В игре принимают участие 4-6 команд (10-30 человек) . Каждая команда представляет руководство компании, в распоряжении которой есть рыболовные суда, от их количества зависит вылов и прибыль компании. Задача команды - попытаться накопить наибольшее состояние. На каждом шаге, соответствующем 1 году, решения, принимаемые командами, вводятся в компьютер и после работы модели команды получают информацию о ситуации, сложившейся к данному моменту в районах промысла.
3.2.2. Результаты проведения игры
Игра “Всемирное рыболовство” была проведена мною со студентами-экологами третьего курса, пятого курса, студентами 6-го курса заочного отделения и учащимися колледжа.
Данная игра отличается большим разнообразием игровых ситуаций, и, по словам студентов, более интересна чем игра “У озера”. В процессе игры для послеигрового обсуждения составлялся график поведения системы во времени. Обобщенные индексы определенные той же моделью, дают возможность судить, как изменялось количество кораблей, улов и количество оставшейся в море рыбы (рис 2). По изменению индекса “рыба” можно судить о том с какой интенсивностью вылавливалась рыба и какое количество рыбы осталось. Индекс “улов” показывает общее изменение количества рыбы вылавливаемой всеми командами. Индекс “корабли” показывает общее изменение количества кораблей купленных командами, по ним можно сравнить игру команд. Динамика индексов прослеживает тенденцию изменения состояния системы в сторону ухудшения. Быстрое увеличение количества кораблей привело к слишком большой нагрузке на промысловое стадо и бесповоротно подорвало его воспроизводительную способность уже через 3-4 года. Хотя наибольшее количество кораблей было приобретено командой пятого курса, а наименьшее - командой третьего курса, тем не менее, все группы довольно быстро довели численность рыб до критического состояния, и к десятому году полностью их выловили. При этом не играло большой роли, что командам пятого и третьего курса удалось немного дольше других задержать окончательное истребление обоих стад рыб.
Деловая игра “Стратиджем”
3.3.1 Содержание игры
"Стратиджем" - наиболее содержательно насыщенная деловая игра и более сложная из проведенных мною. Ее можно проводить в течение 3-4 часов, нескольких дней или нескольких недель, причем заинтересованность участников игры поддерживается во всех случаях от начала до конца на высоком уровне.
Это микрокомпьютерная обучающая управленческая игра о взаимодействиях между энергетической отраслью производства и окружающей средой. Предназначена для формирования у обучаемых представлений о взаимозависимости долгосрочных решений в экономике, использовании энергетических ресурсов, охране окружающей среды и благосостояния населения. Она рассматривает экономику как бы с высоты "птичьего полета", откуда видны потоки ресурсов. Каждая команда - это кабинет министров некоторой страны. Каждый участник команды принимает решения за свое министерство и все работая совместно, пытаются достичь высокого качества жизни людей в своей стране. Модель опирается на представление о законах развития стран, близких по своему экологическому и социальному уровню к странам третьего мира. Решения обсчитываются на компьютере. Для наглядности используют игровое поле с фишками. Здесь воспитывается живое, образное восприятие действительности, умение строить стратегию. Игра дает возможность ее участникам приобрести личный опыт в принятии решений, требующих достижения сбалансированного роста капиталов, влияющих на рост населения страны, уровень жизни людей, эффективность функционирования экономики, качество природной среды и использования энергии. Игроки могут испытать на прочность различные теоретические модели управления экономикой страны.
Результаты проведения игры
На группах рисунков 3-8 приведены результаты одной игры, проведенной на третьем курсе. На рис. 3.1 - 8.1 показаны графики изменения численности населения и удельного коэффициента прироста численности. Во всех случаях проведенных игр численность населения росла по S-образному закону и к 10 шагу еще не достигла равновесного состояния. Коэффициент удельного прироста всюду был значительно выше нуля. Таким образом, командам не удалось воплотить эффективную стратегию управления демографическими процессами. Это создало немало трудностей. В других частях макроэкономической системы - в промышленности и сельском хозяйстве - вложение капитала увеличило нагрузку на природную среду.
Графики на рис 3.2 - 8.2, показывают изменение количества продовольствия и товаров на душу населения. Эффективно регулировать численность населения, согласно модели заложенной в основу игры, можно, повышая благосостояние людей, в особенности обеспечивая их товарами. Причиной высокого роста численности населения в играх студентов было то, что они не сразу обратили внимание на эту особенность системы. К сожалению, были попытки контролировать численность путем уменьшения снабжения продовольствия (это увеличивает смертность).
Рис 3.3 - 8.3 показывают, что общее количество продовольствия, товаров и энергии в “странах” увеличивалось. Студенты во всех командах довольно эффективно уменьшали потребление энергии на производственные нужды (рис.3.4 - 8.4) вкладывая средства в совершенствование технологий.
Благосостояние населения в целом росло (рис. 3.5 - 8.5), однако этот процесс шел довольно медленно.
Качество природной среды всех случаях сначала падало, а затем к концу игры поднималось довольно высоко (рис. 3.6 - 8.6). Это говорит о неплохой экологической подготовке участников игры.
3.4. Выводы
Кажется очевидным, что в игре “У озера” всем игрокам выгодно не загрязнять озеро. Это позволяет набрать максимум прибыли, но практика показывает что всегда находятся игроки, пытающиеся получить сверхприбыль за счет других и поэтому в результате каждому игроку удается получать меньше прибыли, и к тому же, озеро гибнет. Чтобы получить максимум прибыли, всем игрокам надо выработать общую стратегию, которая приведет к достижению максимального блага для всех вместе и для каждого в отдельности.
Как и в игре “У озера”, во “Всемирном рыболовстве” наилучшего результата можно было добиться, только выработав заранее коллективную стратегию, которой каждый участник принимает обязательство следовать неукоснительно. В процессе игры учащиеся знакомятся с элементами экономики предприятия.
В отличие от рассмотренных выше двух деловых игр, “Стратиджем” обучает мыслить макроэкономическими категориями и развивает глобальное эколого-экономическое мышление.
Оценка результатов игр участниками
После проведения всех игр мы предложили студентам заполнить анкету и оценить игры. Было задано 7 вопросов:
Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “У озера” ? Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “Всемирное рыболовство”? Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “Стратиджем”?
Если вам было интересно играть, то объясните, пожалуйста, почему?
Что нового дают навыки и знания, приобретенные в ходе деловых игр, по сравнению с навыками и знаниями, полученными при изучении других дисциплин специализации?
Если вы считаете что такие игры следует проводить регулярно, то укажите желаемую, с вашей точки зрения, периодичность?
Хотели бы вы сами научиться проводить такие деловые игры, и с кем вы могли бы их провести?
В каких учебных курсах, пройденных вами, можно, по вашему мнению, ввести аналогичные занятия ?
Какую бы вы поставили оценку за каждую из деловых игр(из 5 баллов)?
Анкеты были анонимными, так что студенты могли искренне отвечать на поставленные вопросы, и заполнение анкет было не обязательным.
Отвечая на первый вопрос, студенты отметили что:
- Просто интересно.
- На примере видно, к каким последствиям может привести деятельность человека .
- Состоянием озера можно управлять, несмотря на загрязнения.
- Очень важно давать возможность восстанавливаться возобновимым ресурсам.
- Экономически выгоднее решать проблему озера сообща, заниматься очисткой и постоянно контролировать его состояние.
- Нужно не только копить деньги, но и следить за состоянием окружающей среды.
- Групповое решение влияет на состояние природного объекта.
- Очень сложно противостоять злостным вредителям в одиночку.
- Состояние озера зависит не от одного участника, а от совокупности решений и действий всех игроков, это коллективная игра.
- Игра дает умение наблюдать за общим ходом процесса ( Да сгинет воровское истребление продуктов ).
- Необходимо регулировать вылов рыбы, регулировать количество судов, следить за динамикой численности популяции, решать проблему сообща.
- Оптимальный вариант - договориться, посчитать, а затем действовать.
- Различные процессы влияют друг на друга, они целостностны и взаимосвязаны.
- Благополучие возможно в условиях стабильности всех эколого-экономических параметров.
- Ключевой проблемой в решении благополучия страны является обеспечение энергией.
- Для управления государством требуются сильная воля, свежий ум и рассудительность.
При ответе на второй вопрос, студенты отмечали интересную структуру модели, полезность совместного обсуждения решений. По их мнению интерес к игре определялся тем, что:
- Нужно было просчитывать различные варианты.
- Новое всегда интересно.
- Игра заставляет думать , анализировать состояние и прогнозировать будущее озера.