Смекни!
smekni.com

Чернобыль - авария (причины, развитие, ликвидация последствий) (стр. 3 из 5)

Лишь на 15-ту час 26 апреля 1986 года, если к Припяти прибывшая комиссия Мини­стерства энергетики СССРНА лбе с министром В. Майхрцем, украинское правительство официально сообщили, что реактор полностью разрушен и в атмосферу поднимаются мощные выбросы радиоактивных частичек.

Председатель Совета Министров Украины О. Ляшко дал распоряжения о мобилиза­ции транспорта на случай эвакуации жителей из пораженной местности. Отвечал за про­ведение по подготовке эвакуации заместитель Председателя Совета Министров УССР К. Масик. Через несколько часов задачи по организации спец. колон автотранспорта было выполнено. В полночь по распоряжению Совета Министров УССР колоны автобусов от­правились в зону бедствия. В 4-й часу утра 27 апреля весь автотранспорт сосредоточился близ Чернобыля и полностью был готовый к вывозу людей.

Казалось бы, сработали оперативно, четко, но... Не имел украинское правительство надлежащих полномочий. Восемь часов в зоне повышенной радиации и транспорт, и люди ожидали разрешения на выезд.

Через 3 дни после взрыва повышенный радиационный фон зарегистрировали в Жи­томире (в 10-20 раз), Ровно (почти в 10), в Львове и Киеве (в 2-3 разы). Резкое повышение Р-фона зафиксировали на дорогах, транспорте, шерсти животных, в водоёмах за 100 км от ЧАЭС. Ситуация ухудшалась с каждым часом и требовала соответственной реакции со стороны власти. Но каждый шаг нужно было согласовать с Москвой. Решиться и запре­тить Киевскому областному исполнительному комитету привлекать детей к работе на от­крытой местности. 29 апреля впервые оповестили про радиационную опасность жителей Киева и районов Киевской и Житомирской областей. Медики локально начали проводить профилактику препаратами йода население Киева и области. Необходимо было принимать более кардинальные решения.

Ликвидация последствий аварии и последствия.

При осуществлении мероприятий, предусмотренных в специально разработанном плане на случай аварии, выяснилось, что задействованных сил и средств явно не достаточно. Масштабы аварии оказались на столько велики, что опровергли мнения некоторых авторитетных специалистов и сделанные в соответствии с ними расчеты. Обстановка на АЭС чрезвычайно сложная. Уже на первых заседаниях правительственной комиссии, проведенной 26 апреля, встал вопрос о локализации активности реактора, выбрасывающего аэрозольные продукты горения. Попытки охладить его водой положительного результата не дали. Чтобы сократить выход радиации над активной зоной, решено создать защиту из песка, глина, бора, доломита, известняка и свинца. Все эти компоненты забросить в кратер реактора с вертолетов.

Благодаря энергичным мерам, принятым членами правительства удалось быстро организовать доставку, разгрузку и складирование требуемых материалов. Поначалу мешки в реактор сбрасывали вручную. Этот способ оказался малоэффективным. И тогда было предложено использовать тормозные парашюты самолетов. Доложили об этом начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, который одобрил эту идею. С помощью тормозных парашютов работа пошла быстрее. За короткое время удалось засыпать верхнюю часть реактора тысячами тонн защитных материалов. Наряду с «закупоркой» кратера решалась другая очень важная задача. В недрах реактора находилась многотонная расплавленная масса высокой температуры. А под днищем – десятки тонн воды. Не трудно себе представить что могло произойти, если бы днище не выдержало и расплав вступил в соприкосновение с водой. Вот почему необходимо было как можно быстрее откачать воду из под реакторного бассейна. Эту задачу выполняли пожарные подразделения гражданской обороны. В целях усиления руководства работы у реактора, координации усилий специалистов из различных министерств и ведомств, организации и взаимодействия созрело решение создать пункт управления (ПУ). В 8 мая в основном была закончена откачка воды из-под реактора, был открыт котловак для проходки под реактор. Начаты работы по строительству «могильника» для захоронения радиоактивных конструкций и элементов здания реактора, и приготовлен трубопровод для закачки специального раствора под разрушенный реактор. Смонтировать трубопровод в тех условиях было не просто. Прежде всего с помощью направленных взрывов в толстых стенах помещений третьего и четвертого энергоблоков.

9 мая намечалось пробить отверстия и уж потом монтаж оборудования. К 16.00 9 мая на территории АЭС были прекращены работы, поступила команда вывести людей в безопасные места. А пол часа спустя начальник пункта управления выехал на бронетранспортере в район третьего и четвертого реактора чтобы убедиться в отсутствии людей.

2 мая была поставлена задача – принять меры по недопущению стока дождевых вод в р. Припять и ее притоки. Принято решение закрыть городские канализационные ливнестоки и создать сеть дамб по возможным направлениям стоков воды. Дамбы сооружались с учетом рекомендаций геологов Украины., хорошо знающих бассейн р. Припяти в районе Чернобыля. Сооружение делали насыпными, покрывали сверху и с фронта движения воды специальной пленкой для предотвращения возможного разлива. Кроме того, перед каждой дамбой с направления ожидаемого потока воды отрывали траншею для ее перехвата, чтоб ослабить водный напор. В траншею насыпали торф, обладающий способностью абсорбировать радионуклиды. Весь комплекс мероприятий по строительству дамб осуществлялся с высоким качеством и в максимально короткие строки. Это позволило бы до начала дождей завершить все намеченные работы.

Многое было сделано по дезактивации живых и производственных зданий, прилегающих к ним территорий, а также дорог, мостов и других сооружений. Этот участок работы по ликвидации последствий аварии можно было без преувеличения назвать самым сложным и объемным.

Эвакуация – это слово в то время у многих было на устах. Обстановка ежечасно осложнялась. Продолжались выбросы из реактора. Требовались точные данные о радиационной обстановке на большой территории. Только в результате глубокой и всесторонней ее оценки можно было принять правильное решение на эвакуацию. Особенно следовало учитывать загрязненность местности в 10-тивелометровой зоне, прилегающей к АЭС. В районе г.Припять наблюдалась неравномерность радиационного фона, который в отдельных местах был весьма высоким. К тому же никто не знал, как в дальнейшем поведет себя аварийный реактор. Естественно, что все это в конечном счете указывало на неизбежность эвакуации.

Об эвакуации г. Припяти официально решение правительственная комиссия приняла 27 апреля в 17ч дня.

Было решено вывозить людей автобусами прямо от подъездов жилых домов. Организация вывоза легла в основном на органы внутренних дел.

В ночь на 27 апреля участковые инспектора вместе с сотрудниками паспортного стола горотдела милиции совершили подворный обход всех жилых домов.

Было определено количество жилей проживающих в каждом подъезде, составлены соответствующие карточки.

Расчеты показали что в городе 160 домов с 540 подъездами. Общее число жителей составило 47 тыс.чел., из них 17 тыс. детей и 80 лежащих больных. Учтено было, кому и какую помощь придется оказать в пути.

На основании полученных данных весь жилой массив города разбили на 5-ть секторов. За каждым из них закрепил соответственных работников милиции из начальствующего состава выделалось по одному – два работника милиции на каждый жилой подъезд.

27 апреля на второстепенных дорогах в районе города Чернобыля было сосредоточено долее 1200 автобусов (из них 100 – резервных) и примерно 200 бортовых грузовых автомобилей. На железнодорожной станции Янов подготовили два дизель -поезда на 1500 мест.

Часть людей пожилого возраста не захотели уезжать и буквально прятались во время эвакуации. Их обнаружили работники милиции уже через несколько дней, когда подключали дома под охранную сигнализацию. Все оставшееся – около 20 человек были немедленно эвакуированы.

В связи с ухудшением радиационной обстановки Правительственной комиссии было принято решение эвакуировать население из 10-километровой, а затем и 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС.

Эвакуация из 10-тикилометровой зоны была начата в 18ч 2 мая и закончена к 19ч 3 мая. Из этой зоны было вывезено 100 тыс. чел.

4 мая началась эвакуации из 30-километровой зоны с территории Украины и Белоруссии. Проводилась она поэтапно. В Киевской области например, она началась в этот день в чернобыле и в ряде других населенных пунктов. Для этой цели заранее подготовили автобусы и 1167 грузовых автомобилей. Было также выделено 1486 специальных автомобилей для перевозки скота.

К этому времени на границах зоны были уже развернуты передвижные автозаправочные станции, пункты дезактивации транспорта и санитарной обработки населения.

Определенную сложность представляло то, что в таком крупном населенном пункте, как г.Чернобыль, большинство домов частной застройки а также государственного фонда находилось на довольно тесных улицах. Поэтому эвакуация проводилась со сборных пунктов. Она прошла спокойно и организованно. Все были вывезены и расселены на новых местах в течении одного дня.

4-5 мая было проведено отселение первых 50-ти населенных пунктов Гомельской области. Вывезли также тысячи голов крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей.

25 июля 1986г. эвакуированные получили возможность забрать из своих оставленных домов и квартир личное имущество при наличии соответствующего разрешения дозиметрической службы. К 1 ноября того же года личное имущество вывезли 20346 семей из Припяти, 4204 – из Чернобыля, 7747 семей – из Чернобыльского района. Это примерно 80% всех семей оставивших при эвакуации свое имущество в домах и квартирах. Кроме того, после дозиметрического контроля из 30-километровой зоны было вывезено государственных ценностей на сумму 40,3млн.рудлей.