Среди таких сроков различают:
1) сроки существования гражданских прав;
2) пресекательные сроки;
3) гарантийные сроки, сроки службы и годности;
4) претензионные сроки.
2.2 Виды сроков осуществления гражданских прав
Сроки существования гражданских прав - сроки, в течение которых существуют определенные субъективные права и управомоченное лицо имеет реальные возможности для их реализации. Они призваны обеспечить управомоченным лицам время для реализации их прав и вместе с тем придать определенность и устойчивость гражданскому обороту. С истечением данного срока субъективное гражданское право прекращается, а возможность его реализации утрачивается. Примером может служить договор поднайма жилого помещения. Существенным его условием закон признает срок, в течение которого поднаниматель может проживать в жилом помещении. Главным основанием прекращения договора поднайма является истечение срока действия договора, и на него не распространяются правила о преимущественном праве на заключение договора на новый срок (ст. 685 ГК).
Пресекательный срок в гражданском праве обычно рассматривается как срок, устанавливающий пределы существования субъективных гражданских прав и предоставляющий управомоченным лицам строго определенное время для их реализации под угрозой прекращения в случае его неосуществления или ненадлежащего осуществления.
Пресекательные сроки имеют особый механизм воздействия на субъективные права (обязанности). С их истечением субъективное право прекращается не в связи с его реализацией или невозможностью осуществления в принудительном порядке, а потому, что закон ограничивает во времени его существование, за пределами которого оно, как правило, прекращается.
Особенностью пресекательных сроков является то, что они всегда определяются достаточно точно. Причем в норме права указываются не только продолжительность, но и начало течения срока. Пресекательный срок в отличие от срока исковой давности не может быть восстановлен. Пресекательный срок применяется судом независимо от того, было ли об этом заявление от участвующих в деле лиц (такой вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.05.2001 N 7055/00). Если срок исковой давности достаточно просто отличить от пресекательного срока, то различия между последним и сроком существования гражданского права настолько размыты, что некоторые авторы ставят между ними знак равенства.
Сроки существования гражданских прав представляют собой сроки действия субъективных прав во времени. Они призваны обеспечить управомоченным лицам время для реализации их прав и вместе с тем придать известную определенность и устойчивость гражданскому обороту. С истечением данного срока субъективное гражданское право прекращается, а возможность его реализации утрачивается. Так, срок действия доверенности не может превышать трех лет (пункт 1 статьи 186 ГК РФ), авторское право по общему правилу действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, а патент на изобретение - в течение 20 лет с даты поступления заявки в патентное ведомство. Следует учитывать, что среди гражданских прав имеются бессрочные субъективные права, например, право собственности.
Пресекательные (преклюзивные) сроки устанавливают пределы существования гражданских прав. Они предоставляют управомоченным лицам строго определенное время для реализации их прав под угрозой прекращения этих прав. Так, если сумма денежных средств, числящихся на банковском счете клиента, окажется меньше предусмотренного банковскими правилами или договором минимума и не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения клиента об этом, банк вправе расторгнуть по суду договор с таким клиентом (пункт 2 статьи 859 ГК РФ).
Аналогичного мнения придерживается и А.П. Сергеев. В частности, он указывает: "От сроков существования субъективных прав следует отличать так называемые пресекательные (преклюзивные) сроки. Они также предоставляют управомоченному лицу строго определенное время для реализации своего права. Однако если сроки существования прав определяют нормальную продолжительность этих прав, то пресекательные сроки имеют своим назначением досрочное прекращение субъективных прав в случае их неосуществления или ненадлежащего осуществления. Многие авторы не разграничивают сроки существования субъективных прав и пресекательные сроки. С таким подходом трудно согласиться, ибо нельзя игнорировать различия, существующие между этими сроками. В отличие от сроков существования субъективных прав пресекательные сроки затрагивают лишь те субъективные права, которые могли бы существовать и дальше при условии их надлежащего осуществления управомоченным субъектом".
Термин "пресекательные сроки" производен от более точного термина "преклюзивные сроки", который, в свою очередь, происходит от латинского глагола praecludere - "преграждать", "препятствовать".
Пресекательные сроки в гражданском праве - это не обычные, а какие-то исключительные сроки, с истечением которых преграждается путь, пресекается существование субъективного гражданского права.
Пресекательные сроки установлены и в других законах, в том числе регулирующих публичные отношения. Например, в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена давность привлечения к административной ответственности, что означает невозможность вынесения постановления об административном наказании, а также решения суда о назначении такого наказания (это относится к случаям, когда к административной ответственности привлекает арбитражный суд), по истечении предусмотренных в этой статье сроков). При этом не имеет значения, что административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении лица к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.
Претензионный срок можно определить как установленный законом либо договором период времени, в течение которого обладатель нарушенного субъективного права вправе и должен обратиться непосредственно к обязанному лицу с письменным требованием об урегулировании возникших между сторонами разногласий, не прибегая к помощи юрисдикционных органов.
Нормы действующего законодательства в отличие от положений нормативных актов советского периода, придают претензионному порядку урегулирования споров исключительный, а не универсальный характер. Однако ни одна из названных норм не содержит определения претензионного срока, не было его и в советском законодательстве.
Понятием «претензионные сроки» охватываются как сроки для заявления претензий, так и сроки для ответа на претензии. Длительность претензионных сроков зависит от оснований требований и характера споров.
В п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено: «Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка».
Из приведенной формулировки вытекает следующее.
Устанавливать категории споров, при которых обязательно требуется соблюдать досудебный претензионный порядок, могут только законодательные органы РФ. Органом исполнительной власти РФ, законодательным и исполнительным органам субъектов Российской Федерации, муниципалитетам и другим каким-либо органам такого права не предоставлено.
Соблюдение претензионного порядка разрешения споров обязательно только для определенных категорий, указанных в законе, а по другим категориям – если только об это специально сказано в договоре. В этом случае предъявление иска без предварительного обращения с претензией к другой стороне запрещается. Иск, предъявленный с нарушением этого требования, является основанием для оставления его без рассмотрения.
Не должны также приниматься к рассмотрению арбитражными судами исковые заявления, поданные до окончания срока для ответа на претензию, когда ответ на нее не получен.
В ряде случаев закон предоставляет возможность управомоченному лицу решать самому: использовать ли ему право на предъявление претензии или непосредственно обратиться в суд за разрешением спора.
Очевидно, законодательство не исключает возможность предъявления претензии до подачи искового заявления в суд и тогда, когда управомоченное лицо к этому не обязывается ни в силу закона, ни по условиям договора.
Право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, которые в случаях, предусмотренных в АПК, правомочны обращаться без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.
Итак, существо претензионного срока составляет возможность реализации права требования как элемента субъективного гражданского права непосредственно от обязанного лица в рамках охранительного правоотношения, то есть на добровольных началах без обращения к средствам принудительного воздействия. Именно сущностью претензионного срока определяются последствия его истечения – абсолютно безвозвратное (срок нельзя продлить, приостановить и т.п.) погашение возможности защиты нарушенного права в принудительном порядке в рамках принудительного правоотношения, выражающееся в проявлении препятствия к возникновению права на иск, но не самого субъективного права. Очевидно, что претензионный срок, по сути наиболее близок к срокам защиты прав, но отличатся по порядку реализации (на добровольных началах), а не при помощи юрисдикционного органа, хотя и при наличии нарушенного субъективного гражданского права, то есть в рамках охранительного правоотношения). Соблюдение претензионного порядка является условием возникновения права на защиту субъективного материального гражданского права в принудительном порядке, поскольку с реализацией права на обращение непосредственно к обязанному лицу закон либо договор связывает возникновение права на иск.