Как подчеркивает А.И. Черкасов, в научной литературе социалистических стран неоднократно выражались сомнения в уместности самого термина "глава государства", поскольку в соответствии с социалистической государственно-правовой доктриной система органов государства возглавлялась "высшим органом народного представительства". Указанный термин тем не менее был включен в конституции ряда социалистических стран (Кубы, Румынии, КНДР) и использовался во многих научных работах. Правда, по словам А.И. Черкасова, речь здесь скорее могла идти не столько об институте главы государства как таковом, сколько об органах государственной власти, выполнявших функции главы государства.
Между тем неверно ставить знак равенства между "главой государства" и "главой (элементом) исполнительной власти", поскольку в ряде государств глава государства является неотъемлемой частью парламента, а значит, относится и к законодательной ветви власти. Так, например, по точному смыслу британской конституции парламент – триединое учреждение, включающее не только две палаты (Палату Лордов и Палату Представителей), но и монарха. Главой же исполнительной власти является глава правительства.
В тоже время, в ряде стран "глава государства" не входит в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия), либо является исключительно символом государственности (Япония), властным арбитром по отношению к другим институтам государства (Франция), единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).
Так есть ли необходимость в формировании единого понятия "глава государства", которое бы охватывало все разнообразие форм государственного устройства и правления, исторические и политические традиции? На наш взгляд данные условия не позволяют выработать единый подход к такому определению.
Кроме того, в юридической литературе высказана точка зрения, согласно которой, в современном правовом государстве понятие "глава государства" вносит путаницу в оптимальное взаимоотношение между законодательной (представительной) и исполнительной ветвями власти, неоправданно возвышает роль и значение "главы" (по сути – исполнительной власти), ставя его чуть ли не выше законодательной ветви власти. Поэтому многие западные государства, развиваясь в сторону правового государства, отказались от понятия "глава государства".
Современные конституции многих стран с республиканской формой правления понятия "глава государства" не содержат. Согласимся с исследователями, констатирующими, что понятие "глава государства" не может быть оптимально интерпретировано и с позиции требований принципа разделения власти. Так, применительно к Российской Федерации: если мы говорим о том, что государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, и объявляем их самостоятельными (ст.10 Конституции РФ), то это положение трудно объяснимо с точки зрения положений ст.80 Конституции РФ, где Президенту предоставляется право обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Если одна ветвь власти может обеспечивать согласованное с его курсом функционирование деятельности другой ветви власти, то о самостоятельности этих ветвей власти говорить не приходится.
Таким образом, понятие "глава государства" - больше подходит для авторитарных государств, где власть объединена в руках единого правителя, к примеру, монарха, тогда как для правовых, демократических государств более правильным является использование понятия "глава исполнительной власти".
А что же в России? Феномен российской президентской власти на самом деле уникален. Она не вписывается ни в одну классическую модель, в то же время, обладая чертами американской президентской республики и французской полупрезидентской. Подробнее особенности национального российского президентства будут рассматриваться ниже, в третьей главе, здесь же лишь отметим, что Президент РФ предстает как бы в двух ипостасях:
- глава государства вне ветвей власти, но с определенными полномочиями от каждой;
- руководитель исполнительной ветви власти.
Президент РФ занимает особое положение в системе федеральных институтов власти.
Не вдаваясь в подробности рассмотрения статуса президента и требованиям к личности кандидата в президенты, остановимся лишь на самых общих его полномочиях, ибо касаемо президента, равно как и монарха, нельзя говорить "в общем", безотносительно конкретного государства, конкретной республики. Более того, реальный объем полномочий на практике зависит от таких факторов, как особенности функционирования государственного механизма, партийной системы, конкретной политической ситуации, определяемой расстановкой сил внутри страны.
Итак, наиболее типичными полномочиями президента являются следующие:
В области представительства страны (вовне и внутри) президент олицетворяет ее в отношениях с другими государствами и международными органами и организациями, подписывает международные договоры, участвует в решении вопросов войны и мира, назначает и отзывает дипломатических представителей, принимает верительные грамоты послов других государств; может иметь своих представителей в регионах страны (в субъектах федерации), выступать в качестве арбитра во взаимоотношениях различных ветвей власти, их органами, субъектами федерации в интересах обеспечения единства и стабильности, обращаться к стране, ее народу по важнейшим общегосударственным проблемам и т.д. То есть президент является высшим представителем страны на внутренней и международной арене. Кстати, выражение "встреча (переговоры) на высшем уровне" как форма дипломатических переговоров как раз предполагает встречи глав государств, в частности – президентов (их нередко еще именуют английским словом "саммит" (summit- вершина).
В области осуществления исполнительной власти президент либо самостоятельно, либо по представлению лидера партии (блока партий) парламентского большинства назначает премьер-министра, принимает его отставку, назначает и смещает министров по собственной инициативе или по предложению премьер-министра, назначает ряд других высших должностных лиц. В некоторых странах он может сам возглавлять правительство (США) или созывать его и председательствовать на его заседаниях. Именно президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами, председателем совета национальной безопасности, назначает высшее военное руководство, присваивает высшие воинские звания. Ему принадлежит право объявления чрезвычайного, военного или осадного положения с последующим утверждением такого решения парламентом, право введения президентского правления и осуществления федерального вмешательства. Президент награждает знаками отличия, присваивает почетные звания, решает вопросы приема в гражданство страны и выхода из него, предоставления убежища иностранным лицам, помилования и др.
В области законодательной и иной нормотворческой деятельности президент обычно обладает правом законодательной инициативы, подписывает, промульгирует (Молдова, Индия, Португалия, Италия, Венесуэла, Ирландия и др.) и публикует законы, может обладать правом отказа от подписи принятых парламентом законов (правом вето) и правом обращения в орган конституционного контроля по поводу конституционности законодательных и иных правовых актов. В отношении парламента президент обычно назначает дату выборов в парламент, созывает его на сессии, обладает правом досрочного роспуска парламента или его нижней палаты, обращаться к парламенту с посланием о программе законодательной деятельности в стране и другим вопросам. Президент может издавать собственные нормативные акты (декреты, указы и др.), которые чаще всего носят подзаконный характер и действуют до принятия соответствующего закона парламента, хотя иногда в суперпрезидентских республиках (Сирия, Судан, Танзания, того, Уганда) они могут возводиться в ранг закона и даже ставиться выше его. В парламентских республиках акты президента требуют контрасигнации со стороны премьер-министра или определенных министров.
В области судебной власти президент назначает или предлагает кандидатуры судей высших судебных инстанций, а иногда и других судов, обладает правом помилования и смягчения наказания, а с согласия парламента нередко может объявлять и амнистию. Это же относится и к назначению и предложению кандидатур для назначении прокуроров.
2. Основы конституционно-правового статуса Президента РФ
"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".
Приведенный эпиграф – присяга Президента России – произнесенная в торжественной форме, в присутствии всех, с кем Президенту придется плотно сотрудничать в течение всего срока президентства (депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, судьи Конституционного Суда РФ, а также все граждане России, наблюдающие трансляцию присяги по телевизионным каналам) задает тон, в котором Президент должен исполнять свои обязанности. 33 слова, провозглашающие неизменные моральные и нравственные ценности всей страны, символизируют переход груза огромных государственных полномочий фактически в руки одного человека на четыре года истории страны.