Количество воды, требующееся для смыва и гидротранспортировки золы и шлака, примерно в 10 раз превышает массовое их количество. Для нашего примера это составит 13 тыс м3/час. В оборотных системах ГЗУ это количество воды будет циркулировать, смывая и перенося все новые порции золы и шлака. При этом вода будет выщелачивать, растворять те компоненты золы, которые обладают заметной растворимостью. Каков же будет состав этой циркулирующей в системе гидрозолоудаления воды? Очевидно, этот состав будет зависеть от свойств топлива. Исследование показало, что все твердые топлива можно условно разбить на четыре группы. К первой относятся сланцы, торф и ряд углей восточных месторождений. Оборотные воды ГЗУ, где сжигаются эти топлива, представляют собой насыщенный раствор Ca(OH)2. Значение рН осветленной воды на таких оборотных системах ГЗУ достигает 13, а общая щелочность 40 мг-экв/л. вторая группа топлив, к которым относятся, в частности, угли Донецкого бассейна и некоторые угли Кузбаса, дает воды насыщенные сернокислым кальцием. Растворимость этой соли около 2 г/л, считая на CaSO4. К третьей группе надо отнести такие топлива, осветленная вода ГЗУ которых содержит и сернокислый кальций и щелочь, т.е. насыщена и CaSO4 и Ca(OH)2.
Зола углей Экибастурского месторождения (четвертая группа топлив) не содержит легко растворимых веществ, вследствие чего воды ГЗУ на таких ТЭС мало минерализованы. Но все без исключения топлива содержат фториды, ванадий, мышьяк, а некоторые даже ртуть, бериллий, германий и другие элементы. Поэтому осветленные воды ГЗУ практически всегда содержат ионы фтора и соединения других, перечисленных выше элементов. Концентрация фтора во многих водах оборотного ГЗУ достигает
50 ¸ 70 мг/л. Содержание мышьяка составляет примерно 0,5 ¸ 1 мг/л. Такова же в большинстве случаев концентрация соединений ванадия.
Существенным обстоятельством является то, что далеко не всегда удается сбалансировать водный режим систем ГЗУ. В них поступают атмосферные осадки, которые во многих районах нашей страны не полностью компенсируются испарением с золоотвала. Часто в систему ГЗУ сбрасывают и другие стоки, например нефтезагрязненные воды, отработавшие растворы после химических очисток и консерваций оборудования и т.д. Часть воды остается связанной компонентами золы; например, сернокислый кальций превращается в гипс, поглощая на молекулу CaSO4 две молекулы Н2О. Окись кальция и некоторые другие окислы гидратируются. Вода с рядом солей образует кристаллогидраты. Часть воды заполняет поры между частицами золы. Эти процессы могут быть изображены реакциями:
CaSO4 + 2 H2O ® CaSO4×2H2O
CaO + H2O ® Ca(OH)2
MgO + H2O ® Mg(OH)2
SiO2 + n H2O ® SiO2×n H2O
Наряду с этим имеются факторы, приводящие к увеличению воды в системах ГЗУ. Значительное количество мелкой золы уносится потоком отходящих топочных газов. Одним из эффективных способов улавливания этой летучей золы является промывание газов водой в так называемых мокрых газоочистителях. Орошение этих систем далеко не всегда возможно осветленной водой, возвращаемой с золоотвала, так как эта вода бывает насыщена Ca(OH)2 и CaSO4. При контакте такой воды с дымовыми газами, содержащими СО2 и окислы серы, на стенках мокрых газоочистителей (скрубберов) и в соплах орошающей системы образуются малорастворимые соли, которые нарушают нормальную работу этих систем. Вследствие этого для орошения аппаратуры мокрой очистки газов приходится применять свежую воду, количества которой довольно значительны. Все эти причины и приводят к необходимости сбрасывать из систем ГЗУ от 200 до 400 м3 воды/час. Поскольку эта вода содержит ряд токсичных веществ, ее приходится подвергать обезвреживанию и лишь после очистки либо сбрасывать, либо использовать в системе ТЭС.
Способы и технология обезвреживания сбросных вод ГЗУ в настоящее время разрабатываются. На одной электростанции Свердловской энергосистемы сооружена промышленная установка, действующая по принципу коагуляции. В очищаемой воде создаются хлопья гидроокиси алюминия за счет реакции
Al2(SO4)3 + 6 NaOH ® 2 Al(OH)3 + 3 Na2SO4
Образующаяся гидроокись осаждает фтор, мышьяк и ванадий.
Обезвреживание организованного сброса из систем ГЗУ, к сожалению, не полностью устраняет вредное воздействие этих вод на природные источники воды. Кроме организованного сброса, существуют неорганизованные утечки через дамбу, ограждающую золоотвал, и в грунт через его ложе. Решение этой проблемы очень сложное и дорогое, так как надо выстилать ложе золоотвала непроницаемыми для воды материалами.
Наиболее рациональным решением проблемы золы и шлака, образующихся на ТЭС являлось бы использование этих отходов в строительной и дорожной промышленности. Золы многих топлив содержат высокий процент свободной окиси кальция, т. е. могут прямо использоваться для приготовления цемента. Другие золы могли бы найти применение в керамической промышленности или даже в металлургии. Важно отметить, что зола может быть радиоактивной, поэтому перед ее использованием нужна тщательная ее проверка на радиоактивность.
Интересным вариантом использования золы является ее повторное введение в топку котла вместе с новыми порциями топлива. При этом происходит спекание золы и образуется гранулированный шлак, удаление которого может быть выполнено без участия воды. Перспективным является комбинирование топлив с целью получения золы в расплавленном состоянии. Можно было бы организовать своеобразное каменное литье с получением плит, непосредственно используемых в строительстве дорог и для других целей. Пока все эти и многие другие мероприятия разрабатывают и реализуют, значительные участки земли отчуждают под золошлакоотвалы, многие тысячи кубометров воды ежечасно сбрасываются, нанося вред поверхностным и грунтовым водам.
Системы ГЗУ характерны для ТЭС работающих на твердых топливах. Особенностью ТЭС, сжигающих жидкое топливо, т. е. сернистые мазуты или нефть, является высокое содержание серы, никеля и ванадия в топливе. Так сернистые мазуты от уфимской и сибирской нефти содержат около 100 г ванадия, 10 ¸ 15 г никеля, и примерно 5 г других металлов в каждой тонне этого топлива.
На станции мощностью 4000 МВт сжигается за час 900 т мазута. При этом освобождается 90 кг ванадия, 15 ¸ 20 кг никеля и около 5 кг других металлов. Большая часть этих веществ в виде различных окислов выбрасывается в атмосферу с уходящими газами; от 5 до
15 % оседает в системе котла на различных поверхностях. Отлегающие в зоне низких температур соединения могут быть смыты водой, так как они состоят из растворимых сульфатов ванадия V(SO4)3, ванадила VOSO4, сульфатов никеля NiSO4 и железа FeSO4. Соли железа являются продуктом коррозии металлических поверхностей сернистыми соединениями, главным образом серной кислотой.
Технология обработки обмывочных вод с извлечением из них ванадия разработана ВТИ. Она заключается в частичной нейтрализацией этой воды до рН » 4. В этих условиях осаждается часть железа и практически весь ванадий. Осадок отделяется и направляется металлургам для выплавки феррованадия, а жидкость подвергается окончательной нейтрализации для полного осаждения железа и других примесей. Освобожденная от металлических соединений вода может быть возвращена для проведения следующих обмывок.
Физиологические свойства ванадия и его соединений весьма опасны. Соединения ванадия ядовиты. При попадании их в организм человека развивается поражение дыхательных путей, нарушается деятельность сердца, почек и печени.
Воды, загрязненные нефтепродуктами, т. е. мазутом и маслами, образуются на всех станциях независимо от вида топлива. На мазутных ТЭС количество этих вод обычно больше за счет конденсатов, получающихся при разогреве мазута.
ВТИ предложил установку для очистки нефтезагрязненных вод.
Рис 2. Схема многоступенчатой установки для очистки нефтезагрязненных вод.
1-сборник-усреднитель для удаления осевших и всплывших нефтепродуктов; 2- эжектор для засасывания воздуха и насыщения им воды; 3- дозатор реагентов- сернокислого алюминия и щелочи; 4- флотатор; 5- механический фильтр; 6- сорбционный фильтр с активированным углем.
Нефтезагрязненная вода собирается в бак-отстойник, являющийся также усреднителем. В нем происходит всплывание части нефтепродуктов и оседание тяжелых фракций. Как всплывающие, так и оседающие загрязнения периодически удаляются. Далее к воде добавляются реагенты – сернокислый алюминий и щелочь, в результате чего образуется осадок Al(OH)3, хорошо захватывающий нефтепродукты. В аппарате происходит насыщение воды воздухом под давлением 6 кгс/см2. Насыщенная воздухом вода поступает во флотатор, в котором вода вскипает вследствие выделения пузырьков воздуха. Пена, содержащая хлопья гидроокиси алюминия и нефтепродуктов, удаляется с поверхности флотатора, а вода проходит механические и сорбционные фильтры, на чем заканчивается ее очистка. Для высокозагрязненных стоков эффективность работы очень высока. Так, в усреднителе остается до 30% нефтепродуктов, если их содержание в поступающей воде было 100 мг/л. Флотатор при этих условиях снижает содержание нефтепродуктов еще на 30 ¸ 40%. Достаточно эффективно работают механические и сорбционные фильтры.