Смекни!
smekni.com

Природоохранные идеи и традиции народов Прибайкалья (стр. 5 из 5)

Знаток русского языка В. Даль определил значение поверья как «укрепившееся в народе мнение или понятие, без разумного отчета основательности его». В. Даль считал, что поверья можно разделить на семь групп. В последнюю группу он включил поверья, нужные для того, «чтобы заставить малого и глупого окольным путём не делать того, чего от него прямым путем добиться было бы гораздо трудней» (Борейко, 1996, 1).

Думается, что эта истина не потеряла своего значения в наши дни. Имея под рукой набор «экологических предрассудков», можно попытаться заставить «малого и глупого» не убивать редких животных, не разорять гнездо, не сорить в лесу.

Самостоятельно растёт только бурьян, сама по себе распространяется только глупость, а не ум. Современное экологическое мышление необходимо выращивать, как выращивают культурный злак. Выращивать, беря всё лучшее от экологического мировоззрения наших предков. Это будет зароком нашей дружбы с природой в будущем.

Современное, «промышленное» потребительское воззрение на мир, разделяющее природу, Бога и человека, является антиэкологическим и античеловеческим. На смену должно прийти новое экологическое мышление, приводящее к партнерству науки, теологии и этики (Борейко, 1996, 1).

Список литературы

1. Абаев Н.В., Герасимова К.М., Железнов А.И. и др. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1992. С. 32, 34.

2. Басимов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. С. 30–31, 46.

3. Беликов В.В. Эвенки Бурятии: история и современность. Улан-Удэ, 1994. С. 26, 28, 42.

4. Борейко В.Е. Пути и методы природоохранной пропаганды /Серия: Природоохранная пропаганда. Вып. 2. М., 1996. С. 178–181.

5. Борейко В.Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов /Серия: Природоохранная пропаганда. Вып. 3. М., 1996. С. 2, 9.

6. Быт бурят в настоящем и прошлом / Тр. Института общественных наук БФ СО АН СССР / Ред. Р.П. Моисеева. Улан-Удэ,1980. С. 81,85.

7. Галданова Г.Р. Доламаистские верования у бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 91 с.

8. Галданова К.М., Герасимова Д.Б., Дашиев Д.Б. и др. Ламаизм в Бурятии XVIII–начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск: Наука, 1983. С. 118, 140, 148, 153, 156.

9. Жамбалова С.Г. Традиционная охота у бурят. Новосибирск: Наука, 1991. С. 104, 126–127, 129–130, 144–145.

10.Железнов А.И., Нестеркин С.П. Философско-психологические основы решения экологических проблем в буддизме махаяны // Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. 25с.

11.Житие преподобного Сергия Радонежского. М., 1991. С. 61–62.

12.Жития Святых. Март. М.: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991. 27 с.

13.Закон Божий / Сост. протоиерей Серафим Слободской. М., 1995.

14.Зоректуев Б.Р. Прибайкалье в середине VI–XIII вв. Улан-Удэ, 1996. С. 11, 15.

15.Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского избранные творения. Беседы на книгу Бытия. Т.1. М.: Изд-во «Посад», 1993. С.53,55.

16.Каапке Г. Роль коренных народов в создании экологического будущего // Экологическое образование и воспитание. Пути решения проблемы в байкальском регионе. Улан-Удэ, 1993. С. 56, 93.

17.Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороченов (конец XIX–начало ХХ века). Новосибирск: Наука, 1984. С. 4–5, 12, 40, 44, 48, 55–59.

18.Материалы архиерейского собора русской православной церкви о взаимоотношении церкви с государством и светским обществом.

19.Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск: Наука, 1980. С. 72–73, 107.

20.Русский фольклор Сибири. Исследования и материалы. Новосибирск: Наука, 1981. 103 с.

21.Старец Силуиан. Жизнь и поучения. М., 1991. С. 86–87.

22.Тиваненко А.В. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху раннего средневековья. Новосибирск: Наука, 1994. 27 с.

23.Тиваненко А.В. Материальная культура и искусство народов Забайкалья. Улан-Удэ, 1982.

24.Тиваненко А.В., Митыпов В.Г. В тайге за Байкалом. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. С. 4, 26–27.

25.Трошин Ж. Вечная мудрость народа // Витимские зори. 1979. 28 июля.

26.Цыбиков Г.Ц. О центральном Тибете. Т. 2. Новосибирск: Наука, 1991.

27.Шубин А.Ц. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVIII–XX век). Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1973. С. 64, 65.

28.Элиасов Л.Е. Байкальские предания. Улан-Удэ, 1966. 252 с.

Источник: Природоохранные традиции в религиях народов Прибайкалья // Любовь к природе: сборник материалов международной школы-семинара «Трибуна-6». — Киев, 1997. — 304 с. (www.ecoethics.ru/b19/).