Предположения относительно абиогенного, или неорганического происхождения жизни делались неоднократно ещё в античную эпоху, например, Аристотелем, который допускал возможность возникновения мелких организмов из неорганического вещества. С возникновением экспериментального естествознания и появлением таких наук, как геология, палеонтология и биология, такая точка зрения подвергалась критике как не обоснованная эмпирическими фактами. Ещё во второй половине XVII в. Широкое распроое рой половинеобоснованниук, как геология, палеонтология и биология, такая точка зрения подвергалась критике как необосностранение получил принцип, провозглашённый известным флорентийским врачом и натуралистом Ф. Реди, что всё живое возникает из живого. Утверждению этого принципа содействовали исследования знаменитого английского физиолога Уильяма Гарвея (1578-1657), который считал, что всякое животное происходит из яйца, хотя он и допускал возможность возникновения жизни абиогенным путём.
В дальнейшем, по мере проникновения физико-химических методов в биологические исследования снова и всё настойчивее стали выдвигаться гипотезы об абиогенном возникновении жизни. Выше мы уже говорили о химической эволюции как предпосылке возникновения предбиотической, или предбиологической стадии возникновении жизни. С указанными результатами не мог не считаться В.И. Вернадский, и поэтому его взгляды по этим вопросам не оставались неизменными, но, опираясь на почву точно установленных фактов, он не допускал ни божественного вмешательства, ни земного происхождения жизни. Он перенёс возникновение жизни за пределы Земли, а также допускал возможность её появлении в биосфере при определённых условиях. Он писал: «Принцип Реди… не указывает на невозможность абиогенеза вне биосферы или при установлении наличия в биосфере (теперь или раньше) физико-химических явлений, не принятых при научном определении этой формы организованности земной оболочки».
Несмотря на некоторые противоречия, учение Вернадского о биосфере представляет собой новый крупный шаг в понимании не только живой природы, но и её неразрывной связи с исторической деятельностью человечества.
е, что жизнь как материя и энероипонентом бисферыельную часть биосферы, связанных с изменением облика нашей планеты.к отлофа, угля, нефти и газаеличивают влажность воздуха, обогащают атмосферу кислородом.еляет деструктивнуюфу
Функции живого вещества
Живое вещество по составу есть вся совокупность живых организмов, обитающих в биосфере. Живое вещество имеет биомассу, обладает продуктивностью и имеет особенные по сравнению с косным веществом свойства. Эти свойства обеспечивают важнейшие функции живого вещества.
1. Энергетическая функция. Она определяется свойствами светочувствительного вещества хлорофилла зелёных растений, с помощью которого растения улавливают, аккумулируют солнечную энергию, преобразуют её в энергию химических связей молекул органических веществ. Органические вещества, созданные зелёными растениями, служат источником энергии для представителей иных царств живых существ.
2. Транспортная функция. Пищевые взаимодействия живого вещества приводят к перемещению огромных масс химических элементов и веществ против сил тяжести и в горизонтальном направлении. В этом перемещении заключаются транспортная функция живого вещества.
3. Деструктивная функция. Минерализация органических веществ, разложение отмершей органики до простых неорганических соединений определяет деструктивную функцию живого вещества. Данную функцию в основном выполняют грибы, бактерии.
4. Концентрационная функция. Есть накопление определённых веществ в живых существах. Раковины моллюсков, панцири диатомовых водорослей, скелеты животных – всё это проявления концентрационной функции живого вещества.
5. Живое вещество преобразует физико-химические параметры среды. В этом проявляется ещё одна главная функция живого вещества – средообразующая. Например, леса регулируют поверхностный сток, увеличивают влажность воздуха, обогащают атмосферу кислородом.
Договорные формы природопользования
В условиях социалистической системы хозяйствования господство административного метода регулирования природопользования отнесло договор к числу вспомогательных средств регулирования, использования и охраны окружающей природной среды. Длительное время лицензия в этих условиях была единственным документом, являющимся актом распорядительного органа власти, который регулировал взаимоотношения сторон. Договор, если он применялся в редких случаях, то, как правило, служил средством уточнения взаимоотношения сторон. Например, возьмём для иллюстрации договор застройки, заключаемый застройщиком и коммунальным отделом местного Совета на основе решения исполкома горсовета о выделении земельного участка для строительства дома. Суть договора состояла в конкретизации прав и обязанностей землепользователя и застройщика по использованию земельного участка, сроков начала и завершения строительных работ, проведения работ по благоустройству территории, окружающей дом. Подобную же функцию выполнял договор, заключаемый между сторонами при временном отводе земельного участка для строительства дорог, линии связи и иных сооружений. Договор уточнял права и обязанности участников отношений по:
· Хранению и использованию плодородного слоя земли;
· Рекультивации (биологической и технической) земельного участка;
· Осуществлению порядка проведения расчётов и ответственности сторон за ненадлежащее исполнение договорных условий.
По мере дальнейшей экономизации охраны окружающей природной среды, более широкого внедрения в экологические отношения экономических методов регулирования, договор принимает всё более распространённую и самостоятельную форму. При этом необходимо ответить, что в сфере экологии, где особенную роль играет содержание, а не форма отношений, чаще всего используют договоры инновационного типа. В принципе, в хозяйственных отношениях стороны вправе заключить любой договор, если он не противоречит действующему законодательству.
Наибольшее развитие получает известный гражданскому праву тип договора – аренда. Если в земельных отношениях она впервые появилась в сфере природопользования и уступила место более эффективным и привлекательным видам и формам землепользования (владение, собственность), то в других сферах природопользования аренда ещё с трудом пробивает себе дорогу.
Недра, воды, леса и животный мир по отраслевому законодательству продолжают оставаться государственной собственностью. Разница в том, что в отличие от исключительной, нынешняя государственная собственность стала многоуровневой, т.е. собственностью Федерации, республик, областей, краёв, автономных образований.
Вслед за арендой, которая ещё только развивается в области лесопользования, рыбного и охотничьего хозяйства, рекреации, обозначаются другие возможные виды договоров. Так, Закон о недрах (ст. 12) говорит о концессиях, т.е. появляется перспектива на договорных началах оказывать различного рода экологические услуги; в Законе об охране окружающей природной среды ( ст. 19) предусмотрен вид договора в области природопользования – договор о комплексном природопользовании.
Но несмотря на то, что договорная система настойчиво проникает в сферу экологических отношений (при отсутствии рыночных атрибутов – купли-продажи, мены, залога и т.д.), договор не будет занимать самостоятельного места. По-прежнему в условиях основанием возникновения экологического природоресурсного отношения будет считаться лицензия, а договор – средством её конкретизации и выполнения.
Предметом арендных отношений в механизме природопользования является характер использования земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов. По договору на аренду природных ресурсов одна сторона – арендодателя – для целевого хозяйственного использования конкретно определённые виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздоровительные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи) на установленный договором срок. Арендатор обязуется вносить обусловленную договором плату и соблюдать правила рационального использования и охрану природных ресурсов.
Сторонами в договоре аренды природных ресурсов выступают: в качестве арендодателя – владелец либо собственник природных ресурсов. Таковыми в нашей стране могут быть Федерации, республики, края, области, автономные образования, города и районы (муниципальная собственность).
Арендатором в договоре аренды природных ресурсов может быть любое правоспособное физическое или юридическое лицо: государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации, граждане, совместимые предприятия, международные организации и объединения, ассоциации, крестьянские и коллективные хозяйства и т.д.