Парадигма современного развития научного знания с ее поликонцептуальностью, альтернативностью, методологическим плюрализмом, междисциплинарным подходом, неоднозначностью постановки задач и решений требует соответствующей системы образования, которая уже не может основываться только на представлениях линейного (механистического) движения, не может ограничиться только трансляцией социального опыта, не может игнорировать культуру, не может не учитывать экологический императив. Вполне понятно, что при таком подходе экологическое образование не может (не должно) умещаться только в рамках биолого-экологических знаний. Экологический императив должен стать идеологией спасения жизни на Земле. Поэтому экологическое образование не может ограничиваться только «распространением» экологических знаний. Оно должно учитывать потенции, ориентации, мотивы, ценности человека, его думы, чувства, энергию. Вместе с тем оно должно быть ориентировано на цели и смысл жизни человека на Земле. Образование как раз и есть тот самый социальный институт, который существенно влияет на формирование духовного мира человека, на диалог культур.
Диалог культур представляет собой важнейший инструмент в распространении идей культуры, в мобилизации всего того огромного гуманистического потенциала, которым располагает человечество. Вся мировая история со времен глубокой древности дает нам бесчисленное множество примеров диалога культур. В сферу этого диалога входило и формирование взаимных представлений народов, государств и отдельных личностей друг о друге. На их основе складывались определенные, часто весьма устойчивые стереотипы, ведущие либо к взаимному уважению и терпимости, либо, наоборот, к отторжению, неприятию и даже враждебности.
Диалог культур отрицает диктат, авторитаризм с чьей-либо стороны. Напротив, углубление диалога культур возможно в условиях равенства и свободы развития сторон, совершенства средств коммуникаций, численности вовлеченных в него участников. Рост культуры людей, осуществление диалога культур между ними делают реальностью претворение в жизнь диалога человека с природой, т. е. реализоваться ему как человеку экологическому.
Человек экологический живет, действует и работает в Духовном силовом поле. Он не может быть вполне сформирован без усвоения исторических духовных оснований, без поиска самобытных нравственных ориентации, без выявления традиционных ценностей, составляющих его единое целое пространство.
Процессы, происходящие сегодня в мире и рассматриваемые в контексте глобального экологического кризиса, служат сохранению и развитию жизни на нашей Планете. Мерилом и целью развития каждой личности становится гуманизм, человечность. Ныне «в полный рост, — справедливо утверждает Ю. Г. Волков, — встает проблема смены человека экономического человеком человечным, т. е. смены частичной личности». Гуманизация в широком понимании — это экологизация по отношению к человеку, а экологизация — это гуманизация по отношению к природе. Отсутствие гуманистических ценностей в структуре человеческих ценностей уничтожает жизнь или препятствует ей. «В концепции коэволюции, — подчеркивает Н. Ф. Газизуллин, — на первом месте стоит гуманистический смысл»16. Человек экологический — это гуманистический (человечный) человек.
До последнего времени в социально-гуманитарной
литературе часто обращается внимание на те общественные формы движения общества, которые в значительной степени связаны с тоталитаристским, авторитарным (насильственным) проявлением. Что касается гуманистических начал общественного развития, то они нередко выпадают из поля зрения исторического и обществоведческого анализа.
Конечно, в мировой истории имело место и то, и другое. Действительная история мирового развития порождала и войны, и геноцид, и насилие, национальные и межнациональные конфликты, и терроризм, вызывая массовую дегуманизацию, примитивную массовую культуру, разрушение, растление, отчуждение, уничтожение человеческой личности.
Вместе с тем мировая история, преодолевая все препятствия (часто с нечеловеческими усилиями), утверждала в обществе гуманизм. Эпохи Возрождения, Реформации, Просвещения были тесно связаны с переориентацией общества (государства, власти) на принципы и ценности гуманизма. Гуманистическая сила человечества никогда не умирала, она — бессмертна. Выступая против разрушительных тенденций в обществе, деструктивной деятельности отдельных личностей и организаций, различных форм человеконенавистнической идеологии, гуманизм становится все более активным фактором спасения жизни на Земле. Глубоко права С. Ф. Минакова, утверждая, что «человека нужно обучать гуманизму с детства, не с меньшим усердием, чем чтению, письму и счету. Ему нужно помогать двигаться в русле гуманизма на протяжении жизни»'7.
В отличие от самого общества люди, входящие в него, обладают уникальной способностью мыслить, планировать, рассматривать альтернативные варианты. Тем самым они могут (и должны) влиять на судьбу будущего общества. Сегодня развитие будущего связывают с переходом к обществу информационных технологий с его всеобщей компьютеризацией. Рисуя возможности развития информационного общества, Н. Н. Моисеев отмечает, что это будет «тоталитарный порядок, но он будет поддерживаться не штыками и даже без применения современного сверхточного оружия, а средствами массовой информации. Я не думаю, что подобный порядок в состоянии долго просуществовать на планете. Более того, режим «тотального демократизма» будет естественным шагом к концу истории, но не по Гегелю и Фукуяме, а концом истории биологического вида homo sapiens».
Стратегия развития общества и выживания человечества существенным образом опирается на идеи современной синергетики. Синергетика полагает и в природе, и в обществе (внутри себя и между собой), самоорганизующиеся системы. В основе этих систем лежат гуманистические ценности и идеалы людей, которые определяют, по какому пути будет развиваться человеческое общество. Если наступает время нестабильного равновесия (даже очень небольшого), то движение самоорганизующейся системы может пойти по неожиданному пути.
Обществу, целью которого является погоня за прибылью, «можно противопоставить только одно — гуманизацию общества, высочайшую сознательность и нравственность его членов». Без гуманизации всех сфер человеческой деятельности спасти жизнь на Земле не удастся. В этой связи, по справедливому утверждению В. А. Коптюга, «роль гуманитарных и социально-экономических наук на этом этапе жизни человечества приобретает особое значение, превосходящее даже значение естественных и технических наук». Развивая эту мысль, Н. Н. Моисеев также указывает, что проблема сохранения человека на Земле — это важнейшая проблема фундаментальных знаний, но «прежде всего гуманитарных знаний, поскольку речь должна идти о поведении человека, о его способности гармонично вписаться в жизнь биосферы и воспитания в рамках определенных стандартов»21.
Человек экологический, поднимаясь все выше и выше духовно и нравственно, в своих собственных проявлениях , и действиях неограничен. Осваивая свою планету как колыбель Разума, себя как Геологическую силу, он все глубже и полнее проникает в Космос, используя столь мощный ресурс в качестве одного из вариантов выхода из экокризиса. Только человек экологический может (и должен) обеспечить сосуществование различных форм бытия, диалог с природой, ориентированно нравственную регуляцию поисков научного знания и образования, соотнесение его результатов с гуманистическими идеалами. Это, в свою очередь, полагает многообразие, полисистемное видение мира с его разнообразием, альтернативным развитием различных форм. В данном случае единство и всеединство человека, мира и природы представляют собой громадное (бесконечное) число самых разнообразных культур, связей, поисков, свобод, форм нравственных действий и поступков, но со своим собственным лицом, собственной единой доминантой, коей является сам человек. И, конечно, нужно Слово. «Нам нужно Слово! Нам нужен порыв. Не столько домик с газоном, сколько порыв. И вера в то, что у нас есть будущее. Нам необходимо найти нужное слово, способное родить порыв, способное позвать в будущее».
Экология человека — новая область знаний, это «вершинная экология», исследующая причины грозящей катастрофы и пути прорыва человека к ноосфере — единственно возможной форме достойного продолжения рода человеческого. В системе социально-гуманитарных знаний экология человека является «вершинной» философией будущего, соединяющей равновесное, коэволюционное и устойчивое развитие Природы и Общества, материальное и идеальное в человеческой деятельности. Экологическая философия призвана убедить и переориентировать человека с мертвых ценностей на ценности жизни, созидание и единение. Экология человека есть «вершинная» психология целостной личности.
Экология человека — это наука о спасении жизни на Земле, наука о каждом из нас и о всех нас вместе. Она (эта наука) для президентов и учителей, для учеников и родителей, для ученых и чиновников, для верующих и атеистов, независимо от цвета кожи, вероисповедания, образования, благосостояния и партийной принадлежности; она для землян, для всех тех, кто любит жизнь, и готов служить ее процветанию. Перед людьми стоит задача — не портить природу Земли. Она — не только наш Дом, это — мы сами.