К IV классу относятся условно-твердые отходы, в том числе пастообразные, которые смешиваются с опилками. Сгущенные таким образом отходы помещают в котлован и изолируют сверху слоем грунта. На эту почву высевают травы, высаживают деревья и декоративные кустарники.
К V классу относятся особо токсичные сильнодействующие ядовитые соединения. Их прием и захоронение производят в металлических контейнерах. Предприятие-поставщик, кроме паспорта, характеризующего состав отходов, представляет акт о герметичности контейнера. Количество подобных отходов составляет примерно 0,5—1,0% от всей перерабатываемой на полигоне массы.
Интенсивная хозяйственная деятельность в Свердловской области резко активизировала развитие природных геологических процессов. Вследствие этого состояние среды обитания человека на этой территории определяется в большей степени именно техногенной нагрузкой.
Из всех видов хозяйственного освоения территорий разработка месторождений полезных ископаемых вызывает наиболее значительные изменения геологической среды, приводя в конечном счете к ухудшению среды обитания человека. Для Свердловской области это особенно характерно, так как исторически городские поселения возникали и развивались вблизи разрабатываемых месторождений. В результате в пределах зоны городской застройки многих городов, таких как Нижний Тагил, Кушва, Асбест, Красноуральск, Карпинск, Краснотурьинск и др., расположены карьеры, шахты, отвалы пород, являющиеся наряду с вредными выбросами промышленных предприятий основными факторами, создающими неблагополучную экологическую обстановку. Огромные массы вынутого и перемещенного грунта приводят к существенным изменениям природного ландшафта.
О темпах изменения ландшафтной обстановки можно судить на примере Нижне-Тагильского горнодобывающего комплекса, где процессы трансформации ландшафта ежегодно захватывают территорию до 15 га. В пределах шахтных полей происходит оседание земной поверхности и образуются провалы. Радиус развития деформации сдвига на Высокогорском и Лебяжинском месторождениях, расположенных в городской черте г. Нижнего Тагила, составляет от 800 до 1200 м. Провальные воронки над бывшими горными выработками достигают глубины 60—70 м. Из территории застройки уже изъяты многие сотни гектаров площадей, рекультивация которых практически невозможна. Эти площади неуклонно продолжают расти. Скорость движения фронта зон обрушения составляет 3—7, иногда более 20 м/год. На площади нескольких сотен гектаров высокие незадернованные откосы отвалов и мощные зоны обрушений создают своеобразный «лунный» ландшафт.
В городе Краснотурьинске оседание земной поверхности над горными выработками отработанного Васильевского месторождения вызвало деформацию нескольких пятиэтажных жилых домов, что потребовало закачки цементного раствора через скважины по периметру зданий.
В результате размещения отходов горнодобывающего производства (отвалы, хвостохранилища) значительные земельные ресурсы выводятся из хозяйственного оборота. Так, площадь хвостохранилища Качканарского горнообогатительного комбината составляет 1132 га. Отвалы и хвостохранилища являются активными источниками загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами. В основании различных отвалов наблюдаются прорывы подотвальных кислых вод, обогащенных тяжелыми металлами, и растекание этих токсичных вод по рельефу (гг. Кушва, Красноуральск, Кировград).
Снижение уровня подземных вод при углублении карьеров и шахт достигает больших глубин (до 400 м), захватывает значительные площади (Североуральский бокситовый рудник — около 500 км2). Понижение уровня подземных вод в закарстованных породах сопровождается резкой активизацией карстово-суффозионных процессов (районы гг. Карпинска, Североуральска, п. Билимбай и др.).
При ликвидации отработанных месторождений и прекращении водоотлива происходит процесс подтопления освоенных территорий. Так, в г. Верхняя Пышма при прекращении водоотлива из Пышминско-Ключевского рудника уровень подземных вод восстановился до своих естественных отметок, что привело к подтоплению части городской территории. При замачивании грунтов их несущая способность ухудшилась, и отдельные здания испытали деформации.
Большое влияние отработка месторождений оказывает на гидросферу. На горнорудных объектах Свердловской области извлекается свыше 660 тыс. м3/сут. подземных вод, 85% которых сбрасывается, загрязняя как поверхностные, так и подземные воды. В результате отдельные малые реки области превратились в сточные канавы (pp. Дегтярка, Левиха и др.).
При ликвидации отработанных медно-колчеданных месторождений отмечены случаи загрязнения геологической среды на значительных площадях. Так, карьерная выемка Кабанского месторождения заполнена кислыми водами (рН = 2). В период снеготаяния и ливневых дождей происходит растекание кислых вод до 5 км от карьера, где полностью или частично уничтожена растительность.
Специфической формой открытой добычи полезного ископаемого являются дражные разработки россыпных месторождений, достаточно широко распространенные в северной части области. Их следствием являются переформирование речных отложений, существенное изменение гидрогеологических условий в пределах речных долин. Многие реки, такие как Тура, Ис, Волчанка и др., загрязнены взвешенным материалом. Возможно также попадание в речные воды металлической ртути, которую использовали ранее для извлечения мелкодисперсного золота. Дражные полигоны, остающиеся после разработки, многие годы не зарастают, уродуя природный ландшафт.
Одна из основных проблем, с которой сталкиваются разработчики при строительстве жилых домов и массивов, та, что некоторые из заброшенных земель отравлены. Загрязняющие вещества, содержащие свинец и медь, можно часто найти на пустырях, где прежде были фабрики, мастерские.
В 1983 году в Екатеринбурге, на неорганизованной свалке Верх-Исетского металлургического завода, содержащей гальваношламы, пересыпанные бытовыми отходами и строительным мусором, объемом 40 тыс. м3, построили детскую многопрофильную больницу № 9. В результате измерений установлено повышенное содержание ртути (0,5 ПДК), количество сероводорода и аммиака в подвалах здания превышают ПДК для атмосферного воздуха. Для детского лечебного учреждения и восприимчивых организмов детей это очень много.
Наиболее высокий уровень загрязненности почв по са-нитарно-химическим показателям выявлен на территории гг. Кировграда (100%), В-Пышмы (96%), Ревды (90%), Екатеринбурга (69%), В-Салды, Режа, Полевского (50%).
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ПОЧВ И ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ
Во многих городах при сносе старых домов остаются небольшие участки заброшенной земли. Эти участки пустуют в течение многих лет, зарастают травой и часто используются местными жителями для свалки отбросов. Эти участки называют пустырями.
ПУСТЫРИ И СТОЧНЫЕ РЕКИ В ГОРОДАХ. Пустыри образуются не только в результате сноса старых жилых домов, но и при ликвидации какого-нибудь производства, хранилища, складов и пр. Они, как магнит, притягивают к себе отходы самого различного характера. Участки вскоре становятся безобразными и привлекают еще больше мусора. Зачастую бывает трудно восстановить, какого рода отходы попали в почву в прошлое время и, тем более, что сбрасывалось на уже образовавшийся пустырь. Для того чтобы использовать такой пустырь для строительства или озеленения, необходимо знать, какие загрязняющие вещества находятся в почве, устранить их и только после этого принимать решение о том, как лучше использовать это место. Аналогичная ситуация часто возникает и в связи с восстановлением загрязненных земель в сельской местности, в лесном массиве.
Существует и другая проблема больших городов — водоемы. Как правило, водные резервуары и реки крупных городов совершенно непригодны не только для питья, но и для существования животной жизни. Вспомните, например, состояние реки Идеть в городе Екатеринбурге, Нижне-Исетского пруда и многих других водоемов. Аналогичная ситуация существует и в Нижнем Тагиле, да, пожалуй, и во всех промышленных городах Свердловской области. Даже прекращение сбросов стоков в эти водоемы не улучшит положение, потому что донные отложения этих водоемов и рек пропитаны загрязняющими веществами.
Всем нам хотелось бы, чтобы наши, города, поселки, села, реки и озера были чистыми и красивыми. В некоторых местах жители с помощью местных властей очищают такие участки, создают небольшие природные заповедники, игровые площадки или зеленые уголки. Так, например, заброшенная земля в Ливерпуле (см. рис. 67) превращена в прекрасное место отдыха, широко используемое местными жителями. Для этого необходимо восстановить загрязненные земли, реки и водоемы. Тогда появятся и красивые птицы (а не только вороны), рыбы и другая живность.
Однако процесс восстановления или рекультивации почвы и водоемов очень сложный и достаточно дорогостоящий. В последние годы в промышленно развитых странах появились новые технологии по переработке и очистке грунтовых и поверхностных вод, почв, осадочных отложений, отстоев и твердых отходов. В нашей же стране очистка производится простым снятием грунта и вывозом его на свалки. Так поступили в 1979 году в Екатеринбурге, где при ликвидации аварии в Чкаловском районе был снят слой почвы и вывезен на так называемую Сидельниковскую свалку. Свалка ничем не ограждена, и отсутствуют даже предупредительные знаки.