Уголовное судопроизводство представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
Из уголовно-процессуального закона и УК усматривается, что уголовное судопроизводство состоит из трех частей. Но названы они различно. Уголовный кодекс разделяет предварительное расследование, судебное производство и исполнение приговора. УПК разграничивает уголовный процесс на досудебное производство, которое кроме предварительного расследования включает «возбуждение уголовного дела», судебное производство и исполнение приговора.
В теории уголовный процесс принято делить на стадии.
Стадии уголовного процесса определяются как самостоятельные этапы уголовного судопроизводства, имеющие свои начало и конец, задачи и содержание, свой круг субъектов, их осуществляющих, и характер складывающихся между ними уголовно-процессуальных отношений.
Считается, что совокупность стадий образует систему уголовного судопроизводства. Однако представления об их количестве и названии, а также содержании различны.
1) Первая стадия уголовного процесса в УПК обозначена как «Возбуждение уголовного дела» (разд. VII УПК).
Возбуждение уголовного дела - это начальная стадия уголовного судопроизводства, которая начинается с момента получения уполномоченными на то органами и должностными лицами информации о преступлении и завершается принятием процессуального решения о начале предварительного расследования либо отказе в этом.
Эта стадия включает в себя процессуальную деятельность как до вынесения постановления о возбуждении дела (об отказе в возбуждении), так и после (например, направление возбужденного уголовного дела надзирающему прокурору для передачи по подследственности). Главная задача на данной стадии состоит в выяснении наличия повода и основания для возбуждения уголовного дела. Кроме того, определяется подследственность материалов и выясняется, нет ли необходимости в проведении предварительной проверки и какие при этом потребуется произвести действия.
Момент возбуждения уголовного дела - это своего рода рубеж между непроцессуальной деятельностью по установлению поводов и освований к возбуждению дела и проводимыми сразу после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела неотложными следственными действиями. Закон (ч. 1 ст. 140 УПК) называет следующие поводы для возбуждения дела: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. УПК требует, чтобы документально информация о преступлении облекалась в строгую процессуальную форму: заявление о преступлении (ст. 141 УПК); явка с повинной (ст. 142 УПК); рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК).
Заявление это адресованное компетентным органам или должностным лицам официальное обращение, содержащее информацию о совершенном или готовящемся преступлении.
На практике это наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела.
Заявление может быть устным или письменным. Будучи сделанным в письменном виде, оно должно быть подписано заявителем, т.е указана его фамилия, место жительства и т.д. Если заявитель осуществляет представительские функции, это соответствующим образом подтверждается прилагаемыми документами.
Анонимное заявление, т.е. не содержащее сведений о фамилии и месте жительстве заявителя либо имеющее ложные данные о заявителе, не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК). Однако при наличии в нем информации о готовящихся или совершенных преступлениях такое заявление передается в соответствующие правоохранительные органы для его проверки. Если анонимная информация подтвердится, то поводом для возбуждения дела будет не заявление, а рапорт об обнаружении признаков преступления. Сходным образом регулируется ситуация, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола заявления. В этом случае принявшее информацию (например, по телефону) лицо составляет рапорт (ч. 5 ст. 141 УПК). Рапортом оформляется также информация, полученная от заявителя, не имеющего удостоверяющих личность документов.
При устном обращении явившегося заявителя составляется соответствующий протокол, который помимо общих требований к документам подобного рода должен включать в себя данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность (ч. 3 ст. 141 УПК). Протокол подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Однако заявление о совершаемом или подготавливаемом преступлении может быть сделано не только специально для этого обратившимся гражданином, но и участником следственного действия либо судебно го разбирательства (ч. 4 ст. 141 УПК).
Принявшее заявление лицо выдает об этом заявителю соответствующий документ с указанием даты и времени принятия, а также данных о лице, принявшем заявление. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован в установленном УПК порядке (ч. 5 ст. 144 УПК).
Явка с повинной - это добровольная подача заявления о содеян ном преступлении лицом, его совершившим. Заявитель признается и делает известным факт личного участия или факт соучастия в совершенном преступлении. Правила приема заявления о явке с повинной аналогичны правилам, предусмотренным ст. 141 УПК.
Как повод для возбуждения уголовного дела, заявление о явке с повинной может быть подано только до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, о котором сообщается в признании. На практике явкой с повинной иногда называют письменное заявление подозреваемого или обвиняемого, в котором они излагают обстоятельства совершенного преступления. Однако подобные документы, полученные после вынесения постановления возбуждении уголовного дела, не могут в уголовно-процессуальном смысле считаться заявлениями о явке с повинной, хотя иногда имеют существенное уголовно-правовое значение. Нельзя путать с заявлением о преступлении сообщение об этом, распространенном в средствах массовой информации. Такие сведения могут быть отнесены лишь к поводу для возбуждения уголовного дела, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК. Порядок рассмотрения такого рода сообщения о преступлении специфичен. Инициатором проверки в данном случае может выступать только прокурор, который поручает ее проведение органу дознания или следователю. При этом надо учитывать, что в непосредственные обязанности прокурора не входит анализ материалов СМИ. Поэтому их сообщения не рассматриваются в обязательном порядке. В то же время при специальном уведомлении (например, редакция адресует прокурору номер газеты, содержащий соответствующие материалы либо такие материалы переданы ему депутатом, сопроводительным письмом от организации или гражданина и т.д.) проверка материалов СМИ обязательна.
Рапорт об обнаружении признаков преступления служит поводом к возбуждению уголовного дела, если в нем имеется сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а не тех, которые указаны в ст. 141 и 142 УПК.
Любая информация о совершенном или готовящемся преступлении может рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела с того момента, как только будет получена компетентным должностным лицом и облечена в форму рапорта об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК). Такими лицами помимо дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора могут быть сотрудники органа дознания, наделенные определенными полномочиями по приему и регистрации информации, по проведению оперативных или розыскных мер и др. При определенных условиях (ч. 3 ст. 40 УПК) функции дознания возлагаются также на лиц, не являющихся сотрудниками правоохранительного органа. Составлению такого рапорта может, а в некоторых случаях должна предшествовать определенная проверочная работа (см. ст. 144 УПК). Поводы (даже если их несколько) только в том случае влекут за собой возбуждение уголовного дела, когда имеется достаточно данных, указывающих на признаки преступления, т.е. при наличии соответствующего основания (ч. 2 ст. 140 УПК).
На этом этапе не обязательно иметь сведения обо всех элементах состава преступления, а достаточен тот минимум сведений, который позволит дать предварительную уголовно-правовую квалификацию содеянному. Именно наличие достаточных для такой квалификации данных и служит основанием для возбуждения уголовного дела. При этом следует учитывать, что не будет «достаточности» в случае явного существования обстоятельств, исключающих производство по делу.
Далеко не всегда из поступившей информации о преступлении сразу можно сделать вывод о наличии или отсутствии основания для возбуждения уголовного дела. В подобных случаях необходима предварительная проверка сообщения о преступлении, проводимая в определенном ст. 144 УПК порядке.
Уголовно-процессуальное законодательство (ч. 1 ст. 144 УПК) требует от уполномоченных на то лиц принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении.
Получив сообщение, должностные лица начинают действовать в пределах своей компетенции, но окончательное решение должно быть принято в течение трех суток со дня поступления информации. В исключительных случаях возможно продление срока до 10 суток, для чего следователь (дознаватель) представляет письменное ходатайство с обоснованием необходимости и целесообразности продолжения проверки информации. Если прокурор (начальник следственного отдела, начальник органа дознания) отказывает в продлении срока проверки, решение принимается в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 144 УПК, т.е. не позднее трех суток. Если же следователь (дознаватель) документирование обоснует необходимость проведения до вынесения окончательного решения документальных проверок или ревизий, то прокурор вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток.
Если проверкой не выявлено оснований к возбуждению уголовного дела, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь или дознаватель отказывают в возбуждении уголовного дела, о чем выносится мотивированное постановление (ст. 148 УПК). Это, а равно любое другое решение, принятое по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, может быть обжаловано, о чем уведомляется заявитель.