Смекни!
smekni.com

Экологическая экспертиза (стр. 2 из 25)

как предпринимательская деятельность..., заключающаяся в сборе и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предпрития....

Устоявшегося определения ЭА не существует и за рубежом. Используется целый ряд терминов, обозначающих сходные с экологическим аудитом процедуры: оценка эксплуатации, обзорная оценка, экологическая ревизия, проверка соответствя эктологическим требованиям и т.д. (audit, review, survey, surveillance, assessement). Наиболее часто приводят два определения ЭА:

инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку того, насколько соответствует организационная система... и функционирование оборудования экологическим целям, что предполагает усиление контроля..., а также оценку соответствия деятельности производства экологической политике компании, включая и соответствие нормативным требованиям...;

систематическая, документированная, периодическая и объективная оценка регулируемых субъ-ектами эксплуатации объектов и деятельности в соответствии с экологическми требованиями.

По своей сути ЭА является ни чем иным, как эколого-экономической экспертизой послепроектной стадии жизненного цикла действующего объекта (хозяйственной деятельности). В дальнейшем ему будет посвящена специальная лекция, которая войдет в один из тематических выпусков-приложений к данному учебному пособию.

В самое последнее время в России появился ещё один термин, в рамках которого делается попытка объединить все выше перечисленные эколого-экспертные мероприятия, учитывающие экологический фактор на всех этапах хозяйственной деятельности. Это предложено называть "экологическим сопровождением хозяйственной деятельности" (ЭСХД). По другому, на наш взгляд, более точным будет не "экологическое сопровождение". а "экологическое регламентирование хозяйственной деятельности" (ЭРХД).

Из всего многообразия представленных понятий в рамках данного учебного пособия обсуждаются первые два ‑ ЭЭ и ОВОС, так как именно они юридически закреплены в российских нормативно-правовых документах. Именно эти два ключевых понятия, вынесенные в название курса, всё ещё часто воспринимаются как синонимы, т.к. отражают процедуру получения и совокупность количественных (а часто и только качественных) оценок, основанных на одних и тех же научно-методических подходах, использующих достижения одних и тех же фундаментальных и прикладных наук. Однако практика и соответствующее законотворчество в области экологического сопровождения или регламентирования хозяйственной деятельности (ЭСХД или ЭРХД) постепенно "разводят" эти термины по различным этапам ЭСХД и заставляют задумываться над их иерархической соподчиненностью в системе эколого-ориентированных информационно-управленческих социальных отношений.

Обычно в процессе ЭСХД выделяют два (иногда 3-4) основных этапа:

‑ комплексная оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), разрабатываемая, как правило, в рамках проекта (иногда ‑ как отдельный параллельный этап, обычно, при отсутствии в проекте глубокого и всестороннего экологического обоснования предлагаемых решений), состоящая из совокупности покомпонентных оценок (частных ‑ по видам объектов воздействия на атмосферу, воды, почвы, биоту, человека и т.д.), сводимых к итоговой обобщенной оценке;

экологическая экспертиза (ЭЭ), также комплексная, обычно понимаемая как контрольная процедура, нацеленная на проверку и возможную дополнительную оценку изложенной в ОВОС или другом виде экологического обоснования достаточности аргументации экологической безопасности (экологическую обоснованность) проекта, а также иного вида предполагаемой или уже осуществляемой деятельности. Экологическая экспертиза бывает двух видов: государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ). Иногда ещё одним видом коммерческой экологической экспертизы (КЭЭ) действующих объектов или территорий считают их экологический аудит (ЭА), осуществляемый в России пока в рамках экологического контроля (всё чаще ‑ монторинга), и не имеющий достаточной нормативно-правовой определенности (см. далее).

На первом этапе ‑ ОВОС, несущей в себе прежде всего элементы исследования, выбора альтернатив предлагаемого решения и его экологического обоснования, а также научного прогноза предлагаемой деятельности, осуществляется работа, во многом довольно похожая на западные процедуры с аналогичным названием. Традиционно она относится к начальному этапу ЭСХД, хотя её методология в дальнейшем используется и при более поздних проектных и послепроектных стадиях экологической экспертизы, аудита и экологического контроля.

На втором этапе ‑ экологической экспертизе необходимо остановиться более подробно. Традиционно для СССР и России она понималась только как контрольная проверка обоснованности намерений и предлагаемых решений, т.е. предпроектных и проектных стадий развития народного хозяйства. При этом послепроектная стадия проверок действующих хозяйственных объектов обычно не относится к экологической экспертизе и рассматривается уже как экологический контроль, которому предписывается не только чисто "мониторинговые" (сбор информации) или управленческие (принятие санкций на основе полученной информации) функции, но и экспертные (анализ собранной информации и подготовка управленческого решения). Поэтому органам экологического контроля (инспекциям, надзорным подразделениям и т.д.), реже ‑ службам мониторинга ОС приходится кроме своих прямых функций выполнять и несколько несвойственные ‑ экспертные. В результате возникло множество всяких "экспертиз", не обеспеченных ни требуемой информацией, ни кадрами соответствующей квалификации. Это не могло не сказаться отрицательно на качестве принимаемых управленческих решений по перестройке хозяйства, их экологической обоснованности.

В западной, более успешно реализуемой управленческой природоохранной практике, эта стадия послепроектного экологического анализа (экологический аудит) специализирована не на контрольные, а на аналитические службы и отнесена ко второму этапу ЭСХД ‑ ко все той же экологической экспертизе (в нашей терминологии), хотя и называется оценкой воздействия на окружающую среду. Путаница в России возникла т.к. соответствующий термин ‑ "environmental impact assessment" (иногда с добавкой ‑ "...decision analisis"), слишком дословно переведенный с английского, был воспринят нашими специалистами как понятная им ОВОС, касающаяся только проектной стадии. Эта терминологическая путаница была в дальнейшем перенесена и в нормативно-правовые документы. В результате процедуры ОВОС и экологической экспертизы закрепились в соответствующей документации как две последовательные стадии предпроектного и проектного анализа, фактически не затрагивающие стадию анализа послепроектного.

На самом деле это, практически одно и то же, т.к. опирается на общую нормативно-правовую документацию и отличается лишь в организационно-процедурном отношении. Каждый из этих терминов может рассматриваться как обобщающий и включающий в себя второй из них. Учитывая конкретную законодательную закрепленность термина "экологическая экспертиза" и наше тяготение к собственной терминологии, целесообразно в качестве общего (широкого) и более высокого по смысловой иерархии термина считать экологическую экспертизу. Соответственно, в ней могут выделяться свои виды и стадии: в качестве предварительной экспертизы, выполняемой на коммерческой основе, может рассматриваться ОВОС; в качестве параллельной государственной экспертизе или ОВОС может выступать общественная ЭЭ; завершающей проектный цикл является государственная ЭЭ ‑ как контрольная проверка стадии намерений. При этом послепроектная стадия (экологический аудит, экологическая ревизия и т.д.) также оказывается экспертизой, но уже существующего и действующего хозяйственного объекта.

В связи с этим понятно, что для успешной работы в области экологической экспертизы и ОВОС специалисты, экологи-эксперты должны свободно ориентироваться во всех проблемах и аспектах, функциях, процедурах и методах, объектах и субъектах конкретной хозяйственной деятельности и экологических последствиях ее воздействий на элементы окружающей среды и здоровье человека, а также владеть знаниями материалов законодательно-правовой и нормативной базы, на которой основаны организационно-процедурные принципы и правила экологической экспертизы и ОВОС.

Таким образом, данная разработка раскрывает ранее изданные программные и учебно-методические материалы, сохраняя характер не только учебного, но и справочного издания, которые могут быть использованы на очном и заочном отделениях экологического факультета при изучении курса с аналогичным названием (читается 2-3 раза в год, начиная с 1994 года), а также в работе ФПК и аспирантуры МНЭПУ. Она несколько дифференцирует очное и заочное изучение предлагаемого спецкурса и делает возможным его преподавание в качестве общефакультетского курса для студентов всех кафедр экологического факультета, а также (частично и с некоторой адаптацией содержания) на межфакультетских направлениях специализаций других факультетов (экономика природопользования, экологический менеджмент, экологическое право и др.) МНЭПУ и других ВУЗов экологической направленности.

Курс в целом также может быть использован в структуре профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих, прежде всего ‑ системы Госкомэкологии России и других природоохранных ведомств.

Авторы надеются, что данное учебное пособие принесет свою пользу и явится их посильным вкладом в дело развития экологического образования в России, подготовки экологов-экспертов.