Теснейшим образом с эксплуатацией природных ресурсов связана проблема торговли и транспортных связей между прикаспийскими государствами.
Традиционно Россия имела на Каспии самый крупный торговый флот и мощнейший судостроительный и грузоперевалочный комплексы в дельте Волги. Реформенные потрясения выбили из привычной колеи работу этих комплексов, но не разрушили их. И сегодня происходит переориентация судостроения и судоремонта, развития портов и обработки грузов на новые потребности, на этот раз диктуемые рыночной конъюнктурой. Географическое положение Астрахани таково, что через нее пролегают кратчайшие пути между Европой и Азией, причем пути не только водные, но и сухопутные и воздушные. Общепризнанно, что перевозка грузов судами смешанного (“река-море”) плавания дешевле всех других видов транспорта. Работа таможни тоже может быть весьма доходной, но здесь необходимо законодательное уравновешивание интересов федерального центра и приграничных областей. Так, только за 1 полугодие 1995 года астраханская таможня взыскала и перечислила в федеральный бюджет 60 млрд. руб. — эта сумма превышает все затраты, например, на здравоохранение Астраханской области за тот же период. Область же от взысканных таможней сумм не получает ни рубля, наоборот, не однажды оказывала таможне содействие за счет местного бюджета.
Развивающиеся торговые отношения с Ираном и другими прикаспийскими государствами вызвали рост грузопотоков и сделали необходимым строительство нового морского порта, которое ведется в поселке Оля Астраханской области; первый причал уже вступил в эксплуатацию. Параллельно идет развитие портовых сооружений в Иране. Немалую роль в развитии торговли играют установившиеся партнерские отношения между Астраханской областью и иранскими провинциями Гилян и Мазандаран. По предварительным оценкам, грузопоток между Россией и Ираном в 1995 году возрос по уравнению с 1994 годом не менее чем в 5 раз. Мы уверены, что развитие партнерских торговых отношений с Ираном не должно ставиться в угоду внешнеполитической конъюнктуре: Иран — наш сосед, это геополитическая реальность, а с соседями надо сотрудничать.
Необходимость межгосударственного и регионального сотрудничества стран, объединенных (а не разделенных) водным бассейном, и бессмысленность сепаратных попыток справиться с глобальными проблемами нагляднейшим образом сегодня проявляются в попытках противостоять подъему уровня Каспийского моря.
Последствия подъема уровня Каспия, безусловно, порождены неразумным подходом к освоению прилегающих к морю земель. Дело в том, что уровень Каспия циклически меняется — то повышается, то падает — море “дышит”. Эти циклы нередко длятся даже не десятки, а сотни лет. Когда в середине XX века уровень Каспия падал, люди шли за морем, строя долговременные капитальные сооружения на освободившейся от воды земле. Это был подход временщиков, которым нужна сиюминутная выгода.
С конца 70-х годов уровень Каспия начал подниматься, а в это время полным ходом еще шли обсуждения проекта переброски северных рек в Каспийский бассейн! К 1994 году уровень Каспия поднялся до отметки — 26,4 метра, то есть на 2,6 метра, — понятно, что это означает для совершенно плоской Прикаспийской низменности. До 1994 года темп подъема воды составлял 14 сантиметров в год, в 1994 году произошел резкий скачок — 26 сантиметров в год. По прогнозам к 2005 году уровень поднимется до отметки 26 метров, а к 2030-му — до отметки 25 метров. В Астраханской области подъем уровня моря оказывает интенсивное влияние на четыре из десяти административных районов, резко осложняя в них санитарно-эпидемиологическую и социальную обстановку.
В зоне влияния, с учетом нагонных явлений, оказалось 257 тысяч гектаров земель, в том числе 42,5 тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий (из них 5,5 тысячи — орошаемой пашни), 180 тысяч — нерестового фонда, объектов рыбного хозяйства, 51 км дорог с твердым покрытием, 7 мостов, 13 паромных переправ, 95 км линий ЛЭП и ЛЭС, 6 трансформаторных подстанций (35 кВт и выше), животноводческие фермы и инженерные коммуникации, наконец, 34 населенных пункта с числом жителей 31,2 тыс. человек.
Под влиянием подъема Каспия происходит общий подъем уровня высокоминерализованных грунтовых вод, сегодня он составляет от 0,5 до 1,2 метра. При этом резко прогрессируют процессы вторичного засоления, гибнет растительность, заселяются орошаемые земли и теряют ценность сельскохозяйственные угодья. Создается подпор в водотоках дельты, идет интенсивное обрушение берегов, на которых расположены населенные пункты.
Подъем уровня грунтовых вод приводит также к потоплению полей фильтрации канализационных очистных сооружений, ферм крупного рогатого скота, объектов нефти и газодобычи, кладбищ, интенсивной коррозии заглубленных инженерных коммуникаций.
При подъеме уровня моря до отметки 26,0 метра в зоне его влияния уже окажутся 414 тысяч га земель (35% общей площади дельты), 71 населенный пункт с численностью 57,0 тысячи человек, и только в зоне затопления будет 34 населенных пункта с численностью 30,9 тысячи человек.
На реализацию неотложных мероприятий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.93 года N37, Астраханской области планировалось выделить в 1993—1995 годах 494 миллиона рублей в ценах 1991 года, в том числе на защиту населенных пунктов 247 миллионов рублей.
Однако фактически за истекший период получено из федерального бюджета всего лишь 19 миллионов рублей, или около 4%. На 1995 год Минфин выделил 16,38 млрд. рублей при потребности 365 млрд. рублей. Иными словами, средства выделены только на переселение жителей и защиту населенных пунктов.
В целом на реализацию мероприятий, связанных с переселением жителей, защитой населенных пунктов, объектов экономики области, ценных сельскохозяйственных угодий, согласно разработанной федеральной целевой программе необходимо 2980,9 млн. рублей (в ценах 1991 года), или около 7 с половиной триллионов рублей в текущих ценах.
Естественно, Астраханской области без поддержки федеральных властей данную проблему не решить, как не решить ее самостоятельно и Калмыкии, и Дагестану.
Мы стоим перед угрозой глобального экологического кризиса, требующего неотложных и согласованных межгосударственных мер.
Решение всех проблем, так или иначе, связано с исторически сложившимся статусом Каспийского моря и возможным его уточнением, но, повторю, это уточнение, на наш взгляд, должно быть производным от решения конкретных проблем, хозяйственного использования ресурсов Каспия.
Международное формирование статуса Каспия, начиная с заключенного в 1813 году Тюментанского мирного договора и включая советско-персидский договор 1921 года, всегда предусматривало элемент закрытости, исключительности в использовании Каспийского моря только прикаспийскими государствами. Такой особый режим Каспийского моря признан всем международным сообществом государств. И сегодня нет никаких оснований для его пересмотра.
В соответствии с международным статусом Каспийского моря оно закрыто для государств, не имеющих естественного доступа в его бассейн, а государства, обладающие побережьем, пользуются равным правом на все виды морепользования. Исходя из этого, России необходимо с особой тщательностью и взаимосогласованностью подходить к выбору ширины различных видов (территориальных, экономических и т.п.) прибрежных зон.
Использование понятия “море” для Каспия — скорее дань традиции, чем правовое определение его статуса, который невозможно подогнать в силу своей уникальности под правовые международные нормы, сложившиеся для морей и для озер. Необходим системный подход, основанный на долгосрочных интересах России и ее прикаспийских регионов, учитывающий все приведенные выше стороны глобальной проблемы. При этом Россия, как равноправный партнер других прикаспийских государств, может обеспечивать свое лидерство только более квалифицированной и более оперативной разработкой взаимовыгодных проектов — для этого есть все необходимые предпосылки.
Долгосрочной целью проекта выработки стратегии сохранения Ладожского региона является содействие устойчивому развития природы и общества.
Непосредственной целью является выработка Природоохранной Стратегии на основе интегрированного анализа имеющихся данных для содействия рациональному природопользованию в регионе Ладожского озера (Ленинградская область и Республика Карелия).
Основной задачей первого этапа работ по Ладожскому региону в рамках сотрудничества между СПБОЕ и WWF Дании стало проведение комплексного анализа современного состояния окружающей среды региона Ладожского озера и разработка Логической Схемы (Logical Framework Matrix) для крупного проекта (инвестиционного пакета), нацеленного на содействие долгосрочному рациональному природопользованию и устойчивому развитию в регионе. Логика решения поставленной задачи требовала выделения ряда подзадач, а именно:
· Подробный анализ состояния природной компоненты региона и степени ее охраны.
· Оценка современной демографической ситуации, ее динамики в последние годы, уровень и их характер занятости населения.
· Оценка экономической ситуации и планов развития экономики региона, включая промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, туризм и реакцию, транспорт.
· Оценка региональных и федеральных законодательных компонентов, имеющих отношение к вопросам природопользования и охраны природы.
· Оценка первоочередных нужд в области охрани природы в регионе и определения модельных объектов, набольших районов для осуществления пилотных проектов и районов приоритетного внимания со стороны БФП СПБОЕ.
Предлагаемый вариант стратегии наряду с решением поставленных в начале проекта задач, призван также ответить на три ключевых вопроса: Какого общее состояние природной составляющей Ладожского региона? Каковы перспективы реализации принципов устойчивого развития в регионе? Каковы приоритетные направления международного и межрегионального сотрудничества по Ладожскому озеру и какие ресурсы уже имеются для успеха такого сотрудничества? Важной задачей предлагаемого документа является содействие поиску путей устойчивого развития природы о общества в регионе.