По-видимому, наиболее реально может осуществляться добровольное прививание лиц из групп, подвергающихся повышенному риску заражения: мужчин-гомосексуалистов, проституток, наркоманов; не устоят от этого искушения и медицинские работники, считающие, что подвергаются серьезному риску заражения от своих пациентов. В остальных случаях проблема выбора методов профилактики заражения будет достаточно очевидной.
Еще одна ожидаемая сложность, связанная с вакцинацией, – возможное появление прослойки иммунизированных, но не зараженных лиц, имеющих маркеры, указывающие на возможное инфицирование ВИЧ. В связи с этим появится проблема дифференцирования зараженных и иммунизированных ВИЧ, что потребует усовершенствования и удорожания процедуры установления диагноза ВИЧ-инфекции.
Таким образом те, кто рассчитывает, что все проблемы, связанные с профилактикой ВИЧ-инфекции, будут автоматически решены при скором появлении профилактических вакцин, серьезно заблуждаются.
Более того, распространение мнения о неизбежном появлении лекарственных и профилактических препаратов представляет определенную опасность, так как внушает населению неоправданный оптимизм, который снижает эффективность обучающих программ.
Заключение
В настоящее время пандемия ВИЧ-инфекции продолжает свое развитие и неминуемо должна охватить население России. В руках медицинских работников имеется достаточно средств и методов для предотвращения распространения ВИЧ парентеральным путем; необходимо лишь проявить достаточную требовательность к выполнению правил асептики и антисептики и терпение.
Напротив, предотвратить передачу ВИЧ половым путем в современных условиях трудно, и это направление противодействия эпидемии требует привлечения больших материальных и человеческих ресурсов.
Основным выводом, к которому мы приходим, является то, что по крайней мере в ближайшие годы разнообразные формы обучения населения безопасному половому поведению будут единственным видом деятельности, способным в какой-то мере затормозить развитие эпидемии и избежать максимального ущерба для общества.
Значительные расходы связаны с распространением презервативов, так как необходимо обеспечить их доступность для всех социальных групп населения, в том числе для низко обеспеченных, что требует определенных финансовых вложений. Необходимо выделять средства на лечение больных венерическими болезнями и программы по обеспечению наркоманов шприцами.
Ближайшей задачей в противодействии эпидемии ВИЧ-инфекции в России остается финансирование, организация и внедрение реальной и многоплановой профилактической работы, охватывающей максимально доступные контингенты населения.
Над нашей планетой бушует пожар под названием СПИД, причем горючим материалом для него является как каждый отдельный человек, так и человеческая популяция в целом. Можно ли погасить пожар? Не погибнет ли цивилизация – теперь уже не во всепоглощающем огне ядерной войны, а от маленького, но злобного вируса иммунодефицита, пока неподдающегося контролю?
«Нет, не погибнет», - с уверенностью заявляют врачи и ученые медики. «Нет», - убежденно говорят самые квалифицированные эксперты Всемирной организации здравоохранения. «Но, - добавляют они, - для того, чтобы этого не случилось, врачи всего мира должны объединиться и направить совместные усилия на выявление всех зараженных людей».
На рубеже третьего тысячелетия возникли реальные угрозы уничтожения человечества: ядерная война, экологический кризис, СПИД. Первые две: результат деяний человека. Что же касается СПИДа, то мы не знаем, где и когда он зародился, а можем лишь предполагать. Но за короткое время своего существования пандемия СПИДа неизмеримо расширилась. Если прибегнуть к образам, то СПИД можно рассматривать как своеобразный эквивалент нейтронной бомбы, которая поражает людей, не трогая материальных ценностей. Еще одно зловещее сходство: в обоих случаях враг невидим и неощутим. Однако, если при выбросе радиации мы можем определить степень опасности при помощи дозиметров, то лиц, инфицированных ВИЧ, обнаруживают только после лабораторных исследований. Вирусоносители станут жить среди нас, и многие из них, не зная, что они инфицированы, будут заражать окружающих.
Надо сказать и еще об одной черте сходства: в обоих случаях опасность угрожает не только нам, но и нашим потомкам. Ионизирующие излучения вызывают необратимые изменения в наследственном аппарате зародышевых клеток и наиболее жестко поражают плод и детей. СПИД также опасен для детей, и нельзя исключить возможность встраивания ВИЧ в наследственный аппарат зародышевых клеток.
СПИД поставил перед человечеством вопросы, на многие из которых пока невозможно ответить. Над их решением сейчас трудятся ученые многих стран. Итак, что нам известно о СПИДе и что неизвестно, но требуется выяснить, иначе трудно будет противостоять надвигающейся угрозе.
Мы не знаем еще минимальной и средней продолжительности инкубационного периода, наиболее эффективных путей лечения и профилактики заболевания. Предполагается, что продолжительность скрытого периода для мозговых нарушений, связанных со СПИДом, может быть до 20-30 лет. Но это только предположения.
Болезнь способна передаваться во втором поколении, при заражении от матери, но мы не знаем, станет ли в будущем СПИД истинно наследственной болезнью в результате встраивания ВИЧ в наследственный аппарат зародышевых клеток.
Ясно, что проституция грозит в скором времени превратиться в один из главных путей распространения СПИДа. Но мы не знаем, как эффективно решать эту проблему.
Мы не знаем, как будет изменяться клиника заболевания. Есть, однако, веские основания считать, что в дальнейшем возобладают симптомы поражения нервной системы, ускоряющие смерть.
Уже установлено: ВИЧ может убивать больного и постепенно – в результате иммунодепрессии, что способствует развитию злокачественных опухолей и инфекций, вызванных микробами, которые в обычных условиях безвредны, и непосредственно в результате поражения ткани мозга. Но неизвестно, можно ли относить к СПИДу хронические заболевания нервной системы у лиц, инфицированных ВИЧ, при отсутствии иммунодепрессии.
В мире уже многие дети погибли от СПИДа. Однако, мы пока мало знаем особенности проявления заболевания в детском возрасте. Выяснено, что у детей бывает хроническая лимфоидная интерстеизальная пневмония «по вине» ВИЧ, который удается выделить из ткани легких. Но мы не знаем, может ли это привести к воздушно-капельному способу заражения, а также и то, как часто такая пневмония наблюдается у взрослых.
Исследователи констатировали: ВИЧ может находиться не только в крови и сперме, но и в других жидкостях организма (слюне, слезах, молоке, поте). Но мы не знаем, какова реальная опасность контакта с этими жидкостями, которые содержат ВИЧ непостоянно или в очень малой концентрации. Поскольку заражение возможно при проникновении в тело небольшого числа вирусных частиц, нельзя исключить, что в таком случае скрытый период продлится десятки лет – он тем длительнее, чем меньше вирусных частиц попало в организм.
И еще очень многое мы не знаем.
Мы не знаем, в частности, к чему приведет изменчивость СПИДа в будущем. Уже сейчас ВИЧ-2 стали выделять не только у больных в Западной Африке, но и в Германии, Франции и других странах, что требует применения новых диагностических препаратов. Мы точно не знаем, каковы причины столь бурного распространения пандемии СПИДа. Но можно предположить, что этому способствует несколько факторов. Один из них – урбанизация населения, скопление людей в больших городах, что облегчает перенос инфекции. Второй – совершенствование средств транспорта и туризма, быстрое перемещение людских масс между странами и континентами. Третий фактор – лавинообразный рост наркомании и сексуальной вседозволенности. Четвертый – научный прогресс, повлекший за собой все расширяющееся переливание крови.
Но, может быть, главная причина в уникальности вируса, его необычной агрессивности по сравнению с другими инфекционными агентами?
При осмыслении эпидемии возникают все новые вопросы. Сложно пока точно определить временной период скрытого вирусоносительства после заражения без образов антител. Считают, что он может длиться до трех лет, но не исключено, что его продолжительность может быть больше. Это только некоторые проблемы, еще не решенные учеными.
Так что же ждет нас в будущем?
Взять на себя смелость ответить на этот вопрос было бы, по меньшей мере, самонадеянно. Однако, и без попыток прогноза не обойтись, так как иначе нельзя планировать наши мероприятия на будущее. Поэтому допустимо высказать некоторые предположения, основанные на эволюции представлений о СПИДе с момента возникновения эпидемии.
Мы являемся свидетелями того, что последняя четверть XX века становится началом эры СПИДа. Именно началом эры, ибо вряд ли приходится сомневаться в том, что ее расцвет следует ожидать в конце XX и начале XXI века.
Список литературы
1. Мороз Олег «Группа риска» М.: «Просвещение» 1990 г.
2. Покровский В.В. «Эпидемиология и профилактика ВИЧ-инфекции и СПИД» М.: «Медицина» 1996 г.
3. Чайкина Н.А. Клевакин В.М. «СПИД: чума XX века» с-Пб.: 1989 г.
4. Шевелев А.С. «СПИД – загадка века» М.: «Советская Россия» 1991 г.