Также нужно обратить внимание на порядок перевода сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой. ЗК РК предусматривает (ст. 98) разрешительный порядок перевода угодий. Решение принимает не собственник или пользователь земли, а государственный орган, причем на основании внеэкономических мотивов (хотя декларируется иное, фактически перечень оснований включает не рентабельность и показатели капитализации, а природные качества участка - сбитость для пастбищ, почвенные показатели для пашни). При этом законодательно закрепляется ключевая роль органов по управлению земельными ресурсами и вновь воспроизводится сложный бюрократический механизм (для перевода угодий из одного вида в другой необходимо собрать большое количество документов и пройти ряд согласований). Хотя данный порядок перевода угодий не отличается существенно от действовашего ранее, обращают на себя внимание как минимум два важных момента. Во-первых, теперь все эти нормы относятся не только к землепользователю, но и к собственнику земельного участка. Во-вторых, если ранее соответствующий порядок был установлен документом исполнительной власти (постановлением Правительства РК), то теперь он закреплен на уровне Кодекса.
В качестве обобщения хотелось бы отметить следующее. Идеология проводимой в Казахстане земельной реформы во многом строится на идее, что наиболее эффективная реализация экологических требований при землепользовании достигается через отношения частной собственности на землю. Не менее часто говорится и пишется о том, что введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения обеспечит приток более долгосрочных капиталовложений, в том числе необходимых для проведения комплексных противоэрозионных мероприятий, перехода на адаптивно-ландшафтную систему земледелия. А поэтому земля должна перейти к реальному рачительному хозяину, который будет сформирован под определяющим влиянием частной собственности и рыночных отношений.
Но лично у меня при анализе положений Земельного кодекса РК складывается несколько иное впечатление. Выглядит так, что основным "воспитателем" бережного отношения к земле будут различные компетентные государственные органы, причем исключительно с помощью метода "кнута". На мой взгляд, это произошло по той причине, что многие нормы ранее действовавшего закона о земле, применявшиеся к землепользователю, были автоматически перенесены и на собственника. В частности, в новом земельном законе имеется весьма широкий набор возможностей для изъятий земельных участков по инициативе государственных органов, как из частного землепользования, так и из частной собственности. Наряду с конфискацией, реквизицией и изъятием земель для государственных надобностей Земельный кодекс РК предусматривает возможности изъятия земель также и по следующим основаниям:
- если земельный участок не используется для целей сельскохозяйственного производства в течение одного года (статья 92);
- когда использование участка осуществляется с грубым нарушением законодательно установленных правил рационального использования земли, в том числе, если он используется не в соответствии с целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель либо значительному ухудшению экологической обстановки (статья 93);
- с целью консервации участков, подвергшихся радиоактивному загрязнению (статья 143).
Конечно, в вышеперечисленных случаях изъятие земель может осуществляться только в судебном порядке. Но здесь надо отметить, что установленные Земельным кодексом формальные основания для предъявления иска об изъятии земельного участка будут очень удобны уполномоченному государственному органу по управлению земельными ресурсами как в плане инициирования таких дел, так и с точки зрения перспективы их последующего выигрыша в суде. Так, в случае неиспользования земельного участка по назначению надо лишь не менее чем за год до предъявления иска вынести собственнику письменное предупреждение о необходимости использовать участок по назначению, а в случае использования участка с нарушением правил рационального использования земли достаточно будет предварительно применить к нему меры административного взыскания. Добавим к вышесказанному, что основания и порядок принятия земельного участка на учет и последующего его признания бесхозяйным имуществом, установленные статьей 82 ЗК РК, также могут использоваться для его принудительного изъятия у собственника, например, при отъезде или длительном неиспользовании участка.
Как уже говорилось выше, с введением частной собственности на сельскохозяйственные земли в Казахстане связываются большие надежды в плане их экономически более эффективного и экологически грамотного использования. Однако собственник земли по этому закону может оказаться столь же беззащитен и зависим от вмешательства государственных органов, каким был землепользователь по ранее действовавшему законодательству. А потому закономерно возникает вопрос, насколько изменится его отношение к земле с принятием нового земельного закона и станет ли оно более рациональным и бережным?
Земельный фонд Казахстана составляет 272,5 млн. га. Из них 34% приходится на земли сельскохозяйственного назначения и 43,9% - на земли запаса. Большая часть земельного фонда представлена сельскохозяйственными угодьями, в составе которых преобладают пастбища.
Несмотря на значительное сокращение поголовья скота в период 1993-2000 гг., площадь сбитых пастбищ в Казахстане по сравнению с 1990 годом возросла с 14,8 млн. га до 26,6 млн. га.