Уже к середине XIX века в Московской губернии Достигается высокая степень специализации сельского хозяйства. Близость городских рынков привела к тому, что целый ряд подмосковных сел и районов стал заниматься исключительно молочным животноводством, выращиванием овощей, ягодным и плодовым хозяйством. Появились многочисленные теплицы и даже оранжереи. С развитием животноводства возникают новые сельскохозяйственные угодья промежуточного характера: выгоны и покосы по лесу, редкий лес по сенокосу и т. д. Заметно ухудшается состояние лесов.
В середине - конце XIX в. повышается спрос на древесину для нужд железных дорог, городов и промышленности, что привело к резкому увеличению темпов лесных рубок. Правительство вынуждено было издать специальный закон “О сбережении лесов”. Несмотря на это, лесистость Московской губернии к началу XX в. заметно падает.
С середины 90-х годов XIX в. вокруг Москвы разрастаются промышленные пригородные поселки с множеством фабрик и заводов. В результате, вместо тихих, зеленый окраин город окаймляется крайне неблагоприятным с экологической точки зрения дымным фабричным кольцом (Марьина Роща, Алексеевское, Ростокино, Богородское и др.). Возникают и ближайшие спутники Москвы, такие, как Кунцево, Люблино, Перово и др.
Во второй половине XIX в. развивается и городское хозяйство. С конца 60-х годов освещаются газом главные улицы города в пределах Садового кольца, а за ним устанавливаются керосиновые фонари. В последние годы XIX в. строится канализация. Сточные воды по трубам были направлены для очистки на специальные поля орошения. До этого существовала вывозная система удаления нечистот, которая с этим практически не справлялась. Нередко домовладельцы, а также фабрики, бани и бойни спускали загрязненные воды без очистки прямо в водосточные трубы или непосредственно в естественные водоемы. Были загрязнены не только Москва-река, Яуза и их притоки, но и пруды, колодцы и даже артезианские источники, и фактически вся вода в Москве оказалась непригодной для питья. Удручающую картину экологического состояния Москвы дополняли 30 городских свалок мусора и сливных пунктов нечистот, а также более 20 кладбищ, расположенных в черте города.
Развитие города сопровождалось постоянным антропогенным изменением исходных природных условий и формированием специфического городского ландшафта. Наибольшим изменениям подвергся растительный покров. Еще в XII в. большая часть территории Москвы была покрыта лесами. Ряд топонимов* говорит о существовании соснового леса и на Кремлевском холме: Боровицкие ворота, церковь Спаса на бору (в Кремле). Путешественники XV в. в своих описаниях Москвы указывали, что она со всех сторон окружена дремучими лесами. Однако к XVIII в. на территории современной Москвы сохранились только “заповедные” (для царской охоты) леса в Измайлове и на Погонно-Лосином острове.
Следует отметить, что, несмотря на постоянную и интенсивную рубку леса для разных нужд, в Москве существовала устойчивая тенденция к сохранению и созданию зеленых массивов. Во все времена в городе существовало множество садов. Уже с XVI в. с учреждением Аптеки существовал Ботанический (Аптекарский) сад. Начиная с Петровских времен в Москве и ближайших окрестностях возникают распланированные парки. В начале XIX в. начинается общее благоустройство города - устраивается первый в Москве Тверской бульвар, на котором были высажены березы. К сожалению, в начале нашего века деревьями было обсажено не более 10% улиц.
Большим изменениям подвергся рельеф Москвы. По мере развития и благоустройства города постепенно срезались положительные формы рельефа: моренные холмы и останцовые возвышения, береговые валы и песчаные дюны. Были выложены спуски на крутых склонах к Москве-реке, Яузе, Неглинной и ряду других водотоков. В разные периоды в черте города существовали сотни и тысячи разнообразных копаных прудов, рвов, каналов и т. д. Было огромное количество карьеров по добыче песка, глины, гравия и известняка.
Из века в век шел процесс стихийного наложения культурного слоя. В пределах Садового кольца практически не сохранился естественный почвенный слой - он замещен культурным, мощностью от 1 до 6 метров. Однако на некоторых участках, в дано обжитых районах города, он достигает 10 и более метров. Рельеф города стал более однообразным и плоским.
Уже к XX в. было засыпано несколько десятков, когда-то существовавших рек, ручьев и оврагов. Яркий пример этого - река Неглинная, которая в начале XIX в. была заключена в подземную трубу. Активно изменялись состояние и режим речной сети. в Замоскворечье в 80-х годах XVIII в. построили водоотводный канал протяженностью 4 км. на всех притоках Москвы с ранних времен строили плотины и искусственные водоемы. Некоторые плотины известны с XIV в., а наивысшего размаха их строительство (до нескольких сотен) достигло в XVII - XVIII вв.
Подобные преобразования природы в сочетании с массовой застройкой привели к тому, что в начале XX в. на территории города было уничтожено большинство природных ландшафтов и Москва стала представлять собой единый антропогенный (городской) ландшафт. К сегодняшнему дню рельеф в черте города изменен полностью.
Влияние промышленности на окружающую среду региона
Промышленность в большинстве городов оказывает наибольшее влияние на окружающую среду (хотя в Москве на первом месте по выбросам в атмосферу стоит городской автотранспорт). Следует однако отметить, что различные отрасли промышленности влияют на природные системы по-разному.
Например, топливная промышленность и связанная с ней электроэнергетика вносят наибольший вклад в загрязнение воздуха. Добывающая промышленность - в частности, характерная для Московской области добыча торфа или строительных материалов - характеризуется нарушением почвенного покрова и изменением ландшафта в целом. Химическая промышленность и металлургия (черная и цветная) наряду с выбросами в атмосферу загрязняющих веществ дают огромное количество загрязненных стоков.
Московская область специализируется на легкой промышленности, цветной металлургии и машиностроении, в меньшей степени - на химической и нефтехимической промышленности и промышленности строительных материалов.
Если же анализировать не специализацию, а величину общего воздействия на окружающую среду, то окажется, что в Московской области наибольший вред окружающей среде наносят в первую очередь разнообразное машиностроение и металлообработка, а также теплоэнергетика и добывающая промышленность совместно с производством строительных материалов. Можно также отметить отрицательное влияние химической промышленности, в частности производства минеральных удобрений (фосфорных и азотных) на базе собственных месторождений фосфоритов районе города Воскресенска.
Наиболее “грязные” производства в составе машиностроения - литейные, гальванические и окрасочные, сильно загрязняющие атмосферу. Они выбрасывают твердые взвешенные частицы, оксиды и ионы тяжелых металлов, различные органические вещества и многое другое.
В целом машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность региона (включая огромное количество оборонных и научно-экспериментальных предприятий) по разнообразию отраслей производств, потребляемых металлов и материалов и по своему отрицательному воздействию на окружающую среду не имеет себе равных в других регионах страны.
Химическая промышленность является источником выбросов многочисленных и разнообразных загрязняющих веществ как в воздух, так и в водную среду. Как правило, предприятия и комбинаты этой отрасли промышленности потребляют огромное количество сырья, топлива и воды и часто занимают большие площади, что сегодня в московском регионе особенно неприемлемо.
Для предприятий органической и неорганической химии, производящих в Московской области пластмассы (Орехово-Зуево, химические волокна (Серпухов), искусственные волокна (Мытищи), В Москве - каучук, резинотехнические изделия и шины, а также для нефтеперерабатывающих и коксохимических заводов характерны выбросы углеводородов, соединений хлора, азота, мышьяка и ртути.
Большое количество химических соединений, ввозимых на территорию Московской области из других регионов, потребляют черная и цветная металлургия. По воздействию на окружающую среду эти отрасли близки к химической промышленности.
Поскольку в регионе образуется большое количество отходов цветной металлургии, в столице и области размещено несколько предприятий вторичной цветной металлургии. Кроме того, так как московской машиностроение - крупнейший потребитель цветных металлов: меди, алюминия, олова, свинца, цинка, золота, серебра, платины - в Москве и области сосредоточены конечные стадии цветной металлургии - рафинирование металлов и производство сплавов. Их влияние на окружающую среду столь же велико, сколь и разнообразно, по масштабам оно превышает аналогичное влияние гальванических цехов на машиностроительных предприятиях.
Предприятия легкой промышленности, в зависимости от конкретного вида производства, выбрасывают в атмосферу главным образом твердые взвешенные частицы (пыль) и пары растворителей. В водные источники от предприятий этой отрасли поступает, при недостаточной очистке стоков, множество химических веществ, растворителей, кислот а также волокон. Самые крупные современные центры текстильной промышленности области - Орехово-Зуево, Ногинск, Раменское, Серпухов, Озеры (производство хлопчато-бумажных тканей), Монино и Купавна (производство шерстяных тканей).
Предприятия по производству строительных материалов, в зависимости от профиля производства и используемого сырья, выбрасывают в атмосферу большое количество пыли, окиси углерода (СО2), оксидов азота, паров растворителей, полициклических ароматических углеводородов и других примесей. Кроме того ряд полезных ископаемых, используемых в этой отрасли промышленности, может иметь повышенную природную радиоактивность, как, например, гранит, содержащий радиоактивный радон. Гранитом в Москве и области облицованы фасады домов, набережные, установлено множество гранитных памятников в самих городах и на кладбищах.