Смекни!
smekni.com

Балобан в волго-уральском регионе и на прилегающих территориях (стр. 3 из 3)

Одновременно с незначительным ростом числа гнездящихся пар балобана на востоке региона, продолжается процесс сокращения численности вида в Поволжье. Балобан перестал наблюдаться в Саратовской области (Антончиков, Пискунов, 2003), исчезли несколько гнездовых участков в Высоком Заволжье. Судя по всему, область регулярного гнездования балобана в европейской части России в настоящее время ограничена территорией, примыкающей к Уральским горам и долине Урала (карта на стр. 32).

Рассматривая современное распределение балобана в пределах Северной Евразии в целом, можно заметить следующую закономерность - все стабильные популяции привязаны к ареалам массовых колониальных грызунов сухих и опустыненных степей. Из относительно крупных грызунов это малые суслики (малый и даурский, S. dauricus) и даурская пищуха (Ochotona daurica), из мелких - степная пеструшка и полевка Брандта (Lasiopodomys brandti). Северный предел распространения именно этих видов определяет продвижение стабильных популяций балобана на север. Потерпели же крах как раз те популяции балобана, которые были приурочены к ареалам больших сусликов - крапчатого (S. suslicus), большого и краснощекого (S. erythrogenys).

В настоящее время численность больших сусликов в регионе более или менее стабильна, благодаря чему в Поволжье, на Южном Урале и в Зауралье поддерживаются крупные популяции могильника. Однако балобан здесь практически отсутствует, и это не совсем понятно. Не исключено, что большие суслики не являются оптимальным кормовым ресурсом этого сокола. Возможно, для нормального существования балобану нужна именно пара основных (массовых) объектов питания - среднего и мелкого. Такую пару в рассматриваемом регионе образуют малый суслик и степная пеструшка, а на востоке ареала (в Восточной Сибири и Монголии) - даурская пищуха и полевка Брандта.

Интересно, что в Башкирии и Челябинской области гнездовые участки пар, гнездящихся севернее пределов распространения малых сусликов, всегда включают обширное пастбище и водоем, а в питании, помимо сусликов, заметную роль играют водяная полевка (Arvicola terrestris) и утки, а также голуби, грачи и галки. Такой же рацион отличал балобанов в низовьях Камы (Ушакова, 1968), а М.Н. Богданов (1871) вообще считал, что водоплавающие птицы - основная пища балобана в Поволжье. Специализация на крупных птицах и водяной полевке подразумевает, что кормодобывающее поведение этих соколов как-то отличается от поведения балобанов, охотящихся преимущественно на пастбищных грызунов и мелких воробьиных птиц. Скорее всего, именно представителей с такой специализацией вид утратил с гибелью западных волго-уральских популяций. В настоящее время, расселяясь к северу от стабильно существующих популяционных очагов, балобаны вынуждены вновь адаптироваться к освоению этих непривычных для них кормов, что существенно тормозит восстановление их численности в местах былого обитания.

Послесловие

В связи с неоднозначностью процессов, происходящих в популяциях балобана в регионе, необходим регулярный мониторинг численности этого вида на модельных территориях Губерлинского мелкосопочника, южной оконечности Южного Урала и Урало-Тобольского водораздела. До сих пор неизвестны пути пролета и места зимовок балобанов, гнездящихся в Волго-Уральском регионе. Нет данных по роли волго-уральских балобанов в легальной и нелегальной торговле соколами.

Все это делает необходимым проведение в Волго-Уральском регионе специального исследования балобана с применением новейших технологий, таких как спутниковая телеметрия и мечение пассивными транспондерами.

Список литературы

Антончиков А.Н., Пискунов В.В. Численность хищных птиц, гнездящихся в Саратовской области // Материалы IV Конференции по хищным птицам Северной Евразии. Пенза, 2003. С.127-129.

Богданов М.Н. Птицы и звери черноземной полосы Поволжья и долины Средней и Нижней Волги (био-географические материалы) // Труды Общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете, т. 1, отд. 1. Казань, 1871. 226 c.

Воронцов Е.М. Птицы Горьковской области. Горький, 1967.

Галушин В.М. Балобан // Красная книга Российской Федерации (Животные). М.: Изд-во Астрель, 2001. С. 456-457.

Горшков Ю.А., Аюпов А.С., Попов А.В., Егоров Ю.Е., Прохоров Е.В., Ивлев В.Г. К распространению и биологии некоторых редких хищных птиц по Татарии // Охрана хищных птиц. Мат-лы 1-го Совещания по экологии и охране хищных птиц. М., 1983. С. 114-115.

Григорьев Н.Д., Попов В.Л., Попов Ю.К. Отряд соколообразные (дневные хищные птицы) / Птицы Волжско-Камского края. Неворобьиные. М., 1977. С. 76-116.

Давыгора А.В. Балобан // Красная книга Оренбургской области. Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 1998. С. 47-48.

Дементьев Г.П. Птицы Советского Союза. М., 1951. Т. 1. 652 с.

Житков Б.М., Бутурлин С.А. Материалы для орнитофауны Симбирской губернии // Записки РГО по общей географии. 41, № 2. СПб, 1906. 275 с.

Зарудный Н.А. Орнитологическая фауна Оренбургского края // Записки Импер. Акад. Наук, 1888. 57, № 1. 338 с.

Ильичев В.Д., Фомин В.Е. Орнитофауна и изменение среды. М., 1988. 248 с.

Карамзин А.Н. Птицы Бугурусланского уезда и сопредельных с ним частей Бугульминского и Бузулукского уездов Самарской губернии и Белебеевского уезда Уфимской губернии // Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоологии. М., 1901. Вып. 5. С. 203-394.

Карякин И.В. Техника выявления редких видов (крупные пернатые хищники). Ч. 1. Пермь: Изд-во ЦПИ СОЖ Урала, 1996. 80 с.

Карякин И.В. Методические рекомендации по учету пернатых хищников и обработке учетных данных. Новосибирск: издательский дом "Манускрипт", 2000. 32 с.

Карякин И.В., Корольков М.А., Мошкин А.В., Орленко А.А., Паженков А.С. Балобан в Волго-Уральском регионе - результаты последних исследований // СБ, № 9, 2001. С. 49-50.

Кириков С.В. Птицы и млекопитающие в условиях ландшафтов южной оконечности Урала. М., 1952. 410 с.

Ларионов В.Ф. Перечень птиц Тюменского округа // Изв. Томского университета, 1926. 77, № 2. С. 185 - 197.

Рузский М.Д. Материалы к изучению птиц Казанской губернии // Труды общества естествоиспытателей при Казанском государственном университете. Казань, 1893. 25, № 6. 292 с.

Сабанеев Л.П. Позвоночные Среднего Урала и географическое распространение их в Пермской и Оренбургской губерниях. М., 1874. С. 21-35.

Сушкин П.П. Птицы Уфимской губернии // Материалы к познанию фауны и флоры России. Отд. зоол. М., 1897. Вып. 4. 331 с.

Ушакова М.М. Некоторые черты биологии и питания балобана в Сараловском участке Волжско-Камского заповедника // Мат-лы итоговой научной сессии, посвященной работам, выполненным в заповеднике. Казань, 1968.

Чибилев А.А., Паршина В.П., Мусихин Г.Д., Рябинина З.Н., Самигуллин Г.М., Немков В.А., Класен Д.В., Павлейчик В.М., Сергеев А.Д. Степной заповедник "Оренбургский": Физико-географическая и экологическая характеристика. Екатеринбург: УрО РАН, 1996. 167 с.

Эверсман Э. Естественная история птиц Оренбургского края. Казань, 1866. 621 с.

Bragin E.A. Recent status and studies of the Saker Falcon in the Northern Kazakhstan // Proc. of the II Internat. Conf. on the Saker Falcon and Houbara Bustard, Mongolia, 1-4 July 2000. Ulaanbaatar, 2001. P. 110-115.

Cade T.J., Enderson J.H., Thelander C.G., White C.M. eds. Peregrine Falcon populations. Their management and recovery / Boise: The Peregrine Fund, Inc., 1988. 949 p.

Galushin V., Moseikin V., Sanin N. Saker Falcon breeding range and populations in European Russia // Proc. of the II Internat. Conf. on the Saker Falcon and Houbara Bustard, Mongolia, 1-4 July 2000. Ulaanbaatar, 2001. P. 34-43.

Ratcliffe D. The Peregrine falcon. T&A Poyser, London (second edition), 1990.