Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7 % от взыскиваемой суммы или стоимости имущества, а по исполнительным документам неимущественного характера с физических лиц исполнительский сбор взыскивается в размере 5 МРОТ, с юридических лиц – от 50 до 500 МРОТ.
7 % - максимально допустимый размер взыскания, верхняя его граница. С учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств этот размер может быть снижен судебным приставом-исполнителем:
а) если постановление о взыскании исполнительского сбора не выносилось, то судебный пристав-исполнитель выносит данное постановление с уменьшенным размером исполнительского сбора;
б) если постановление о взыскании исполнительского сбора уже вынесено, то судебным приставом-исполнителем выносится постановление о снижении размера исполнительского сбора.
Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязан уведомить должника о том, что в случае неисполнения им исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, к должнику будут применены меры принудительного исполнения; судебный пристав-исполнитель вынесет постановление, по которому с должника будет взыскан исполнительский сбор.
При этом следует иметь в виду, что исчисление установленного срока для добровольного исполнения требования исполнительного документа со дня возбуждения исполнительного производства возможно только в случае вручения должнику постановления об этом в день его вынесения. Во всех остальных случаях отсчет должен производиться со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, причем, с применением аналогии закона, первым днем установленного срока должен считаться день, следующий за днем получения постановления, а если последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока должен считаться следующий за ним первый рабочий день[32].
Вместе с тем следует учитывать, что законом предусмотрено предоставление 5-дневного срока для добровольного исполнения с момента возбуждения исполнительного производства, тогда как судебная практика указывает на необходимость исчисления срока для добровольного исполнения с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, что последний должен подтвердить соответствующими почтовыми документами.
Судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний п. 1 ст. 81 Закона.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено лишь по истечении срока, установленного им для добровольного исполнения исполнительного документа, и обязательно должно утверждаться старшим судебным приставом.
При этом нужно иметь в виду, что постановление о взыскании исполнительского сбора следует выносить не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, учитывая, что в соответствии с требованиями ст. 51 Закона арест на имущество должника должен быть наложен не позднее одного месяца.
Рекомендуется придерживаться именно этого срока в связи с тем, что при выходе судебного пристава-исполнителя на место совершения исполнительных действий обращать взыскание на имущество необходимо не только в объеме основной суммы долга, но и в сумме исполнительского сбора по данному исполнительному производству. Указанные действия в совокупности приведут к возможности снижения процента подачи жалоб в суды заинтересованными лицами на действия судебных приставов-исполнителей по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора. Бремя доказывания отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа возлагается на должника: он должен доказать наличие обстоятельств, на которые ссылается в обоснование своих возражений, при условии обеспечения судебным приставом-исполнителем возможности должнику подтверждать свою невиновность[33].
Разъяснениями Минюста России от 03.09.2001 г. № 06/8752-АМ был рекомендован следующий порядок распределения исполнительского сбора при недостаточности взысканной суммы:
· в первую очередь погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, и возмещаются расходы по совершению исполнительных действий;
· затем одновременно удовлетворяются требования взыскателя и оплачивается исполнительский сбор пропорционально от реально взысканных сумм: 93% - взыскателю, 7% - исполнительский сбор.
Однако Определением Верховного суда РФ от 19.02.2002 г. № КАС-02-51 установлено, что взыскание исполнительского сбора в первоочередном порядке в случае недостаточности денежных средств, взысканных с должника, не позволяет исполнить судебный акт или акт иного уполномоченного органа, обязательный для судебного пристава-исполнителя, и удовлетворить требования взыскателя в полном объеме. Тем самым нарушенные права взыскателя оказываются незащищенными, что противоречит требованиям Конституции РФ, в соответствии с которыми обязанность государства защищать права и свободы человека относится к основам конституционного строя, а поэтому государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется. Установленный в п. 1 ст. 77 Закона порядок распределения взысканной суммы создает возможность неисполнения законных требований взыскателя, нарушает справедливый баланс между публичными и частными интересами на стадии исполнительного производства, искажает существо обязанности государства гарантировать защиту конституционных прав и свобод, в том числе право собственности, не отвечает конституционно значимым целям исполнительного производства, а поэтому не соответствует Конституции РФ. Таким образом, при распределении взысканной по исполнительному документу суммы в первую очередь удовлетворяются требования взыскателя, а затем оплачивается исполнительский сбор[34].
С целью защиты прав и охраняемых законом интересов сторон исполнительного производства, иных лиц, связанных с исполнением юрисдикционного акта, государственных или общественных интересов, принудительное исполнение может быть осуществлено лишь в формах, определенных законом. Для этих целей в ст. 45 Закона указаны меры принудительного исполнения:
1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;
2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;
3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;
4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;
5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с настоящим ФЗ и иными ФЗ, обеспечивающими исполнение исполнительного документа[35].
Перечисленные меры могут применяться как самостоятельно, так и в своей совокупности. Выбор конкретной меры принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем зависит от многих факторов, среди которых основные: мера должна соответствовать требованиям исполнительного документа, конкретной ситуации (положение сторон исполнительного производства и т.п.), быть наиболее приемлемой для своевременного и полного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, а также соответствовать закону.
Пункты 1 и 2 статьи Закона указывают на обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации и обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника, т.е. деление происходит по признаку «доходы – имущество», хотя, строго говоря, заработная плата, пенсия, стипендия (иначе – денежные средства) – также являются имуществом, а имущество, которое может быть арестовано и реализовано, можно расценивать в ряде случаев как доход (и почти всегда – как источник дохода).
Пункт 3 статьи говорит об обращении взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц. Здесь выделение меры взыскания иное – имущество арестовывается (изымается, реализуется или выдается взыскателю и т.п.) не у должника, а у третьих лиц. Исполнительные действия по-прежнему производятся в интересах данного взыскателя в отношении данного должника, однако место совершения исполнительных действий – то, где имущество должника находится, то есть территория третьего лица, например, его жилище, в которое можно проникнуть только по основаниям, предусмотренным законом.
Указанная в п. 4 ст. 45 Закона мера принудительного исполнения – изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе – отличается от иных мер способом действия и определенностью предмета исполнения.