Смекни!
smekni.com

Взаимодействие биологического и социогуманитарного знания при изучении антропосоциогенеза (стр. 2 из 3)

- высокий уровень развития науки и обоснованность с научных позиций любой человеческой деятельности;

- единство человечества (исключение войн из жизни общества, всесторонний обмен информацией между людьми);

- высокое качество жизни людей в самых различных частях нашей планеты;

- социальное равенство людей независимо от социальной и расовой принадлежности:

- поиски альтернативных технологий, открытие новых источников энергии

(особенно эффективных способов утилизации энергии Солнца). Идеи В. И. Вернадского о ноосфере получили дальнейшее развитие во второй половине 20 в. в связи с появлением теории самоорганизации сложных систем - синергетики (от греч. synergia -сотрудничество). Термин «синергетика» был введен немецким математиком Г. Хакеном (1969). Значительный вклад в развитие этой теории внесли бельгийский ученый русского происхождения И. Пригожин и отечественный ученый Н. Н. Моисеев.

Синергетика имеет дело с неравновесными открытыми системами, т. е. функционирующими на основе притока вещества, энергии, информации. Именно к таким системам принадлежат живые системы. Важной идеей синергетики является нелинейность открытых систем. Нелинейность означает непостоянство, неустойчивость, отход от положений равновесия, возможность изменения направления развития в силу действия различных факторов. Синергетика позволяет понять закономерности эволюции биосферы и человечества. Биосфера - неустойчивая самоорганизующаяся система, ее развитие происходит в «окрестностях разных каналов эволюции». Усиливающееся антропогенное воздействие может вызвать изменение направления развития, отвечающего ведущим тенденциям, что вероятнее всего приведет к лавинообразному сокращению биологического разнообразия и угрозе существования человечества как части биосферы. В полном согласии с учением В. И. Вернадского о ноосфере, Н. Н. Моисеев утверждает, что человечество должно взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию биосферы, чтобы «река эволюционного развития оставалась в своих берегах». Для интерпретации термина ноосфера он вводит понятие «коэволюция человека и биосферы», его смысл: «развитие человечества должно быть согласовано с развитием биосферы». Реализация принципа коэволюции означает принятие системы запретов, не исключающей возможность приближения состояния биосферы к критическому. Понимание трагической возможности гибели человеческой цивилизации, огромной ценности жизни в ее земных биосферных пределах приводит каждого человека к императиву ответственности -поступай так, чтобы обеспечить благоприятное будущее тому интегральному целому, к которому ты принадлежишь. Иначе говоря, осознавай свою причастность к истории и свою ответственность перед будущими поколениями людей. Затем подчеркивается, что в настоящее время человечество переживает решающий момент своей истории. Последствия его природопреобразующей деятельности переросли региональные границы и приобрели глобальный характер, угрожая всему живому. Сложившаяся экологическая ситуация послужила основой для выдвижения идей и концепций общественного развития, альтернативных стихийному развитию. Поиски путей оптимального взаимодействия общества и природы направлены на изменение производства, технологии, характера потребления, переосмысление устоявшихся норм жизни и культурных традиций. Порой предлагают крайние подходы. В основе одного из таких подходов лежит идея автотрофности человечества. К этой идее с интересом относились В.И. Вернадский и К. Э. Циолковский. Автотрофность предполагает, что жизнь человека определяется им же созданными условиями жизни -искусственными биогеохимическими циклами.

Ученые экспериментируют с «искусственными биосферами», что имеет перспективное значение для подготовки к космическим полетам и разработки технологий выживания человечества в будущем. Однако, как ни важно технологическое и техническое совершенствование основ цивилизации, решить проблемы выживания человечества чисто технически принципиально невозможно. Человечество возникло в результате эволюции биосферы и вне биосферы существовать не может. Представить существование человека в искусственной среде можно только в фантастических рассказах.

Другая крайняя модель развития системы «природа - общество» предлагает человечеству научиться вписываться в естественные циклы биосферы. Необходимо подчеркнуть, что реализовать данную модель в нынешних условиях очень сложно. Это иллюстрирует следующий пример. Современные потребности человечества в энергии обеспечиваются на 80 % за счет невосполнимых ресурсов -сжигания ископаемого топлива. Источники возобновляемой энергии (энергии ветра, воды, солнца) могут удовлетворить потребности человечества пока лишь на 10-12 %. Значит, для того, чтобы человечество вписалось в естественный круговорот веществ, необходимо, чтобы либо количество жителей планеты существенно уменьшилось (примерно до 1 млрд.), либо сократились потребности каждого человека (например, потребности людей в богатых странах должны быть снижены примерно в 50 раз). Очевидно, что возврат человека к структуре биогеохимических циклов дикой природы представляется крайне проблематичным.

Вышеизложенное позволяет перейти к рассмотрению концепции устойчивого (самоподдерживающего) развития, которая была предложена в докладе Международной комиссии ООН (1987). Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро (1992), утвердила данную концепцию как руководство к действию для всех стран нашей планеты на ХХI век. Речь в ней идет о стратегии, основанной на гармонизации социально-экономического и экологического развития, учитывающей интересы и потребности не только нынешних, но и будущих поколений людей. Концепция устойчивого развития касается перестройки сфер жизни общества:

- стратегии развития промышленности;

- отказа от старых форм эксплуатации природы и перехода на новые технологии, вещества, виды энергии, позволяющие предотвратить загрязнение биосферы, сократить потребление невозобновимых природных ресурсов;

- стратегии развития сельского хозяйства - повышения урожайности на основе севооборотов и рациональных приемов обработки почвы, перехода от монокультуры к смешанному культивированию;

- усиления роли государственного начала в управлении рыночной экономикой, пересмотра механизма ценообразования с учетом ущерба, наносимого следующему поколению (предприятия, загрязняющие окружающую среду, должны нести финансовую ответственность за это загрязнение);

- согласованной деятельности отдельных людей, множества коллективов и государств мира для обеспечения рационального использования природы и преодоления экологических катастроф;

- реализации принципа планирования семьи: при нынешнем темпе роста населения улучшение экологической ситуации невозможно. Однако для России достижение устойчивого развития, наоборот, заключается в обеспечении прекращения прогрессирующего снижения численности населения, в преодолении повышения смертности над рождаемостью;

- сохранения биологического разнообразия биосферы путем проведения научных исследований по проблемам систематики, расширения знаний о числе существующих видов, особенностях взаимодействия видов в районах с ранимой природой; охраны уникальных природных объектов, расширения площадей биосферных заповедников, заказников, питомников;

- развития науки и образования, использования опыта бережного отношения к природной среде в культуре разных народов для перестройки сознания каждого человека.

В отличие от прежних стратегий, ориентированных главным образом на развитие экономики, в центре стратегии устойчивого развития находится человек. Становится очевидным, что от того, каким он будет, какова будет система его нравственных ценностей, зависит не только его личная судьба, но и судьба всей планеты.

Кроме того, важным средством усвоения ценностно-нормативного знания, к которому относится социальная экология, является использование заданий, включающиех ученика в учебные личностно-ориентированные ситуации: ставящие его перед необходимостью проявить свою позицию, принять решение, сопоставить и оценить различные точки зрения или подходы к решению проблемы, выбрать один из предложенных вариантов. Приведем примеры таких заданий. 1. Известный гуманист ХХ столетия А. Швейцер выдвинул принцип благоговения перед жизнью. Он считал, что преклонение перед жизнью - основа нравственного обновления человечества. Человек должен нести ответственность за все живое на Земле. «Этична только абсолютная и всеобщая целесообразность сохранения и развития жизни … Любая другая необходимость или целесообразность неэтична». Согласны ли вы с такой точкой зрения? Обоснуйте свое мнение.