1.11. Вымирание видов и экономика: утрата ценностей
Для обнаружения, систематизации и сохранения биологического разнообразия необходимо подготовить новое поколение специалистов по биологии сохранения и уделить приоритетное внимание музеям, университетам, природоохранным организациям и другим структурам, работающим в этой области. Такая ориентация потребует значительного сдвига в существующем политическом и социальном мышлении. Правительства и люди во всем мире должны понимать, что биологическое разнообразие исключительно ценно для существования человека. Конечно, перемены смогут произойти, если мы поймем, что продолжая разрушать биологические сообщества, мы действительно теряем нечто ценное. Но что именно мы теряем?
Почему каждый из нас должен заботиться о вымирающих видах? Что конкретно такого ужасного в вымирании видов?
1.12. Типы вымирания
С момента возникновения жизни видовое разнообразие на Земле постепенно увеличивалось. Это увеличение не было равномерным. Оно сопровождалось периодами с высокими темпами видообразования, на смену которым приходили периоды с низкой скоростью изменений и прерывалось пятью вспышками массовых вымираний [Wilson, 1989; Raup, 1992]. Наиболее массовое вымирание произошло в конце Пермского периода, 250 млн лет назад, когда по приблизительным оценкам вымерло 77–96% всех видов морских животных.
Вполне вероятно, что какая-то массовая пертурбация, например повсеместное извержение вулканов или столкновение с астероидом вызвала такие кардинальные изменения в климате Земли, что многие виды уже не могли существовать в сложившихся условиях. Процессу эволюции потребовалось около 50 миллионов лет, чтобы возобновить разнообразие семейств, потерянных во время массового Пермского вымирания. Однако вымирания видов случаются и в отсутствие мощных разрушительных факторов. Один вид может быть вытеснен другим или быть уничтожен хищниками. Виды в ответ на смену условий окружающей среды или из-за спонтанных перемен в генном пуле могут не вымирать, а постепенно эволюционировать в другие. Факторы, определяющие устойчивость или уязвимость конкретного вида, не всегда ясны, но вымирание является таким же естественным процессом, как и видообразование. Но если вымирание закономерно, зачем столько разговоров о потерях видов? Ответ состоит в относительных скоростях вымирания и видообразования. Видообразование, как правило, медленный процесс, идущий через постепенное накопление мутаций и сдвиги в частотах аллелей в течение тысяч, если не миллионов лет. До тех пор, пока темпы видообразования равны или превышают темпы вымирания, биоразнообразие будет оставаться либо на одном уровне, либо возрастать. В прошедших геологических периодах вымирание видов было сбалансировано или увеличивалось за счет становления новых видов. Однако нынешние темпы вымирания в 100–1000 раз превышают таковые предшествующих эпох. Этот современный всплеск вымирания, иногда называемый шестым вымиранием, обусловлен в основном исключительно деятельностью человека. Эта утрата видов носит беспрецедентный, уникальный и необратимый характер.
1.13. Экологическая экономика
Прежде чем останавливать тенденцию вымирания видов, необходимо понять основные причины этого явления. Какие факторы заставляют человека действовать разрушительно? В конечном итоге деградация окружающей среды вызывается экономическими причинами. Леса вырубаются, чтобы иметь доход от продажи древесины. Животных убивают ради мяса, меха и др. Природные ландшафты превращаются в пахотные земли, потому что людям негде заниматься сельским хозяйством. Виды интродуцируются на новые континенты и острова без всякого рассмотрения последствий и угроз для местной среды. Поскольку причина, лежащая в основе разрушения окружающей среды, часто носит экономический характер, постольку и решение проблемы должно включать и экономические подходы. Биологи все чаще включают элементы экономики в программы исследований, а экономические обоснования в свои рекомендации. Не будем рассматривать те аспекты, которые находятся за рамками настоящей работы и относятся к принципам свободного рынка в обществе потребления. Однако имеется важное обстоятельство, непосредственно влияющее на вопросы сохранения природы. В основном предполагается, что издержки и прибыль свободного рынка при сделке принимаются и производятся участниками операции. Но в некоторых случаях, у косвенных участников операций также появляются некоторые издержки и они тоже могут радоваться прибыли. Эти издержки и прибыль третьих лиц известны как внешний эффект. Возможно, что наиболее заметным и часто проявляющимся внешним эффектом становится ухудшение окружающей среды, как косвенный результат человеческой экономической деятельности. Там, где имеется внешний эффект, рынок не может предложить решения, способствующие процветанию общества. Эта неспособность рынка приводит к нерациональному распределению ресурсов, и обогащению некоторых предпринимателей за счет окружающей среды и всего общества.
Основная трудность, стоящая перед специалистами по биологии сохранения, – это добиться гарантии прозрачности всех издержек операции и ее положительных результатов. Компании или отдельные предприниматели, вовлеченные в операцию, результатом которой становится ухудшение окружающей среды, большей частью не полностью оплачивают стоимость ее восстановления, а часто и вовсе ничего не платят. Вместо этого восстановление среды ложится бременем на людей, которые живут поблизости и не имеют никакой выгоды от операции.
Для подсчета всех издержек экономической операции, включающего затраты на восстановление окружающей среды, была создана специальная дисциплина, которая объединяет экономику, науку об окружающей среде, экологию, государственную политику. В этой дисциплине производится оценка биологического разнообразия с помощью экономического анализа [Barbier еt al., 1994; Masood и Garwin, 1998]. Она называется экологической экономикой. Биологи сохранения все больше пользуются концепциями и словарем экологической экономики, поскольку государственные чиновники, банкиры и руководители корпораций лучше осознают необходимость защиты биологического разнообразия, если получают экономические обоснования. Затраты на восстановление природы после реализации больших проектов, таких как строительство дамб, дорог, ирригационных систем, лесопосадок, все чаще вычисляются в форме затрат на сохранение окружающей среды, в которых учитывается текущее и будущее влияние проекта на окружающую среду. По определению окружающая среда включает не только конкретные используемые природные ресурсы, но и воздух, качество воды, качество жизни местного населения и виды, которым угрожает исчезновение. В наиболее сложной форме, при анализе того, какой ценой была получена прибыль, производится сравнение величины приобретенных ценностей в результате реализации проекта с потерянными ценностями [Perrings, 1995]. Теоретически, если в результате анализа выходит, что проект выгоден, то он должен реализовываться, а если не выгоден, то он должен быть остановлен. На практике анализ стоимости выигрыша является только грубой аппроксимацией, поскольку величины прибыли и затрат оценить трудно, и к тому же эта оценка может измениться со временем. Экологические экономисты создают свой раздел в этом анализе, включая туда полный перечень издержек и выгод.
Во многих случаях экономические затраты страны на восстановление окружающей среды могут быть значительными и часто превосходить доход, получаемый за счет сельскохозяйственного и промышленного развития. Например, в Коста-Рике стоимость уничтоженных лесов в 1980 году намного превосходит доход, полученный от лесной продукции, следовательно, департамент лесного хозяйства реально ощущает дыру в кармане экономики страны [Repetto, 1992].
1.14. Ресурсы общественной собственности
Определение ценности биоразнообразия и природных ресурсов представляется сложной задачей, поскольку первая определяется множеством экономических и этических факторов. Основная цель экологической экономики состоит в разработке методов оценки составляющих биологического разнообразия. Был разработан ряд подходов получения экономической оценки генетического разнообразия, разнообразия видов, сообществ и экосистем. Наиболее полезным оказался метод, использованный McNeely et al. (1990) и Barbier et al. (1994). При таком подходе общая ценность делится между прямой ценностью (direct values) (относящейся в экономике к товарам индивидуального потребления), которую имеют добываемые людьми продукты, такие как рыба, лес, лекарственные растения, и косвенной ценностью (indirect value) (в экономике называемой общественными благами), которая соответствует выгоде сохранения биологического разнообразия, но она не связана непосредственно с потреблением природных ресурсов. Выгоды, которые могут быть отнесены к косвенной ценности, включают качество воды, защиту почвы, восстановление среды, образование, научные исследования, управление климатом. Биологическое разнообразие имеет также опционную ценность (option value), связанную с получением новых продуктов и услуг в будущем, и ценность существования (existence value), базирующуюся на том, сколько люди готовы заплатить сейчас для охраны видов от вымирания или какого-то биологического сообщества от разрушения.
1.15. Прямые экономические ценности
Прямые ценности относятся к тем продуктам, которые люди непосредственно получают от природы и используют. Эти ценности можно легко подсчитать путем наблюдения за деятельностью выбранной группы людей, мониторинга пунктов сбора “даров леса”, контроля статистики импорта и экспорта. Прямые ценности можно далее разделить на потребительскую ценность, соответствующую ценности продуктов, потребляемых на месте, и рыночную ценность (productive use value), соответствующую стоимости продукта при продаже на рынке.