным инструментом технического прогресса, доминирует в материальной жизни, тогда как духовное начало отдано на произвол религиозным и парарелигиозным учениям. Так все более усугубляется разрыв между телом и духом, дисгармония, грозящая человечеству пагубными последствиями.
Именно процесс выделения человека из природы, происходящий на основе человеческой материально-производственной деятельности, активно-преобразовательного освоения окружающего мира, в конечном счете явился одной из объективных предпосылок современных экологических противоречий. Сельскохозяйственной деятельностью в России занимается примерно 18% экономически активного населения, а всего в сельской местности проживает порядка 40 млн. человек. Любое взаимодействие есть противоречивое отношение, в котором стороны являются относительно устойчивыми, самостоятельными, обладают противоположными направлениями действия, исключают друг друга, ведут между собой борьбу, и в то же время находятся во взаимосвязи, составляют единое целое.