Смекни!
smekni.com

Социально-экономические инструменты экологически устойчивого развития сельских территорий (стр. 2 из 3)

Рис. 1. Виды природоохранной деятельности фермеров Лысогорского района Саратовской области%

1 - Внесение минеральных и органических удобрений, др. почвоулучшающие мероприятия.

2 - Соблюдение агротехники возделывания сельхозкультур.

3 - Проведение ухода за лесополосой в границах или рядом с земельным участком.

4 - Облесение склонов оврагов, берегов водоемов, краев полей.

5 - Залужение склонов оврагов, берегов рек и прудов.

6 - Перевод малорентабельной пашни в пастбище.

7 - Изменение сроков обработки почвы, сева, пастьбы, норм пастбищной нагрузки.

светлый - осуществляется периодически

темный - осуществляется регулярно

Таблица. Причины нерегулярного выполнения фермерами Лысогорского района природоохранных мероприятий на личных и арендуемых землях

Варианты ответов Категории фермеров, %
Мало- земельные (от 1 до 200 га) Средне- земельные (от 201 до 400 га) Много- земельные (свыше 400 га) Все категории, %
Отсутствие необходимых материальных средств 100 88 90 94
Отсутствие необходимых денежных и трудовых ресурсов 8 12 20 13
Отсутствие необходимой техники 46 38 60 48
Отсутствие государственной поддержки 62 50 40 62
Отсутствие необходимых знаний и навыков 8 - 10 6
Отсутствие насущной потребности в реализации данных мероприятий - - - -
Затрудняюсь с ответом - 12 - 3

Рис. 2. Выбор респондентами экономических инструментов государственного регулирования природоохранной деятельности

1 - единый сельскохозяйственный налог

2 - экологический и др. специализированные налоги

3 - налоговые льготы

4 - компенсационные выплаты

5 - производственные дотации

6 - субсидии

7 - изменение арендной платы

8 - увеличение нормативной цены земли

9 - долгосрочное кредитование

10 - нет ответа

Рис. 3. Условия природоохранной деятельности арендаторов.

Как следствие, наблюдается следующая негативная тенденция. В настоящее время главы крестьянско-фермерских хозяйств практически не готовы к ситуации, когда качество земли ухудшится настолько, что ее обработка станет нерентабельной. Только треть опрошенных в этом случае начнет осуществлять почвовосстановительные мероприятия. В основном, это руководители хозяйств, обрабатывающих небольшие или средние по районным меркам участки земли. Около четверти фермеров попытаются тем или иным способом избавиться от земли (сдать в фонд перераспределения, сдать в аренду, продать), остальные затруднились с ответом.

Анкетирование глав КФХ Лысогорского района подтвердило гипотезу, что весьма напряженные ставки единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) способны стимулировать природоохранную активность фермеров (так считает почти 95% опрошенных). В списке экономических инструментов рационального землепользования абсолютно все респонденты выбрали ЕСХН, а земельный, экологический или другие специализированные налоги не указал никто (Рис.2). Безусловно, ЕСХН может работать только в сочетании с другими экономическими мерами: предоставлением налоговых льгот к нему, прямых дотаций и субсидий, компенсационных выплат, долгосрочного кредитования и пр.

Помимо прямых экономических регуляторов рационального землепользования в сельском хозяйстве, эффективны могут быть также косвенные меры - например, повышение нормативной цены (а в конечном итоге и рыночной) земельного участка, обладающего благоприятным экологическим режимом, либо дополнительная чистая прибыль, полученная вследствие увеличения урожайности сельскохозяйственных культур в результате оздоровления экологической обстановки на сопредельной с земельным участком территории. Диаграмма (Рис.2) демонстрирует, что фермеры недооценивают, а, возможно, и недопонимают те выгоды, которые они могут получить от проведения природоохранных мероприятий, в том числе и на сопредельной с личным земельным участком территории.

Другим доступным экономическим рычагом государственного управления рациональным землепользованием в случае частных земельных собственников является изменение требований к аренде сельскохозяйственных земель и формированию величины арендной платы. Согласно действующему Земельному кодексу (ст. 13, 22, 46), арендатор несет материальную ответственность за ухудшение качества арендуемой земли. По окончании срока аренды арендатору вменяется в обязанность восстановить плодородие на используемом им земельном участке до исходного состояния. Либо, в случае необратимости деградационных процессов, возместить арендодателю в полном объеме убытки и потери сельскохозяйственного производства. Гарантом соблюдения прав земельного собственника выступает договор аренды, заключаемый между арендатором и арендодателем на определенный временной срок. Договор аренды содержит почвоохранные и другие необходимые природоохранные требования к конкретному земельному участку. При составлении договора аренды специалистами районного земельного комитета должна проводиться оценка состояния земельного участка, а при его окончании- повторная экспертиза, на основании которой может быть рассчитана величина компенсационных выплат земельному собственнику со стороны арендатора.

В действительности, только половина респондентов имеет нотариально заверенные договора аренды. Среди них преобладают лица, арендующие государственные земли. Те фермеры, которые взяли в аренду землю у частных лиц, обговаривают условия аренды в устной форме, либо составляют договор в письменной форме, не регистрируя его. Поэтому более 2/3 арендаторов не осведомлены о том, содержит ли заключенный ими договор аренды какие-либо природоохранные требования к арендуемому земельному участку.

Опрос специалистов в области сельского хозяйства Лысогорского района позволил установить, что арендная плата за земельный пай имеет здесь обычно натуральное выражение. В 2001г. в расчете на земельный пай она составляла: 1 т зерна (пшеница, рожь), 2 т сена, 100 кг муки, 40 кг подсолнечного масла, сельскохозяйственные услуги (вспашка огорода, доставка сельхозпродукции). В денежном эквиваленте арендная плата за земли, находящиеся в частной собственности, приблизительно составляет 45 р./га, т.е. ненамного превышает земельный налог. Тем не менее, с момента введения на территории района единого налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей наблюдается постепенное изменение формы арендных выплат в сторону увеличения количества денежных платежей за 1 га арендуемых сельхозугодий. По результатам анкетирования глав крестьянских (фермерских) хозяйств установлено, что в настоящее время преобладает переходная, смешанная форма арендных платежей, имеющая одновременно и натуральное, и денежное выражение.

По мнению респондентов, именно денежная форма арендной платы наиболее эффективно стимулирует экологичное поведение арендаторов. С этой целью должны быть выработаны новые подходы к определению ее величины, а также условий и сроков ее внесения. По мнению профессора А.В.Голубева (ГолубевА.В. Адаптивная агроэкономика. М.: Колос, 1996), арендная плата будет регулятором экологического поведения арендатора только в том случае, если ее величина многократно превысит земельный налог, причем все необходимые природоохранные затраты для конкретного земельного участка должны быть включены в величину арендной платы. Однако, как показывает диаграмма (Рис. 3), мнение самих арендаторов опровергает данную точку зрения.

Почти 80% респондентов для осуществления природоохранных мероприятий желали бы в той или иной степени уменьшить арендную плату (снизить арендную ставку, установить возвратный процент ставки в качестве компенсации природоохранных затрат или "скользящую" величину арендного платежа). Еще 16% хотели бы получать отсрочки арендных платежей для того, чтобы иметь возможность снизить финансовую нагрузку на бюджет крестьянского хозяйства. И только пять процентов, которые относятся к многоземельной категории респондентов, действительно согласны с увеличением арендной платы в результате включения в нее экологических затрат.

Если проанализировать ответы респондентов в разрезе деления на условные категории (много-, средне- или малоземельные), то различие между ними оказывается невелико. Для представителей малоземельной категории, испытывающих острую нужду в оборотных средствах, предпочтительнее снижение арендной платы. И они, вполне естественно, категорически против ее повышения в результате включения в качестве составляющей природоохранных затрат. Казалось бы, на это с большей готовностью должны пойти средне- и многоземельные фермеры. Однако то обстоятельство, что в аренде у них значительные земельные площади, также заставляет фермеров данной категории желать отсрочек арендных платежей, снижения или возврата части арендной платы в качестве компенсации природоохранных затрат.