К отношениям между отказополучателем (кредитором) и наследником, на которого возложен завещательный отказ (должником), применяются положения ГК РФ об обязательствах (в первую очередь, раздел III "Общая часть обязательственного права", а также соответствующие главы раздела IV "Отдельные виды обязательств" например, главы о купле-продаже, дарении, ренте, аренде и т.д.), если из правил раздела V "Наследственное право" и существа завещательного отказа то следует иное. Основные отличия завещательного возложения от завещательного отказа заключаются в следующем.
Во-первых, предметом завещательного отказа могут быть только действия имущественного характера, а предметом завещательного возложения также действия неимущественного характера[43]
Во-вторых, завещательный отказ возлагается на наследников по закону и завещанию, а установление завещательного возложения возможно как наследников, так и па исполнителя завещания при условии выделения в завещании части наследственного имущества для исполнения завещательного возложения.
В-третьих, завещательный отказ устанавливается в интересах частного (конкретного) лица или круга лиц, а завещательное возложение направленно на осуществление общеполезной цели (п.1 ст.1139 ГК РФ). Квалификация последней вызывает немало споров как в цивилистической литературе, так и в правоприменительной практике. К сожалению, специальный (наследственный) закон не определяет признаки общеполезной цели, но систематическое толкование норм Гражданского кодекса РФ позволяет утверждать, что на основе сходства, заключающегося в безвозмездности правопреемства, эти признаки могут быть почерпнуты из более развитого гражданско-правового института пожертвования.
В-четвертых, право на получение завещательного отказа действует в течение трех лет со дня открытия наследства и не переходит к другим лицам кроме случая, когда отказополучателю в завещании подназначен другой отказополучатель на случай, если назначенный в завещании отказополучатель умрет до открытия наследства или одновременно с наследодателем, либо откажется от принятия завещательного отказа иди не воспользуется своим правом на получение завещательного отказа, либо лишится права на получение завещательного отказа. Для исполнения завещательного возложения с неимущественным содержанием специальные сроки для требования его исполнения не установлены, да и прекращение права на исполнение завещательного возложения с имущественный содержанием по истечении трех лет (подобно завещательное у отказу па основании и.2 ст.1139 ГК РФ) вызывает сомнение, поскольку связано с общеполезной полы[44].
Однако, на наш взгляд, главное отличие завещательного возложения от завещательного отказа заключается в особенностях структуры содержания правоотношений, возникающих из завещательного возложения и завещательного отказа, Завещательный отказ порождает классическое обязательственное правоотношение между наследниками и отказ о получателем, и на них, естественно, распространяются общие положения обязательственного права, если из правил раздела о наследовании (т.е. из специальных норм, которые всегда имеют приоритет перед общими) или самого существа завещательного отказа не следует иное, В таких обязательственных отношениях наследник, на которого возложено исполнение завещательного отказа, выступает в качестве должника, а отказополучатель в качестве кредитора. Завещательный отказ порождает обязательственные отношения, имеющие относительный характер, независимо от количества лиц, участвующих в завещательном отказе. Завещательный отказ может быть возложен на несколько лиц в пользу одного отказополучателя (пассивная множественность лип в обязательстве), па одного наследника в пользу нескольких отказополучателей (активная множественность лиц в обязательстве) или на несколько лиц в пользу нескольких отказополучателей (смешанная множественность лиц в обязательстве).
В отличие от завещательного отказа возложение не имеет личного характера, поэтому в результате завещательного возложения возникает обязательство, в котором па стороне, имеющей право требования, выступает не определенное лицо (отказополучатель), а неопределенное множество заинтересованных лиц. Помимо их самих требовать исполнения может исполнитель завещания, любых наследников. В завещании такой перечень лиц (кроме заинтересованных) может быть расширен. Таким образом, возникшее обязательственное правоотношение назвать относи тельным однозначно нельзя.
В последнее время в литературе можно встретить суждения, что помимо обязательств с определенной множественностью яиц в имущественном обороте встречаются и обязательства с неопределенной множественностью. Как известно, обязательства относятся группе относительных гражданских правоотношений, предполагающих строго определенный субъектный состав как па стороне управомоченного лица (кредитора), так и обязанного липа (должника), которые могут быть представлены несколькими лицами сокредиторами или с должниками, что порождает такое явление, как множественность лиц в обязательствах. Предположение же о возможности неопределенной множественности в обязательствах, па наш взгляд, не отвергает стожившееся представлено об обязательствах в доктрине российского гражданского права, поскольку деление правоотношении на абсолютные и относительные происходит главным образом по определенности не субъектного состава, а содержания, В обязательственных отношениях (что следует даже из названия) центральное место в содержании занимает именно обязанность, а в случае завещательного отказа она четко определена, равно как определен и должен, значит, правоотношение существует. Таким образом, главное отличие завещательного возложение от отказа заключается в круге лиц, имеющих право требовать исполнения возложения, которые не только может быть значительно тире, нежели в случаях неисполнения завещательной отказа[45], но может быть вообще не определен.
Бели возложение не исполняется наследником добровольно, заинтересованные лица имеют право в судебном порядке требовать исполнения возложения. Такими же правами обладают исполнитель завещания и любой из наследников, поскольку в завещании не предусмотрено иное (п.3 ст.1139 ГК). Законодатель не уточняем в данном случае является заинтересованными лицами. Очевидно, к ним можно отнести любых лиц, в пользу которых совершаются указанные действия.
Срок получения завещательного отказа, который побежит исполнению, если отказополучатель воспользуется своим правом в течение трех лет в случае обратного, наследник, обязанный исполнить завещательный отказ, освобождается от такой обязанности (и.4 ст.1137, п.3 ст.1138 ГК РФ). Данный срок не подлежит восстановлению, поскольку он относится к срокам существования субъективного гражданского (обязательственного) права (требования), что, однако, не влияет на возможность досрочного отказа от него. Эти правила также относятся к завещательному возложению.
Исковой давностью признается срок для принудительной защиты нарушенного права путем предъявления иска в суд (ст. 195 ГК), т.е. предоставляет потерпевшему строго определенный срок для защиты cm права. По истечении исковой давности потерпевший лишается возможности принудительной (судебной) защиты своего права, но само нарушенное право сохраняется, чем сроки исковой давности отличаются от пресекательных сроков, истечение которых влечет утрату права.
К срокам исковой давности автор относит срок признания недействительными завещания, отказа от наследства, соглашения о разделе наследства, а также срок, в течение которого кредиторы наследодателя вправе требовать судебной защиты своих прав, и срок, в течение которого наследники вправе требовать защиты своих преимущественных прав при разделе наследственного имущества.
Завещание, отказ от наследства и соглашение о разделе наследства являются сделками, поэтому к ним примешается общие правила о недействительных сделках. В ст.1131 ГК РФ дана классификация оснований недействительности завещания. К ним относятся: недействительность завещаний с пороками субъективного состава (ст.171, 172, 175, 176 ГК РФ); недействительность завещаний с пороками воли (ст.177 - 179 ГК РФ); недействительность завещаний с пороками формы ст.1124 ГК РФ); недействительность завещаний с пороками содержания (ст.169, 170 ГК РФ).
В зависимости от допущенных нарушений завещание либо признается недействительным по решению суда (оспоримое завещание), либо является недействительным независимо от такого признания (ничтожное завещание) (п.1 ст.1131 ГК РФ - текстуально воспроизводит норму, соответствующую и, 1 ст.166 ГК РФ). При этом в ст.166 ГК РФ на первое место поставлены ничтожные сделки, а на второе - оспоримые, то в п.1 ст.131 ГК РФ они поменялись местами. Завещания с пороками содержания (совершенные е целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, мнимые и притворные), с пороками формы (причем не зависимо от того, о несоблюдении какой формы идет речь) относятся к ничтожным; с пороками воли - к оспоримым. Что же касается завещаний с пороками в субъективном составе, то они могут относиться либо к ничтожным, либо к оспоримым[46]. Гак, в соответствии со ст. ГК РФ завещание вправе совершить только тот, кто на момент его совершения обладает дееспособностью в полком объеме[47]. Совершенно ясно, что, если представлены доказательства, подтверждающие, что в момент совершения завещания завещатель не обладал полной дееспособностью (по решению суда был признан недееспособным или ограниченно дееспособным), такое завещание ничтожно и не может исполняться, даже если по этому поводу не было вынесено решение о признании завещания недействительным. Таким же ничтожным является заведшие, совершенное в отсутствие свидетелей, если их присутствие в соответствии с законом обязательно (п.3 ст.1124 ГК РФ) [48].