Смекни!
smekni.com

Проблемы экологии сельскохозяйственного производства (стр. 1 из 7)

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.

Сельское хозяйство является такой отраслью экономики, в которой производство наиболее тесно связано с природой, однако техническое развитие и процессы перевода этой сферы человеческой деятельности на промышленную основу привели ко многим неблагоприятным изменениям в окружающей среде. Основные факторы надвигающейся экологической катастрофы уже хорошо известны: загрязнение воздуха, почвы, пресных вод, опустынивание, накопление в атмосфере газов, дающих парниковый эффект, кислотные дожди, нарушение озонового слоя, предохраняющего от космической радиации. Биосфера обогащается различными элементами, которые оказывают влияние на обмен веществ как растений, так и животных. Антибиотики и пестициды, попадая к животным, проникают и в наш организм, главным образом с мясом и овощами. Минеральные удобрения отравляют нам жизнь иным способом. Вымываемые дождями, они стекают в реки, вызывая эвтрофикацию – зарастание воды. Реки превращаются в мертвую зеленую жижу.

«Лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды не число дождливых дней, а интенсивность дождей» [7, стр. 510].

Так причиной частых проливных дождей, принесших европейским странам в этом году неисчислимые бедствия, является изменение климата. Средняя температура на Земле за последние 50 лет выросла с 7 до 8 градусов. Это приводит к большому числу очень теплых дней. Теплый воздух поглощает больше влаги: при увеличении температуры на один градус влажность воздуха повышается на 10 процентов. Причем возрастает не число дождливых дней, а интенсивность дождей.

Лархер В. дает такое определение понятию экология:

«Экология – наука о взаимоотношениях и взаимодействии между различными живыми существами и окружающей их средой, об обмене веществ и потоках энергии, которые делают возможной жизнь на земле, и о приспособлениях организмов к изменяющимся условиям существования» [29, стр.4].

Сегодня уже любой здравомыслящий человек осознает, что нельзя без учета всех последствий внедрять в окружающую нас среду опасные для здоровья вещества и технологии, потому что воздух, вода и земля составляют единое диалектическое целое.

В истории биологического развития планеты и социального развития общества различают три основных этапа:

- добиологический, когда определяющим законом развития был закон сохранения и превращения вещества и энергии;

- развития органической химии, где определяющими в развитии планеты становятся биологические процессы и взаимодействие органической и неорганической природы подчиняется закону обмена веществом, энергией и информацией;

- истории человеческого общества, когда возникает новая форма обмена – материальное производство.

До того как человек начал заниматься земледелием и животноводством (а это произошло примерно за 8500 лет до н.э.), он питался мясом диких животных и собираемыми вокруг растениями. Такая жизнь в тяжелых природных условиях не очень способствовала увеличению человеческого рода. Предполагается, что тогда нас было около 8 млн.

По мере развития сельского хозяйства человек становился все менее зависимым от даров дикой природы. Возросшее количество продуктов питания способствовало быстрому росту человеческой популяции.

Можно услышать мнение, будто биосфере угрожает перенаселение. В действительности значительно больше бед земной природе приносит ускоренное увеличение материальных потребностей. Человек совершает те или иные действия и поступки ( в частности – покупки) под влиянием материальных и духовных потребностей. Для многих категорий населения во многих странах речь идет уже не о жизненных потребностях, а о «престижных», удовлетворяющих примитивные помыслы (тщеславие, похоть, чревоугодие). Неудовлетворение основных потребностей ставит человека на край гибели или на борьбу за выживание.

Если рассмотреть крайние состояния неудовлетворенных потребностей, то можно увидеть, что в пустыне в поисках воды у человека все остальные потребности отойдут на задний план. И другой случай – ученый, занятый творческим поиском, забывает о еде, о сне и т.д. Отсюда вывод: если человек (социум) осознает важность для себя тех или иных потребностей, то произойдет переоценка ценностей в жизни. Изменится человек, изменится мир. Тогда возникают следующие вопросы: Как окружающая среда формирует сознание личности? Какие идеи правят миром? Кто творец идей? Отвечая на последний вопрос, можно назвать три источника идей:

- наука ( рациональный метод);

- религия ( иррациональный метод);

- культура ( в узком смысле слова).

В ходе эволюции человек приобрел уникальное свойство – способность создавать культуру как новый вид адаптации с негенетическим способом наследования, представляющий собой способность пластично перестраивать структуру и поведение применительно к меняющимся условиям среды. Эволюционная устойчивость популяций повышалась за счет общепопуляционного свойства – способности передавать потомкам навыки создания культуры.

Все этические учения до 20 столетия исходили из предпосылок, что при всей активности человека природа, её системы остаются неизменными. Европейская этика была антропоцентрична. Этический императив замыкался на настоящем, не распространялся на будущее.

Христианство освободило человека от религиозно обусловленной боязни природы и дало ему основание думать, что природа отдана в его распоряжение богом. Природные вещи должны были подчиняться человеку, а человек богу. Ход эволюции западной церкви – подчинить тленное нетленному и поставить тленное на службу нетленному. «Обладание» и «господство» - были ведущими типами отношения человека к природе в период формирования капиталистических отношений.

Восточная церковь пошла по другому пути. Идея обожения составляла зерно религии Востока. Обожение – путь встречи с богом. Бог – есть бытие. Сила бытия, исходящая от Бога, дает бытие миру сущему. Обожить – преобразить на божественных началах тленное в нетленное, поднять тленное до нетленного.

В России во второй половине 19 века возникает своеобразное умонастроение, называемое теперь русским космизмом.

«Космисты» считали, что противостоять наступающему технократическому средневековью, угрожающему здоровью планеты, можно лишь путем духовно-нравственного возрождения человека, который осознает себя частью Вселенной. Это течение, которое в философии было представлено целым рядом блестящих умов, таких как И. Киреевский, В. Соловьев, Н. Федоров, П. Флоренский, Н. Лосский, а в литературе – Л. Толстым, Ф. Достоевским и многими другими не было школой в ее научном понимании. Это было именно умонастроение широких кругов русской демократической интеллигенции. Вот ее основные черты: Человек – составная часть природы; Человека и природу не следует противопоставлять друг другу, а рассматривать их надо в единстве; Человек и все, что его окружает, - это частицы единого, Вселенной. Поэтому не случайно, что к течению русского космизма были близки многие естествоиспытатели и ученые ( К. Циолковский, Д. Менделеев, И. Сеченов и др.)

При всей пестроте этого течения мысли именно в его рамках зародилось понимание неизбежности противоречий между Разумом и Природой, Человеком и окружающей средой. И вместе с ним пришло понимание ответственности Разума за отыскание путей его разрешения и того, что эти противоречия могут однажды привести человечество к катастрофе. Возникли идеи совершенствования нравственного начала, создания некоего нового мирового правопорядка.

Несмотря на появление представлений о единстве Природы и Человека и их взаимообусловленности, мир неживой материи и живого вещества и мир Человека и общества, им созданного, в 19 веке ещё не были взаимосвязанными в сознании ученых. Научные дисциплины в этих трех сферах жили ещё долгое время самостоятельной жизнью. Чтобы воспроизвести единую цельную картину мира, необходимо было связующее звено. Им оказалось учение о ноосфере, которое начало формироваться В.И. Вернадским в начале 20 столетия. Занятия геохимией и изучение эволюции земной коры привели его к проблемам изучения роли живого вещества в эволюции земной оболочки и биосферы. Он был одним из первых, кто понял, что весь лик Земли, её ландшафты, химизм океана, структура атмосферы – всё это порождение жизни. К 1900 году В.И. Вернадским был подытожен многолетний опыт исследований. В результате возникла новая научная дисциплина – биогеохимия.

Создание биогеохимии поставило вопрос о месте Человека в этой картине общепланетарного развития. Процитирую В. И. Вернадского:

«… так как среда жизни есть организованная оболочка планеты – биосфера, то вхождение в неё, в ходе ее геологически длительного существования, нового фактора ее изменения – научной работы человечества – есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние – в ноосферу»[6, стр. 51].

Ноосфера означает не что иное, как сферу мысли, регулирующей жизнь планеты, населенной человеком разумным. В.И. Вернадский не раз писал о том, что согласованное с природой развитие общества, ответственность и за природу и за ее будущее потребуют специальной организации общества, создания специальных структур, которые будут способны обеспечить это совместное согласованное развитие.

Люди на протяжении многих столетий больше задумывались о природе, космосе, бытии нежели о самих себе. Теперь возникает необходимость рассмотрения взаимодействия человека, природы и общества в комплексе, как в гносеологическом, так и в прагматическом плане.

Сам человек всегда прямо или косвенно зависел от земли. Охотник находил в ней пищу, определенный состав почвы влиял на рост определенных видов растений, а это в свою очередь влияло на существование различных видов промысловых животных. Земледелец при выборе наиболее подходящих сельскохозяйственных культур также учитывал характер почвы. Но не только это. Тысячелетиями в сельском хозяйстве применялись органические удобрения, поэтому крестьянин мог обрабатывать лишь ту землю, которая находилась поблизости от его хлева и конюшни.