Требования охраны окружающей природной среды от производственных, и бытовых отходов (ст. 54) также учитываются при планировании, проектировании и осуществлении хозяйственной деятельности. При этом органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила. Нарушение указанных правил, фиксируемых в выдаваемом разрешении, влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение проектирования и реализации деятельности предприятии и иных объектов по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).
Существуют специальные экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности (ст. 55), которые в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на территории РФ, к дислокации войск и военной техники (кроме особых ситуаций), точно так же, как и обычные требования - к проектированию, размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации гражданских предприятий, сооружений и иных объектов. В соответствии с законодательством РФ военные органы, как и другие, обязаны не допускать, а в случае его возникновения — возместить вред, причиненный окружающей природной среде и здоровью человека. Требование запрета разработки и реализации проектов, существенно влияющих на окружающую природную среду является одним из наиболее общих и важных экологических требований, касающихся экологической экспертизы. В соответствии с ним запрещается разработка и реализация народнохозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением высокопродуктивных естественных экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетических фондов растений и животных, наступлением других необратимых последствий для здоровья человека, окружающей природной среды. Все перечисленные выше экологические требования базируются на системе нормирования, регламентируемой в общем виде в разделе IV обсуждаемого закона [3], в соответствии с которым при нарушении нормативов качества ОС (предельно допустимых концентраций - ПДК, уровней — ПДУ и др.), а также нормативов предельно допустимых вредных воздействий (предельно допустимых выбросов — ПДВ, сбросов - ПДС, нагрузок - ПДН и т.д.) планирование и осуществление выбросов, сбросов и других вредных воздействий на ОС могут быть ограничены, приостановлены или прекращены (после соответствующей ГЭЭ) по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны ОС и санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).
К данным нормативам относятся: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, предельно допустимых выбросов и сбросов, предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, в т.ч. радиационных, а также предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, экологические требования к продукции, новой технике, технологии, материалам и веществам, предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ст. 33) и нормативы санитарно-защитных зон. Нормирование затрагивает кроме объектов промышленности также и объекты сельского хозяйства, мелиорацию, объекты энергетики, городское строительство, деятельность, связанную с использованием радиоактивных материалов, а также химических и биологических веществ в народном хозяйстве, объекты с вредными физическими воздействиями, отдельно — объекты-источники производственных и бытовых отходов и даже военные и оборонные объекты. Сюда же законодательство относит деятельность, связанную с образованием вредных веществ, воздействующих на состояние климата (потепление) и озоновый слой. Все экологические требования, учитываемые при экологической экспертизе, группируются в подзаконных нормативно-правовых документах [1, 5, 8] по группам, соответствующим стадиям жизненного цикла объекта экспертизы, к которым относятся: разработка самой нормативной документации; прединвестиционное обоснование намерений, в т.ч. по размещению объектов на территории (предпроектная стадия); обоснования в проектной документации; обоснования сертификатов на технику, технологии и материалы; обоснования лицензий разрешений и согласований для различных видов деятельности (послепроектная стадия). Одним из документов, содержащих наиболее полный свод сгруппированных таким образом экологических требований к обосновывающим документам, является Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности [5].
Заключение
Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института. В общих чертах они публикуются в ежегодных Государственных докладах о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации и специализированном журнале. Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экспертных оценок является несколько субъективный их характер и трудности с количественной интерпретацией оцениваемых экологических параметров ОС. Задачи оценки неоднородности экспертной группы, получения групповой количественной экспертной оценки с учетом коэффициентов компетентности экспертов и коэффициентов относительной важности оцениваемых показателей воздействия планируемой деятельности на окружающую среду решаются методами математико-статистического системного анализа и прогноза, составляющих основу информационного обеспечения экологической экспертизы и ОВОС. К числу «внешних» трудностей и нерешенных проблем ЭЭ и ОВОС, характерных не только для РФ, но и других стран, относятся: их нормативно-процедурные различия и сложности в адаптации международных правил в этой области к национальным природоохранным законодательствам. Часто мешают слишком длительные сроки экспертиз, снижающие их эффективность. Самым узким местом ЭЭ остается «внутренняя» проблема оценки качественных параметров ОС, не только реальных, но, главное, прогнозируемых. Наименее изученной областью экологической экспертизы является общественная ЭЭ, декларированная, но мало чем обеспеченная в России. Данный вопрос требует исследований и разработок, соответствующих нормативно-методических документов.
Список литературы
1. Букс И.И., Фомин СЛ. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Программа курса и учебно-методические материалы. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. - 146 с.
2. Безопасность России. Словарь терминов и определений. – М.:МГФ «Знание». 1999. – 267 с.
3. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 20.12.01 N° 7-ФЗ. // ВСНД. 2001
4. Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ, (в ред. Федерального закона от 15.04.98 N 65-ФЗ)
5. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Утвержден 29.12.98, № 539. // Экологическое право России. Сб. нормат. правовых актов и документов. М.: Изд-во БЕК, 1998, с. 269.