Анализируя экологические идеи в христианстве, первым делом нужно упомянуть святого Франциска Ассизского (1182--1226), основателя Францисканского ордена монахов римо-католической церкви. По мнению американского историка Линн Уайт, его можно назвать таким же революционным реформатором в христианстве, как и Христа (15).
Франциск подчеркивал присутствие Бога в разнообразии существ и его желание того, чтобы люди радовались этому разнообразию и восхваляли Бога за это. Он считал, что восхваление должно выражаться действиями, согласующимися с уважением к созданному биоразнообразию, а не просто соблюдением строгого правила воздержания от причинения вреда живым существам. Франциск полагал, что не существа должны служить человеку, а человек существам. В этом, как полагает известный американский экотеолог Д. Хьюджес, он стал радикальнее джайнистов (14).
Франциск настаивал на изначальном добре и считал животных одной семьей с людьми. Святой ко всем существам обращался, как к своим братьям и сестрам. Родство ценно своей связью, но не менее ценен в нем элемент индивидуальности. Как следует обращаться с братом или сестрой? -- Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Расширение этой концепции до включения всего сущего и стало проявлением гениальности святого.
Его забота о животных привела к тому, что он не убивал их, хотя строгим вегетарианцем не являлся. Он выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них или освобождал. Он уважал и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. Он заставил людей кормить волка, взяв с него клятву не красть овец. Он просил садовников оставлять в садах место для диких трав, дабы "красота цветов могла возвещать о возможностях Отца всех существ", создав своего рода прообразы заказников для дикой природы (14).
Список литературы
1. Закон США о дикой природе, 2001. В кн. Борейко В.Е. Современная идея дикой природы, К., КЭКЦ, стр. 78
2. Porteous A. Forest folklorе, mythology, and romance, London, George Allоn, Unwin Ltd, 1928, 290 p.
3. Нижегородские марийцы, сост. Н.В. Морохин, Йошкар-Ола, Министерство культуры республики Марий Эл, 1994, стр. 207- 208.
4. Налимов В.П., Священные рощи удмуртов и мари. В кн. Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле, К., КЭКЦ, 1999, стр. 99-100, издание второе дополненное.
5. Snyder G. Good, wild, sacred, Fivе Seasons Press, Madley, 1984, pp. 14-15.
6. Кожевников Г.А., О необходимости устройства заповедных участков. В кн. Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле, К., КЭКЦ, издание второе, дополненное, 1999, стр. 75
7. Кожевников Г.А., Вопрос об охране природы на Естественно- историческом совещании Центрально-промышленной области, там же, 1999, стр. 84.
8. Семенов-Тян-Шанский А.П., Задачи момента в деле охраны природы в России, там же, 1999, стр. 196.
9. Семенов-Тян-Шанский А.П., Свободная природа, как великий живой музей, требует неотложных мер ограждения, там же, 1999, стр. 64.
10. Успенский П.Д., Сознание в природе, там же, 1999, стр. 198.
11. Щербина Н.Ф., Избранные произведения, Л. Советский писатель, 1970, стр. 154.
12. Львов А.В., "Я знаю, есть в мире частичка моя...", Иркутск, Иркутская областная типография, 1999, стр. 283).
13. Основы социальной концепции Русской Провославной Церкви. ХШ Церковь и экология. Гуманитарный экологический журнал, т. 3, вып. 2, 2001, стр.51.
14. Hughes D., Francis of Assisi and the diversity of creation, Environmental ethics, 1996, pp. 311-320
15. Уайт Линн, Исторические корни нашего экологического кризиса, Гуманитарный экологический журнал, т. 2, вып. 1, 2000, стр. 54.