Смекни!
smekni.com

Теоретические новации в обеспечении устойчивого диалога между цивилизациями (стр. 2 из 3)

Что же дает это новое методологическое знание о закономерностях развития человеческого сообщества, конкретно России и каждого человека в отдельности с точки зрения будущего, настоящего и прошлого через призму критерия эффективности достижения цели? Кратко остановимся на некоторых выявленных теоретически результатах.

Что же такое время между возникновением потребности и ее удовлетворением с точки зрения достижения цели? Это - вектор времени от бесконечности до нуля. Развитие всего человечества, в его разных структурах до конкретного человека, распределилось на этом векторе, причем в каждый момент времени можно приближаться или удаляться от цели. Вектор времени - это линейное видение проблемы, и о нем можно говорить, если рассматривать жизнь человеческого сообщества в статике, на конкретный момент времени. На самом деле - в динамике - все происходит гораздо сложнее. Сегодня время между возникновением потребности и ее удовлетворением для разных сообществ - свое, и оно не совпадает ни на момент времени, ни в динамике. Более того, процессы изменения времени могут быть положительными и отрицательными, цикличными и волнообразными, прямыми и возвратными. Если рассмотреть эти процессы применительно не к сообществам, а к конкретному человеку, то численное значение этого многообразия, вероятно, будет определяться цифровыми значениями со многими степенями. Так, каждый человек живет как бы в своей сфере, под действием собственных центробежных и центростремительных сил, и внутри броуновского движения, в своем космосе - не совпадающем с космосом других. Таким образом, если цивилизации, народы, страны, мелкие и крупные сообщества и конкретные люди находятся в разном линейном и сферическом временном пространстве, то они никогда не поймут друг друга, и вместо диалога между ними возникнут столкновения.

Еще Шпенглер утверждал, что народы из разных обществ, а по нашей теории - из разных временных пространств, - не способны успешно общаться друг с другом. Поэтому социально-экономическое и политическое мышление, теории, разрабатываемые людьми, живущими в разных временных мерностях, в разных точках на векторе времени, не совпадают и не приложимы друг к другу. Так, концепция Адама Смита с его "невидимой рукой" рынка, которая моделировала идеальное устройство общества, где все сбалансировано и где обеспечивается его самодвижение и самосовершенствование, была верна только до тех пор, пока не наступил дисбаланс во временных пропорциях производства, распределения, обмена и потребления и не проявилась разрушительная по своей природе обратная связь, - тогда это общество было отброшено далеко назад. То же самое относится и к теории Маркса и многих других, учение которых верно - но только в приложении к определенному историческому времени. Попутно замечу, что именно этот процесс происходит в отношении России. Все, что было сделано по подсказке или навязано западными специалистами в свете доктрины "Вашингтонский консенсус", не привело к подъему российской экономики, - как раз наоборот: "ни один из прогнозов авторов этой политики не оправдался, более того, допущенные ошибки не имеют себе равных в практике экономического прогнозирования" [6].

Современные исследователи цивилизационных основ мировой экономики также выявили, что "если бы наш современник встретился с представителем древнеегипетской, древнеримской или древнекитайской цивилизаций, то они не поняли бы друг друга" [8]. Есть пример из современной жизни и иного порядка. В одном временном пространстве, в одной точке на векторе времени находятся страны, принадлежащие к так называемому "золотому миллиарду", поэтому и появились теоретические позиции и инструменты экономической политики, отражающие их единый подход к проведению внутренней и внешней политики.

Таким образом, неравномерность развития различных социально-экономических систем в достижении цели привела к тому, что сегодня на земле на едином векторе времени параллельно существуют сообщества из разных временных пространств, народы которых воспроизводят различные взгляды на общественное развитие. В ответ на это в общественной, в том числе, экономической науке, появились воззрения, основанные на теории социальных альтернатив, - подход, раскрывающий нелинейный и неоднозначный характер исторических изменений. По нашему мнению, прямые (поступательные) и возвратные процессы будут происходить до тех пор, пока не будут осознаны выявленные с помощью новой методологии закономерности или пока стихийно не наступит адекватность социально-экономических и политических структур технологическому укладу, и все вместе они не обеспечат развитие человеческого сообщества в направлении достижения цели. Но ведь можно и не успеть!

Ярким подтверждением этого теоретического вывода являются события 11-го сентября и сегодняшняя ситуация в отношениях между США и исламским миром, в частности Афганистаном, народы которых живут совершенно в разных временных пространствах, в разных точках на едином векторе времени между возникновением потребностей и их удовлетворением. Для США характерна тенденция к сокращению времени между возникновением потребности и ее удовлетворением, динамичное изменение структуры потребностей и их постоянное возвышение. Для Афганистана, как для большинства исламских народов, время как бы остановилось на уровне XIV в. И без того узкий круг потребностей не видоизменился. Возвышались в основном потребности в перевооружении и в навыках их использования.

Человеческое сообщество должно осознать, на краю какой пропасти оно находится, и создать условия, при которых время между возникновением потребности и ее удовлетворением для каждого отдельного человека и всего общества в целом будет сокращаться нарастающими темпами. Когда в общественное производство включается индивид со своими конкретными потребностями, не производя ничего лишнего, возникают планомерность и пропорциональность развития общественной системы по отношению к ее цели. При этом соотношения планомерности и пропорциональности непрерывно изменяются во времени и в пространстве, так как согласование интересов происходит не в линейной и даже не в матричной форме, а в сферичной, в центре которой одновременно находится каждый конкретный индивид.

Оптимизация отношений с индивидом через взаимосвязь с общественным производством как по поводу производства, так и по поводу потребления на местном уровне дает сумму оптимальных отношений на локальном, национальном, цивилизационном и глобальном уровнях, так как на более высокий уровень будет передаваться минимум проблем, которые не представляется возможным решить в данное время на более низком уровне. Иными словами, реализуется принцип управления и самоуправления по отклонениям. И это не просто арифметическое сложение - каждый раз это новое состояние в развитии общества. Вот где открывается простор для применения системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ), разработанной в свое время ЦЭМИ РАН под руководством академика Н.П. Федоренко. Таким образом, самостоятельным, самодостаточным, самоидентичным может быть только человек, а не социально-экономическая модель, территория, нация, государство, супердержава, цивилизация и т.п.

По мере сокращения времени между возникновением потребности и ее удовлетворением для каждого человека в отдельности возрастает разнообразие потребностей. Одни потребности будут отмирать, другие возникать со своим шагом времени и стремлением его минимизировать. Следовательно, произойдет освобождение человека из рабства потребления и переход к свободе выбора потребностей. В свою очередь, свобода и равенство в доступе к материальным благам при их максимальном разнообразии - это условие освобождения сознания человека и переход к удовлетворению духовных потребностей и их возрастанию - также при бесконечном разнообразии. Человеческая система будет приобретать все более высокий уровень организации [9] и гармонизации. И здесь основной потребностью человека - на этапе более высокого развития, как и в момент его зарождения, - становится потребность в полной мере осознать себя Человеком.

Итак, мы пришли к пониманию того, что время между возникновением потребности общества и конкретного человека в отдельности и ее удовлетворением на едином векторе времени развития человеческого сообщества может с нарастающей стремительностью приближаться к нулю. А это значит, что общение, взаимосвязь между людьми как производителями и потребителями материальных и духовных благ может происходить на уровне мысли, т. е. мгновенно. И, слившись, эти мысли превращаются в Объединенный Разум всех землян. Отсюда можно сделать вывод, что если сообщество может познать закономерности своего собственного развития, то оно будет способно понять, что человечество может достигнуть более высокой стадии развития биосферы Земли, когда человеческая мысль становится "физической планетарной силой". Именно об этом писал В.И. Вернадский, формулируя свою концепцию ноосферы: "Научная мысль могущественным образом меняет природу... Созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под давлением научной мысли человека... Очевидно, эта сторона хода научной мысли человека является природным явлением..." [10].