В 1993 году Российской Федерацией подписана Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. Разработана Федеральная целевая программа уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации, приоритетом которой являются: безопасность процесса уничтожения химического оружия, защита и оздоровление окружающей среды.
Нарушение установленных правил при обращении с веществами, указанными в ч. 1 ст. 247 УК, признается оконченным с момента создания реальной угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Состав преступления сконструирован законодателем по типу формального.
В ч. 2 ст. 247 УК установлена ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Объектом преступления являются отношения в сфере экологической безопасности.
Предметом данного преступления являются патогены, опасные для человека, животных и растений (их подробная характеристика приводится при анализе ст. 247 УК).
Преступление, предусмотренное ст. 248 УК, заключается в нарушении правил безопасности при обращении с названными микроорганизмами и токсинами: применение и разведение биологических объектов, не свойственных природе соответствующего региона, а также полученных искусственным путем без разработки эффективных мер, предупреждающих их неконтролируемое размножение; превышение нормативов предельно допустимой концентрации в природной среде микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ, которые утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации.
Обязательным признаком экологического преступления являются последствия: вред здоровью человека (любой степени тяжести), распространение эпидемий или эпизоотии, иные тяжкие последствия. К эпидемическим болезням относятся холера, чума, брюшной тиф, дизентерия, грипп и т.п. Другие заразные болезни - тиф, малярия, японский энцефалит и др. Эпизоотия - массовое заболевание животных,
К иным тяжким последствиям относится имущественный ущерб, связанный с введением на территории России особых условий и режимов проживания людей и ведения хозяйственной деятельности, направленных на ликвидацию инфекционных, паразитических, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний, отравлений.
В качестве особо квалифицирующего обстоятельства ч. 2 ст. 248 УК указывает смерть человека.
Преступление считается совершенным с момента наступления последствий.
Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.
Объектом преступления является экологическая безопасность в сфере обеспечения защиты от болезней, общих для человека и животных.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 249 УК, выражается в нарушении ветеринарных правил, повлекших распространение эпизоотии или иные тяжкие последствия.
Нежелательные последствия могут наступить в связи с:
- невыполнением ветеринарных правил, обязательных при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства;
- нарушением порядка применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов, отказом от специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;
- реализацией и использованием для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя животных, молока, молочных продуктов, яиц, иных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Ответственность за данный вид преступлений наступает при наступлении последствия - эпизоотии, или иных тяжких последствий. Характеристика последствий в виде эпизоотии аналогична рассмотренной в составе ст. 248 УК.
Частью 2 ст. 249 УК установлена ответственность за нарушение правил по борьбе с болезнями и вредителями растений, повлекшее тяжкие последствия.
Под этими понятиями следует понимать полное или частичное уничтожение посевов или насаждений на значительных площадях, гибель собранного урожая, порчу семенного материала и т. п., отравление людей или скота ядохимикатами вследствие нарушения правил их использования. Вопрос о том, являются ли наступившие последствия тяжкими, решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Юридическая ответственность за нарушения экологического законодательства
В соответствии со ст.ст.4 Закона “Об охране окружающей природной среды” охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат следующие объекты природопользования:
· естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
· земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух,
· леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд,
· природные ландшафты.
Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву регламентируется в ст. 81 Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды”:
За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Данное определение, содержащее основные отличительные признаки экологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. Так, в нем указаны не все признаки правонарушения; перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения.
Более удачным представляется определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии.[11]
Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.
Объект представляет собой совокупность общественных отношений по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Природная среда в целом и ее отдельные компоненты) являются предметом правонарушения.
Для объективной стороны экологического правонарушения характерно нарушение путем действия или бездействия общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей природной среды; причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности причинения такого вреда; наличие причинной связи между экологически опасным деянием и причиненным вредом.
С субъективной стороны могут иметь место обе формы вины: умышленная и неосторожная.
Умысел может быть прямым и косвенным, а неосторожность — в виде небрежности или самонадеянности (легкомыслия).
Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридически лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане.
Как видно из ст.81 Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды” ответственность, предусмотренная за экологические правонарушения, по отраслям права делится на:
· административную,
· дисциплинарную,
· уголовную,
· гражданско-правовую.
Все экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность, а преступления уголовную.
Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с дисциплинарной, материальной, административной или уголовной. Привлечение к этим видам ответственности не освобождает субъекта от обязанности возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания, применяемые при реализации указанных видов ответственности, являются мерами наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф, конфискация) носят материальный характер. Взыскиваемые в виде наказания суммы не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов в бюджет.[12]