Смекни!
smekni.com

Сроки в гражданском праве (стр. 9 из 18)

Согласно п.1 ст.471 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю (ст.457), если иное не предусмотрено договором купли-продажи[80].

Следует отметить, что для сезонных товаров (одежда, меховые товары, обувь и др.) срок гарантии исчисляется с момента наступления соответствующего сезона. Дата начала и окончания сезона определяется законодательством субъектов Российской Федерации с учетом климатических условий. При приобретении сезонных товаров следует помнить, что момент начала сезона определяется исходя из места нахождения покупателя, а не продавца. Кроме того, Закон определяет дату начала течения гарантийного срока и не устанавливает возможности прерывания этого срока.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, когда момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня непосредственной доставки товара потребителю.

Если потребитель не может воспользоваться приобретенным товаром вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (например, если товар нужно подключить либо требуется специальная установка или сборка), гарантийный срок следует исчислять с момента прекращения тех самых обстоятельств, препятствующих использованию товара по назначению. Только в случае, когда день устранения препятствий в пользовании установить невозможно, гарантийный срок исчисляется с момента заключения договора купли-продажи[81].

Как отмечается в юридической литературе, сроки исчисляются годами, месяцами, неделями, днями, часами, а иногда и минутами.

Течение срока, определенного отрезком времени, начинается со следующей единицы времени в зависимости от того, какой именно единицей времени обозначено начало исчисления срока.

Действующее гражданское законодательство устанавливает общее для всех сторон правило определения начала течения сроков (ст. 191 Гражданского кодекса РФ). Когда срок определен периодом времени, то течение начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Это означает, что календарная дата и день наступления события в расчет не принимаются. Так, если будет объявлено, что навигационный период открыт 15 апреля, то он исчисляется с 16 апреля[82].

Например, отгрузка товара по договору поставки, заключенному 15 июня, должна быть произведена в течение 10 дней с момента его заключения. Это означает, что срок отгрузки начался с 16 июня, а потому и последним допустимым днем отгрузки следует считать 25 июня. Следовательно, момент (день), которым определено начало срока, не засчитывается в его продолжительность. Очевидно, что данное правило введено для упрощения подсчета времени течения срока (иначе его окончанием в данном случае пришлось бы считать 24 июня) [83].

При исчислении сроков по дням (начало, конец) исходят из продолжительности суток (24 часа). При этом представляется важным точное определение начала исчисления дня срока и дня его завершения с ориентиром на то, чтобы не допускать несовпадения фактического начала с днем его юридического исчисления[84].

К примеру, срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться календарной датой (периодом времени), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) и (или) к которой исполнитель обязан начать выполнение работы (оказание услуги). Например, "Договор должен быть исполнен не позднее 1 февраля 2008 г." или "Исполнитель обязан исполнить работу в течение 6 месяцев (180 дней) со дня подписания договора".

Срок исполнения работ (оказания услуг) не всегда исчисляется со дня заключения договора, он может быть обусловлен моментом совершения одной из сторон определенных действий, предусмотренных договором, например датой передачи исполнителю материалов, необходимых для выполнения работ. Для правильного исчисления срока важно определить его начало и окончание. Согласно ст. 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты наступления события, которым определено его начало.

Если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям (техническое обслуживание, предоставление и обновление информационных баз данных) в течение срока действия договора, то в договоре должны быть предусмотрены частные (промежуточные) сроки, например сроки проведения профилактических осмотров или ремонтов, время доставки почты и т.д. [85]

Эти частные сроки конкретизируют обязанности исполнителя, придают выполняемой работе (оказываемой услуге) четкость и определенность[86]. Это подтверждает Определение Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с которым истцу было правомерно отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по договору подряда, так как договор является незаключенным, поскольку не позволяет определить начальный и конечный сроки выполнения работ:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассмотрел в судебном заседании заявление по иску общества с ограниченной ответственностью "Проектно-конструкторский центр "Стройтранскомплекс" (далее - ООО "ПКЦ "Стройтранскомплекс") к обществу с ограниченной ответственностью "Морион-ЭРМИ" (далее - ООО "Морион-ЭРМИ) о взыскании 4 141 393 рублей 89 копеек задолженности за работы, выполненные по договору от 19.03.2007 № 07-01.

Между ООО "Морион-ЭРМИ" (заказчиком) и ООО "ПКЦ "Стройтранскомплекс" (подрядчиком) подписан договор № 07-01 от 19.03.2007, согласно которому подрядчик принял на себя обязательства по выполнению проектно-сметной документации в соответствии с утвержденным заданием в шесть этапов по объекту: гостинично-административный комплекс с подземной автостоянкой по улицам Малышева - 8 Марта города Екатеринбурга, а заказчик - передать подрядчику задание на проектирование, принять и оплатить результаты работы.

Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что выполнение работ начинается с момента зачисления аванса на расчетный счет исполнителя и получения задания от заказчика на проектирование. Весь объем работ выполняется за девять месяцев с момента передачи всех исходных данных.

В то же время в приложении № 2 к договору стороны предусмотрели поэтапное выполнение работ с указанием стоимости, сроков исполнения и оплаты.

При этом срок выполнения работ установлен в зависимости от срока сдачи этапов работ, получения исходных данных и утверждения заказчиком перечисленного в пункте 1 графика документации.

Судами установлено, что платежным поручением от 13.08.2007 № 119 заказчик перечислил подрядчику аванс в сумме 3 627 498 рублей 30 копеек.

По накладным от 30.07.2007 № 30, от 13.08.2007 № 111 подрядчик передал заказчику проектную (техническую) документацию по первому и второму этапам выполнения работ; 14.08.2007 - направил акт приема-передачи указанных работ.

В дальнейшем подрядчик направил ответчику акты № 2, 3 приема-передачи документации по третьему, четвертому, шестому этапам работ, накладные N 15, 16 на передачу проектной (технической) документации и указанную в них документацию по перечисленным этапам работ.

Заказчик возвратил всю представленную подрядчиком документацию, в связи с отказом последнего от внесения изменений в подписанный между сторонами договор.

Отказывая в удовлетворении предъявленного ООО "ПКЦ "Стройтранскомплекс" требования о взыскании задолженности, суд руководствовался статьями 190, 191, 431, 432, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что договор от 19.03.2007 № 07-01 является незаключенным, так как не позволяет определить начальный и конечный сроки выполнения работ.

Кроме того, ООО "Морион-ЭРМИ" не принимало результаты выполненных истцом работ и не использовало их.

Суд отметил, что установленный в пункте 3.2 договора общий срок выполнения работ в девять месяцев не соответствует графику выдачи документации и финансирования (приложение N 2 к договору), согласно которому общий срок выполнения работ составляет 16 месяцев в зависимости от сроков перечисления аванса, которые не определены, и передачи исходных данных, сроки передачи которых, также не определены. Таким образом, в договоре и в приложении к нему стороны определили разные периоды времени, в течение которых мог быть исполнен договор в зависимости от выполнения каждой из сторон условий, предусмотренных договором и графиком, то есть стороны не пришли к соглашению по существенному условию договора данного вида: об окончательных сроках выполнения работ.

Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

В рассматриваемом договоре подряда сроки выполнения работ, порядок определения которых предусмотрен упомянутой статьей Кодекса, установить не представляется возможным.

При указанных обстоятельствах у судов имелись правовые основания для отказа в удовлетворении иска[87].

При исчислении сроков в случае отсутствия данных о месте пребывания лица в месте его жительства начинается со дня получения последних сведений о нем. При невозможности установить день получения этих сведений началом исчисления срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года[88].

В судах общей юрисдикции, как правило, не возникает проблем с определением начала течения сроков, поэтому приведем в качестве примеров решения, прошедшие проверку во всех инстанциях, включая высшие. Вопросы о правильности определения начала течения исковой давности судами часто возникают при недостаточности исследования фактических обстоятельств, связанных с моментом определения начала течения давностного срока.