В.Ф.Попов, О.Н.Толстихин
Во многих обществах, а за годы тоталитарного режима и у граждан в государствах бывшего СССР, сформировалось представление о существенном разделении ответственности за события, происходящие в поселке, городе, стране и даже между государствами. По формальным признакам, исходя из персональной ответственности за выполняемую работу, казалось бы, что это действительно так. Однако, вспомним усилия академика Андрея Дмитриевича Сахарова по освобождению страны от тоталитарного прошлого. Усилий, стоивших ему ссылки и многолетнего домашнего ареста, откровенного очернительства на заседаниях Верховного Совета СССР и, в конечном итоге, преждевременной смерти между его заседаниями. Но сколько им сделано для блага граждан России, для освобождения от внутреннего рабства каждого из нас.
Последующие события в СССР подтвердили огромность коллективного воздействия на ситуацию, когда каждый человек не по принуждению, а по зову сердца принимает решение и до конца стоит за его реализацию. Так было в Вильнюсе, когда многие сотни безоружных литовцев отстаивали и отстояли, свою свободу против автоматов и танков спецназа ценой пролитой крови. Так было возле Белого Дома в Москве в памятный август 1991 года.
В таких событиях ответственность каждого, с какой бы стороны от баррикад он не находился, выступает в обнаженной яркости, потому, что за политическими амбициями и реалиями в этих противостояниях оказывается здоровье и жизнь людей - самое ценное, что отпущено каждому из нас. И каждый распоряжается не только своей, но и чужими жизнями.
Однако личная ответственность человека за духовно-нравственный климат семьи, социума, государства и всего человечества обнаруживается не только в подобных экстремальных ситуациях, примеры которых приведены выше. Она возникает, прежде всего, от личных установок, волевых усилий, обращенных к себе самому, к воспитанию в себе духовно-нравственных качеств и актуальных способностей, от реализации их в практической жизни. И как круги расходятся по тихой воде от брошенного в пруд камня, так от духовно-нравственной личности распространяются благотворные влияние на всех окружающих.
Экологическое образование и воспитание, как духовно-нравственная альтернатива
Из анализа динамики состоянии окружающей природной среды в России и за ее рубежами становится очевидным, что экологическая ситуация на планете Земля продолжает ухудшаться. Это обстоятельство вызвано многими и очень разными причинами, анализ которых может составить отдельное самостоятельное исследование. Однако одну из них нельзя не отметить - это видимое неприятие экологических реалий многими руководителями производств, общественными и государственными деятелями, преобладающей частью населения развивающихся стран. Оно вызвано, с одной стороны, отсутствием экономических и технических возможностей, а с другой - должного понимания степени нарастающей экологической опасности и путей ее пpеодоления. Сложившуюся обстановку можно объяснить лишь отсутствием экологического мышления и адекватного восприятия окружающей действительности вследствие недостаточного экологического образования и воспитания. Его надо начинать очень, очень рано - экологическое воспитание малыша, приобщение его к природе, обучение бережному обращению с нашими меньшими братьями еще одно важнейшее направление формирования духовно-нравственного человека. Здесь нет мелочей. Более того, любая мелочь может послужить иллюстрацией того, что можно и чего нельзя делать. Вот картинка из жизни, которую довелось наблюдать в С.-Петербурге.
Малыш с мамой гуляет в садике. Топ, топ, топ - топают по дорожке сада маленькие ножки в ярких красненьких башмачках. И вдруг ножки остановились. Дорожку переползал жук. Маленький зелененький жучек с длинными усиками-антенками. Малыш подождал, пока жучек подполз совсем близко, поднял ножку и сильно топнул, стараясь жучка раздавить. Но промахнулся. Жучек от колебания почвы видимо испугался и замер на месте. Мама, которая видела эту сценку, окликнула малыша: "Вовочка, ну зачем ты хотел раздавить этого жучка. Он ведь такой маленький и беззащитный, а ты - большой и сильный мальчик. Представь себе, что этот жучек спешил домой, к своим совсем крошечным детям - жучатам. Они бы никогда не дождались своего папы и им было бы очень плохо..." Мальчик внимательно все выслушал, наклонился аккуратно двумя пальчиками поднял жучка, отнес его к газону и отпустил на траву. Жучек на мгновение зацепился за вершину травинки, благодарно помахал мальчику своими усиками-антенками и исчез. А мальчик широко улыбнувшись маме пошагал дальше... Кто знает, может быть, этот ее урок окажется началом осмысления ее сыном необходимости щадящего отношения к природе и меньшим нашим братьям.
Понятно, что такого рода действиями не исчерпывается воспитание любви к природе и формирование экологического мышления. Оно требует постоянного внимания и реализуется через рассказы и комментарии во время прогулок, просмотров детских фильмов, иллюстрированных изданий. Большие возможности в этом отношении имеют сельские детишки, которые с самого раннего возраста общаются с природой, домашней птицей и животными. Сложнее приобщить к природе городского ребенка, особенно если родители не имеют возможности вывезти его на лето за город. Понятно, что воспитание любви к природе должно происходить на фоне и в системе формирования таких способностей, как единство, доброта, аккуратность и чистоплотность. Приобщение к экологическим проблемам означает, что помимо общих и конкретных знаний, определяющихся потребным уровнем образования и спецификой деятельности человека, необходимо снова и снова возвращаться к переосмыслению предназначения и места человека и человеческих обществ в новых условиях существования на планете Земля, в условиях наступления эры информационной цивилизации, в условиях, когда "огромные научные и технические достижения приносят все новые виды зависимости, стесняют жизнь человека, создают новые опасности..." [Новые, 1992 с. 77], закрепляют дифференциацию изобилия и бедности, неоправданного интенсивного использования природных ресурсов, противостояния человека и природы. Проникаясь в предназначение и сущность Человека нельзя не видеть трагического тупика в направлении его нынешнего движения по избранному пути развития цивилизации, в котором техника и технология заместили собой духовность и культуру, погребли в свалках производственных и бытовых отходов экологические традиции прошлых этнотронных цивилизаций.
Мы забыли, что:
Все мы дети пpиpоды, ее малые части,
От ее основанья мы все поднялись,
Без живительных ветpов не ведать нам счастья
И без солнечных циклов закончится жизнь.
Hас влекут бесконечно таежные дали,
Облака над гоpами, течения pек,
В каждой ветке цветка видны наши печали,
В каждой клетке живого сокpыт человек.
Ты подумай об этом в свободное вpемя
И о том, что ты сделал за множеством слов?
Hа пpиpоду взвалив непосильное бpемя,
Разpушаешь, что создано ходом веков.
Разpывая пpиpодные сложные связи,
Ты не свой pазоpяешь, Божественный дом
И тем самым, быть может не вдpуг, и не сpазу,
Ты лишаешь себя пpебывания в нем.
Потому, что Природа, как и Бог - сущности, равно непознаваемые до конца. И самый воинственный атеист, не принимающий Бога и Божественное начало всего сущего, не может не принять природы, ее непознаваемого космизма и развития, приведшего, к образованию человеческого разума и, вместе с ним, человеческой души. Потому приобщение к природе через:
изучение ее законов,
наблюдение природных процессов,
любование совершенством форм и соотношений природных объектов,
сохранение всего того, что природа доверила человеку,
восстановление ландшафтов, разрушенных антропогенными или природными катаклизмами - правомерно рассматривать, как одну из форм проявления духовности, которая может стать ведущим стимулом и мерилом жизненных ценностей и устремлений.
Нам всем необходимо подготовиться к осознанным ограничениям в нашей жизни и деятельности, которые вытекают из предела емкости биосферы и конечности pесуpсов Земли, нашедших отpажение в pешениях Конфеpенции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-Де-Жанейpо. Они сфоpмулиpованы, как условия пеpехода к обществу устойчивого pазвития.
Hеобходимо охватить экологическим образованием всех граждан, значит экологическое образование и воспитание должно вестись, во всех учебных заведениях. Представляется полезным включить в программы комплексный курс экологии человека поскольку здоровье, состояние и pазвитие человека во многом определяются именно экологической обстановкой в шиpоком смысле этого понятия, включая здоровый образ жизни, рациональное питание, экологические тpадиции семьи и народов, населяющих территорию России и мира. Отсюда следуют известные и не в полной мере учитывающиеся до сего времени требования к экологическому образованию и воспитанию, которые, можно определить как всеобщность, непрерывность, комплексность, специализацию, региональную приуроченность, пpактическую напpавленность и междисциплинарность.
Очевидно, что такое образование и воспитание может быть реализовано лишь на основе системного подхода, который позволил бы учесть все лучшие приемы и достижения в этой области, уже достигнутые в других местах, позволил бы использовать опыт передовых педагогов, школ, кафедр вузов. Очевидно также, что экологическое образование должно иметь надежную организационную и научно-методическую базу, нормативно-правовое и материальное обеспечение.
Необходимо понять, что сейчас, в складывающейся экологической ситуации, с учетом экологических прогнозов, высшим гражданским долгом каждого человека, действительно желающего блага своей Малой Родине, России и планете Земля является не борьба за военное превосходство, а труд во имя сохранения природы, как основания всего живого, включая самого человека. На разрушенной природе все остальные победы будут бессмысленны. А единственной основой такого подхода может стать только экологическое образование и воспитание, ведь именно они могут способствовать пониманию проблемы, путей и средств ее решения.