Смекни!
smekni.com

Экологические и экономические аспекты утилизации золошлаков ТЭС (стр. 2 из 3)

В настоящее время для удаления золы и шлака в отвалы наиболее распространен способ гидроудаления. Пневматические системы удаления золы и шлака применяются крайне редко. Однако влажные золошлаки, попадая в отвалы-накопители, быстро слеживаются и в значительной степени теряют свои потребительские свойства. По своим физико-химическим свойствам увлажненная зола в большинстве случаев не может быть использована в промышленности строительных материалов. Однако если установками сухого золоулавливания обеспечено около 60% ТЭС, то мощностями по отбору сухой золы обеспечено лишь 10%. В перспективе целесообразно рассмотреть возможность увеличения хранения ЗШМ на насыпных золоотвалах.

Наибольшее применение находят ЗШМ, полученные прямым отбором. Для увеличения объема их поставок необходимы значительные средства на финансирование строительства новых установок по отбору золы-уноса (сухой золы). В настоящее же время капитальные вложения в эти объекты практически сведены на нет, что является также одной из причин уменьшения использования ЗШМ.

Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от 10 июня 1993 г. и Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» на ЗШМ не распространяются. Однако предприятия, использующие ЗШМ, для сертификации своей конечной продукции, как правило, должны иметь данные, в частности, по их радиоактивности.

В последнее время обращается внимание на неблагоприятное влияние мест складирования ЗШМ на окружающую среду, в связи с чем начали применять термин «опасные отходы». Не исключая неблагоприятного влияния на грунтовые воды золоотвалов в случае отступления от правил эксплуатации последних, следует подчеркнуть, что это не имеет никакого отношения к токсичности и непосредственный контакт с золой в процессе ее утилизации при соблюдении нормативов ПДК в рабочей зоне не наносит никакого ущерба здоровью человека.

Напомним, что в России, с ее огромными природными ресурсами, существует особенный подход к утилизации ЗШМ. Десятилетиями народное хозяйство страны ориентировалось на применение свежих природных ресурсов. Вся система хозяйственного, технического и экономического механизмов была приспособлена к этому. На этой основе были отработаны все связи между предприятиями. Ныне же попытки инициативно врезаться в эту систему взаимоотношений наталкиваются на скрытое или открытое нежелание менять существующее положение. Отдельные успехи в области утилизации ЗШМ на некоторых ТЭС в сложившейся обстановке по своей сути ничего принципиально не меняют.

При определении роли ТЭС в формировании товарного рынка ЗШМ необходимо исходить из той предпосылки, что большинство их никогда не будет заниматься вопросами утилизации. Как правило, ТЭС не заинтересована в этом, поскольку ее основная задача — выработка тепла и электроэнергии. Помимо того, затраты на транспортирование, складирование и хранение ЗШМ входят в себестоимость производства и оплачиваются потребителями энергоносителей, а реальные экономические стимулы для снижения подобных затрат отсутствуют. Использование таких стимулов, как закрытие теплоэлектростанции в случае невыполнения экологических требований, предъявляемых к содержанию золоотвалов, в нашей стране невозможно из-за социально-политической обстановки.

Существует мнение, что более качественная и при этом более дешевая продукция на основе ЗШМ сможет быстро вытеснить аналогичную продукцию, изготовленную из природных материалов. Это вполне возможно, но не сразу, поскольку новой продукции еще надо завоевать место на рынке товаров, а производителю — проявить активность в конкурентной борьбе при ее продвижении к покупателю.

Местной администрации не может быть безразлично состояние занятости местного населения, вопросы энерго- и ресурсосбережения, охрана окружающей среды в районе действия ТЭС.

Администрация регионов, энергосистемы и ТЭС должны способствовать созданию предприятий малого и среднего бизнеса, специализирующихся на выпуске продукции широкой номенклатуры с использованием ЗШМ.

Опыт малых предприятий, использующих ЗШМ, показывает, что предприятия с численностью персонала от 7 до 30 человек, работающие при ТЭС по переработке и использованию ЗШМ, могут действовать достаточно эффективно. Руководители таких предприятий, являясь местными жителями, лучше ориентируются в потребностях внутреннего (регионального) рынка, имеют сложившиеся деловые и личные отношения с региональными потребителями производимой на основе ЗШМ продукции, способны развивать партнерские отношения с руководителями перспективных направлений использования ЗШМ, легче изыскивают финансовые и трудовые ресурсы на местах.

Сроки окупаемости подобных малых предприятий в зависимости от применяемой на них производственной технологии, сложности и металлоемкости оборудования, а также емкости потребительского рынка могут колебаться от 1 до 1.5 лет.

Повторим, что ЗШМ как товарный продукт, размещенные на золоотвале, сами по себе ничего не стоят, поскольку расходы на производство ЗШМ, их транспортировку и хранение входят в себестоимость электроэнергии, вырабатываемой ТЭС. Поэтому цена на них может колебаться от нуля до предела, субъективно установленного владельцем ЗШМ с учетом сложившейся на данный момент конъюнктуры.

Очень серьезная проблема заключается в преодолении сопротивления предприятий, работающих на природном сырье, и поставщиков природного сырья инновационным процессам, связанным с применением ЗШМ в традиционных технологиях. Простое повышение цен на природные ресурсы не решит этой проблемы.

Малые коммерческие предприятия должны иметь хорошо работающую маркетинговую службу, быть способными быстро перестраивать свое производство с учетом местных потребностей и платежной способности потребителей их продукции. Кроме того, они должны иметь единый координирующий центр, где могли бы получить необходимую консультацию по любым вопросам их деятельности и научно-техническую документацию по интересующим направлениям переработки и использования ЗШМ. Подобный центр мог бы оказывать им помощь в привлечении отечественных и зарубежных инвестиций и помогать в поиске гаранта при получении таких инвестиций. В частности, можно использовать возможности «Российской программы организации инвестиций оздоровления окружающей среды» Всемирного банка, программы TACIS Европейского Союза и т.д.

Для реализации мероприятий, связанных с утилизацией золошлаков, специализированная акционерная компании (АО) в необходимых случаях может дополнительно получать финансирование из бюджетных и внебюджетных источников в силу государственного значения данной проблемы. Например, согласно европейскому опыту распределение бюджетного и внебюджетного финансирования в области утилизации ЗШМ составляет, соответственно, 34 и 66% общего объема затрат. Отметим, что внебюджетная финансовая поддержка оказывается не только энергосистемами, но и предприятиями, для которых ЗШМ являются исходным продуктом или сырьем для производственного процесса.

Существуют положительные примеры, когда фирма-поставщик угля на ТЭС принимает участие в утилизации ЗШМ от сжигания поставляемого ею угля.

В условиях перехода к рыночным отношениям экономические аспекты утилизации золошлаковых отходов (ЗШО) являются столь же существенными, как и технические. Так, согласно закону об «Отходах производства и потребления», основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами (глава V, статья 21) являются: уменьшение их количества, вовлечение в хозяйственный оборот, плотность размещения и экономическое стимулирование деятельности в этой области. Правда, опыт показывает, что существующая законодательная и нормативно-правовая база только декларирует применение экономического стимулирования в области обращения с отходами, механизм его осуществления отсутствует.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» предусмотрено, что органы исполнительной власти могут осуществлять корректировку размеров данных платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.

Указом Президента Российской Федерации № 2270 от 22 декабря 1993 г. «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» не платят налог на прибыль в первые два года работы малые предприятия, осуществляющие строительство объектов природоохранного назначения при условии, если выручка от данного вида деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). Эти малые предприятия в третий и четвертый годы работы уплачивают налог на прибыль в размере, соответственно, 25 и 50% основной ставки, если выручка от данного вида деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг).

В настоящее время средства экологических фондов являются важнейшим источником финансирования природоохранных мероприятий. Они формируются в основном за счет платежей предприятий за загрязнение окружающей природной среды и штрафов за нарушения природоохранного законодательства.