Смекни!
smekni.com

Эколого-эстетическое воспитание школьников (стр. 10 из 15)

Наблюдения над пейзажем устного народного творчества, над верным изображением родной природы совершенствуют элементы эстетического отношения к природе, которые заложены в начальных классах. Углубляется так же понятие о прекрасном в пейзаже, которое доставляет нам наслаждение: учитель может показать школьникам, что красота заложена в самой природе, а красота в пейзаже – это изображение прекрасной природы в искусстве. Отражение прекрасных свойств природы в художественных образах характеризует творчество многих мастеров литературы и искусства.

В курсе литературы шестого класса есть возможность выявить у учащихся, как лучшие фольклорные традиции в изображении родной природы трансформировались и развивались в едино – эстетическом плане, питая творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, М. Шолохова (“Тарас Бульба”, “Му - Му”, “Бежин луг” и другие).

Природа обычно “участвует” в развитии конфликта дает характеристику героя. Писатель стремиться показать связь природы с переживаниями человека, ее поэтичность, воспроизвести отношение героя к миру, его причастность к своей родине. При освоении в шестом классе понятия об эпическом и лирическом следует обратить внимание подростков на то, что пейзаж – наиболее яркий лирический компонент любого вида искусства.

Для углубления базы эстетического отношения с семиклассниками можно не только вести работу над содержанием пейзажа, но и рассматривать эстетическую ценность выбранных автором слов. Экспрессия каждого слова в пейзаже, подобно мазку кисти в живописи и звуку в музыке, несет в себе идейно – смысловую и эстетическую нагрузку. Н. Некрасов видит любимую и родную Русь в славной осени, в неокрепшем льде, который, “словно как тающий сахар, лежит”, в спокойном просторе освещенном лунным сиянием. Обращая внимание семиклассников на эстетическое значение слова в пейзаже, мы показываем, что художественная форма всегда соответствует идейному содержанию произведения. Не только картина природы в целом может быть развернутым и единичным образом, но и каждое слово в пейзаже несет конкретный образный смысл.

Ознакомление учащихся четвертых – седьмых классов с пейзажами отдельных произведений и отдельных писателей в определенной системе формирует основу их отношений к образам природы в литературе.

В систематическом курсе литературы (восьмые – десятые классы) эту работу целесообразно строить на широкой литературоведческой и эстетической основе в двух направлениях: сопоставлять пейзажи близких по идейно – эстетической направленности мастеров литературы; анализировать пейзаж как отражение творческого метода автора.

В классическом русском пейзаже XIX века отражены традиционные начала, характерные для этой эпохи: это образная передача эмоций и чувствований человека, свойственная фольклору; отражение мощи природной материи у Г. Державина; героическое начало в природе, характерное для творчества А. Радищева; романтическое духовное созерцание природы у В. Жуковского.

Особенности романтического пейзажа: исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником. Романтический пейзаж не редко несет в себе поэтическое отражение одной из центральных тем романтизма – разлада между мечтой и действительностью.

В творчестве А. Пушкина нам дороги и романтические пейзажи ранних стихов, южных поэм, и не превзойденные реалистические картины природы в романе “Евгений Онегин”.

При изучении Н. Некрасова в девятом классе давая понятие о народности литературы, можно охарактеризовать благотворное влияние на некрасовскую пейзажную живопись русского народно – поэтического творчества. Пейзаж Н. Некрасова не существует сам по себе, безотносительно к человеческим скорбям и радостям, он подчинен лирике человеческих чувств и взаимоотношений, пейзаж, особенно в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, полон сказочных элементов, насыщен множеством зрительных образов, в которых сказывается пристальное внимание к очертаниям и краскам внешнего мира, присущее устному народному творчеству.

Пейзажная живопись М. Шолохова отличается простотой и образностью, выразительностью словесного оформления, интонационным своеобразием, ритмичностью и напевностью. В его лирических пейзажах читатели воспринимают не только картины родной земли, но и думы людей, согревающих ее своими ладонями, поверяющих ей радость и горе. Известный вопрос о взаимоотношениях человека и природы, естественной жизни и цивилизации, на который пытались ответить В. Жуковский и А. Пушкин, Ф. Тютчев и М. Лермонтов, Л. Толстой и И. Тургенев, Н. Некрасов и А. Блок, автор “Поднятой целены” и “Тихого Дона” М. Шолохов решает с позиции крестьянина, постоянно и непосредственно соприкасающегося с животворящей силой земли. Шолоховский пейзаж органично входит в образную структуру его произведений. Огромный, полный величественности мир природы врывается в сознание героя в самые напряженные моменты происходящих событий. Он выражает настроение героя, связан с его характеристикой. Картины родной природы у писателя насыщены многообразием красок, наполнены звуками, шумами, тонами окружающего мира.

С расширением познания объективного мира и приближением к идеалу гармоничной, всесторонне развитой личности будет увеличиваться взаимопроникновение идей науки с искусством и поэзией. И к этому учитель обязан готовить нынешних школьников. В литературе появилось не мало произведений, стремящихся дать в образной форме психологический и социальный анализ научных процессов и направлений в изучении природы. В пейзаже известного поэта Л. Мартынова сближение искусства, поэзии, науки осуществляется не только по тематике, но и по характеру мышления, по органичной связи этих двух форм познания и отражения объективной действительности, в том числе родной природы. Великолепны лирические пейзажи и у поэта Н. Рубцова.

Итак, для правильного “прочтения” пейзажа необходимо не только ощутить в нем художественную ценность каждого слова, роль поэтической звукозаписи, расположение и сочетание красок, место пейзажа в общей системе художественных образов, связей с идейным содержанием произведения, но и найти “фокус восприятия” художника в каждом отдельном случае. Для понимания литературного пейзажа необходимо уяснить, каково положение изображаемых предметов или явлений природы относительно точки, с которой рисует их автор, и каково его отношение к природе. Итак, пейзаж может быть использован для формирования отношения школьника к природе, но важно при этом рассматривать и изучать его в тесной связи с идейно – художественными особенностями произведения.

3.3. Роль искусства музыки и хореографии в развитии нравственно – эстетического отношения школьников к природе.

Среди различных видов искусства большое значение в формировании эстетического отношения к природе принадлежит музыке и хореографии, поскольку генезис того и другого искусства восходит к тем далеким временам, когда образное отражение природы и ее законов помогало древним людям приспосабливаться к условиям меняющейся среды. Когда охота была одним из главных источников существования, освоение повадок животных решало успех охоты, а значит, и обеспечивало питание. В массовых организованных действах, предшествовавших охоте на крупного зверя, ритмические танцевальные движения были своеобразной репетицией; молодое поколение охотников получало в форме танца – песни наглядные уроки. Каждому следовало проявить ловкость, силу, согласованность своих движений, возгласов с движениями и возгласами всего коллектива. С освоением земледелия приобретало значение поклонение растениям, солнцу, земле как магическое освоение сил природы.

В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы переносятся на человеческие характеры. В русских песнях и танцах девушку сравнивают с грушицей, зоренькой, яблонькой; молодца – с молодым месяцем, ясным соколом, лебедем. Эти удивительные по красоте сравнения делают песню и танец поэтичными, образными, нежными, веселыми и грустными, величественными и шутливыми.

В танцевальных действах иногда народ выражает свое отношение к “вечным” вопросам бытия, характеру перемен, цикличности, связанной с жизнью природы. Весенние хороводы отличались сдержанностью. По мере приближения к осени танцы и ритмы хороводного движения учащались, принимали иногда вихревой характер, как танцы в Древней Греции в честь бога Вакха. Иногда это были развлекательные зрелища в честь того или иного времени года, связанные с изображением природы. В процессе труда, общение людей друг с другом музыка и танцевальные движения с обогащением звукового и пластического опыта сливались с поэтическим словом – возникали формы традиционных праздников, посвященных труду.

В современных условиях сохранились темы и элементы танцев, связанных с природой. Одним из любимых таджикских праздников с древних времен является праздник весны, который справляется после сева и называется праздником “Лола” – тюльпана. В день этого праздника молодежь приносила гирлянды тюльпанов. Вокруг них начинались пляски, песни, выступления народных певцов, комиков. Коллективные изобразительные движения, связанные с посевом, ростом и сбором хлопка, отражаются в танце хлопка. Популярен литовский танец “Гайдис” – танец петуха.

Таким образом, осваивая в процессе художественного творчества окружающую действительность, люди на разных широтах и в разных географических и социальных условиях накапливали и передавали следующим поколениям разнообразные приемы и средства музыкальной ритмической и пластической выразительности, которые отбирались и совершенствовались в соответствии с характером данного народа. Разнообразен танцевальный язык и образная символика народной хореографии. У жителей равнины широкие поступь и жест, танцы напевны, лиричны. В них отражено многообразие оттенков чувств – от лирического спокойствия до безудержного веселья. Танцы народов гор сдержанны, шаг цепкий и легкий, движения рук напоминают трепет крыльев горных орлов.