Вторая возможность, которую пока можно рассматривать лишь в качестве гипотетической, связана с предполагаемыми расширением диапазона физических возможностей человека под воздействием изменений окружающей среды.
Методологической основой здесь может послужить постулат об исторической обусловленности человеческих ощущений, опирающихся на Марксово положение о том, что вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы [5], и что образование пяти высших чувств - это работа всей предшествующей всемирной истории [6].
Связь человека с Природой осуществляется посредством его органов чувств. Материя дана человеку в ощущениях. Ощущения - источник знания человека об окружающем мире: его свойства и изменения этих свойств «копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями», давая нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные ощущения обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств [4].
Существуя в конкретных физических условиях, которые, как известно, в конечном итоге сводятся к различного рода излучениям, человек, однако, чувствителен не ко всему спектру излучений, известному современной науке, а лишь к очень узкой его области, которая отличается чрезвычайной значимостью для жизни. Непосредственно не воспринимаемая человеком область спектра принципиального значения для выживания в данных физических условиях не имеет и регистрируется с помощью специальных технических устройств, являющихся «продолжением» наших органов чувств. По-видимому, образование пяти высших чувств в процессе биосферной эволюции является функцией среды и несет прежде всего чисто сохраняющую нагрузку.
В таком случае, во-первых, не исключено, что на изменившиеся в результате человеческой преобразовательной деятельности условия окружающей среды, угрожающие его существованию, природа человека отреагирует задействованием резервов, и это найдет выражение в частности, в изменениях его сенсорного аппарата; - во-вторых, не исключено также, что человек, хотя и не отдает себе в этом отчета, но реально воспринимает весь спектр природных излучений своими органами чувств, но в условиях жесткого отбора получили развитие те из них, которые имеют абсолютную значимость для выживания, а остальные продолжают существовать как потенциальные возможности в зачаточном, или неразвёрнутом состоянии. Это значило бы; что соответствующие сигналы от них в мозг поступают, но они на столько слабы, что не переводятся в факт сознания; они «не слышны» на фоне более мощных сигналов-раздражителей, поступающих от развитых органов чувств. Интенсификация действия своей адаптационной системы в этом смысле могла бы заключаться в поиске возможностей «усиления» этих сигналов настолько, чтобы они стали «различимы» для сознания как таковые, т.е. чтобы они воспринимались сознанием наряду с «обычными» (привычными) ощущениями. Изменяя мир, - К. Маркс, - человек «изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» [7]. И как говорил Ф. Ницше, «..пусть воля к истине означает ..., что всему надлежит преобразоваться в человечески мыслимое, человечески видимое и человечески ощущаемое? И как переносили бы жизнь без этой надежды вы, познающие? Непозволительно вам сродниться с непостижимым и неразумным» [8].
Заключение
В итоге хотелось бы подчеркнуть, что предлагаемые на сей день решения не должны исходить ни из абсолютизации пути социальных преобразований, ни из своеобразной дилеммы - или социоцентризм или антропоцентризм. Социоцентристские модели в качестве исходного пункта (причем нередко трактуемого как единственно возможный) предлагают осуществлять изменения всего «социума», считая, что почти автоматическим следствием изменения «условий» будет изменение «природы человека». «Антропоцентристские» предлагают начинать с человека, по принципу его самосовершенствования, в результате чего столь же автоматически ожидается изменение социума. Если ставить вопрос по принципу «или-или» - какой из этих псевдоальтернативных подходов должен быть принят как единственно возможный - то все-таки придется, по-видимому, признать, что «оба правы», а решение проблемы следует искать в их взаимодействии, в нахождении исторически-конкретной меры согласования потребностей и интересов системы «социум - индивид» в ее отношении к природе как внешней (среде существования), так и собственной, внутренне (духовно-телесной) природе человека, которая и составляет «субстрат» существования как социума, так и человека.
Список литературы
1. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. М.,1994, c. 170-188.
2. Кузнецов В.Н. Экологические последствия применения химических средств защиты растений // Методологические проблемы биологии и экологии. Владивосток, 1989. с. 182-194.
3. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.18, с.131.
5. Маркс К., Энгельс Ф. соч., т.4, с.142.
6. Маркс К., Энгельс Ф. соч., т.42, с.122.
7. Маркс К., Энгельс Ф. соч., т.46, ч.1, с.476.
8. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990, с.74.
9. Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. М., 1968 г.
10. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. М., 1989, с.10.
11. Реймере Н.Ф. Природная среда и человек. М., 1988, с.419-425.
12. Семченко А.Т. Современный апокалипсис. М., 1989, с.102.
13. Фешбах М., Френдли А.-младший. Экоцид в СССР. М..1992, с.308.
14. Фромм Э. Иметь или быть. М..1990. с.18-20; 169-209.
15. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990, с.207.
16. Ярошенко В. Экспедиция «Живая вода». М., 1989, c.I0-15.
* Мечников И. И. Этюды оптимизма. М. 1988.
[1] Это опасение нашло отражение в известной формуле А-Печчеи «изменяться или погибнуть» в книге «Человеческие качества», а также в работах других исследователей современной экологической ситуации. Очевидное физиологическое сокращение детородного периода в сочетании с неблагоприятными социальными факторами, повышением избирательности партнера, обусловленным интеллектуальной и культурной развитостью, одухотворением представлений о смысле жизни - все это факторы, осложняющие и затрудняющие процесс сближения мужчины и женщины и длительной совместной жизни, что в свою очередь, снижает вероятность даже простого воспроизводства людей.
[2]Следует отметить, что раннему созреванию способствует и улучшение питания в результате объективно возросшего по сравнению с прошлым уровня материального благосостояния людей.
[3] О сущности необратимых процессов см., например, след. работы: Пригожий И. Наука, цивилизация и демократия. - Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1988-1989. - М., 1989. С. 17-18; Рузавин Г.И. Организация, самоорганизация, самоорганизация и кооперация в развитии систем.-Самоорганизация: кооперативные процессы в природе и обществе. - М., 1990. 0.14-16; и др.
[4] Леге Ж.-М. Кого страшит развитие науки? М. 1988. С.75.
[5] См., например, применительно к современности работы А. Печчви «Человеческие качества», «Сто страниц для будущего»; в работах Э. Фромма подробно рассматривается не только в чем конкретно состоит такое совершенствование, но и объективные препятствия, стоящие на этом пути. Непреходящая ценность остается в этом отношении и за отечественной мыслью (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьёв и другие).