Ряд небольших городов США даже специально создают максимум неудобств для поездки в город на автомобиле. Неудобства в ограниченности парковки, ее высокой стоимости и т. д. При такой стратегии общественный транспорт должен работать максимально эффективно, быть общедоступным и. может быть, даже бесплатным. По всей видимости, и у нас в Москве надо подумать над использованием подобного опыта. По крайней мере уже сейчас ясно, что экономические рычаги влияния на ситуацию в любом случае необходимы. При этом экономические рычаги зачастую более эффективны, чем административные и технические нормы.
Загрязнение атмосферы Москвы автомобильным транспортом и здоровье москвичей
К числу важнейших изменений городской среды Москвы относится ухудшение качества атмосферного воздуха. Автомашины ухудшили условия жизни горожан. Если во второй половине 80-х гг. рост числа автомобилей составлял 50 тыс. в год, то в последние пять лет он достиг свыше 100 тыс. в год. Рост количества автотранспортных средств сопровождался увеличением объемов загрязняющих веществ из выхлопных труб. За это же время объем окислов углерода в городском воздухе возрос на 58%, углеводородов — на 69, оксидов азота — на 84, 4, сажи — на 100%. Все эти вещества по своей массе преобладают в выхлопах машин. Р1о наибольшую опасность помимо окислов азота представляют сернистые и свинцовые соединения. Их содержание в городском воздухе намного возросло.
Город не приспособлен к такому количеству автотранспорта. Длина пробега без остановок между светофорами составляет лишь 400—600 м. В результате средняя скорость передвижения в дневное время в центре столицы и на крупных автомагистралях снижается до 12—20 км/ч, а это увеличивает расход топлива в 3—4 раза. Соответственно увеличиваются и выбросы загрязняющих веществ. Возрастает сжигание топлива при переключении передач в режиме разгона.
Увеличение выбросов загрязняющих веществ в воздух растет с 1989 г. Но особенно возросли темпы загрязнения атмосферы с 1994 г. Доля автомобилей в загрязнении атмосферы Москвы, как уже отмечалось, достигла 90%.
В настоящее время положение в городе критическое. Средняя концентрация диоксида азота в атмосферном воздухе Москвы превысила ПДК в 2, 5 раза. На загруженных автотранспортных магистралях экологическая обстановка приближается к катастрофической. На Ленинском проспекте, где за час проезжает более 9 тыс. машин, ПДК выхлопных газов превышено в 16 раз. Такая же экологическая обстановка на Тверской улице, Садовом кольце, Дмитровском шоссе, Ленинградском проспекте. Здесь всюду ПДК выхлопных газов превышено в 4—16 раз на проезжей части и в 2—8 раз на тротуарах. За один лишь 1995 г. концентрация формальдегида на транспортных магистралях возросла в 1, 7, а бенз(а)пирена в 1, 5 раза.
Максимальные разовые концентрации загрязняющих опасных веществ в разных частях города многократно превышали допустимые пределы. Так, концентрация фенола на Сухаревской площади превышала ПДК в 15 раз, диоксида азота на Балчуге — в 10 раз. Концентрация фенола на Кутузовском проспекте в течение года постоянно держалась на уровне, превышающем ПДК в 3—4 раза, углеводородов — в 7 раз.
Автотранспорт приводит также к специфическим формам загрязнения воздуха. При движении стираются шины, и тысячи тонн резины в виде тонкой пыли попадают в воздух. О масштабе этого явления можно судить по тому, что только при движении городских линейных автобусов образуется 175— 200 т резиновой пыли в год.
Автотранспорт — основной виновник звукового дискомфорта в городе. На его долю приходится до 80% зон звукового дискомфорта в столице. В среднем уровень шума на улицах Москвы достигает 85 дБа при норме 55 дБа.
Нельзя не отметить, что валовой выброс в атмосферу загрязняющих веществ от промышленных предприятий и ТЭЦ в 1995 г. составил 175, 2 тыс. т, что на 60, 7% меньше, чем в 1986 г. Такое сокращение связано с уменьшением выпуска продукции на московских заводах, с остановкой многих предприятий. В то же время засчет автомобильных выхлопов качество атмосферного воздуха намного ухудшилось. Суммарный выброс в атмосферу загрязняющих веществ от всех источников загрязнения в 1996 г. на 54% превысил уровень 1992 г. На одного жителя в год приходится 204, 8 кг вредных веществ (в 1994 г. — 146 кг/год). На 1 кв. м территории города приходится 1, 8 кг таких веществ (в 1994 г. — 1, 27 кг).
Ухудшение качества атмосферного воздуха опасно для здоровья горожан. Человек в сутки потребляет в среднем около 25 кг воздуха. Если даже относительное содержание загрязняющих веществ в воздухе и невелико, их суммарное количество, поступающее в организм при дыхании, может оказаться токсичным.
От загрязнения воздуха в наибольшей степени страдают дети. В Москве в течение года из каждой тысячи детей 980—990 заболевают болезнями органов дыхания. Это на 48% превышает среднюю величину по России. Вслед за ростом загрязнения воздуха происходит обострение хронических заболеваний верхних дыхательных путей, что вызвано, в частности, раздражающим воздействием диоксидов серы, азота, оксидов углерода, альдегидов и продуктов их трансформации, поступающих в атмосферу города с отработанными газами от автотранспорта. К 1997 г. по сравнению с 1990 г. хронические формы респираторных заболеваний у детей возросли на 73%, у подростков — на 50, у взрослых — на 17%. У населения, проживающего вблизи крупных автомагистралей, в 1, 5—2 раза чаще, чем в среднем по Москве, распространены хронические бронхиты и плевриты. Аллергические заболевания у детей увеличились с 1992 по 1996 г. на 229%, у подростков — на 54, у взрослых — на 78%. За последние пять лет распространенность болезней крови среди детей увеличилась в среднем по Москве в 1, 75 раза. Все больше горожан страдает от бронхиальной астмы. По сравнению с 1989 г. заболеваемость ею возросла у детей на 35%, у подростков на 44, у взрослых на 30%. '
Москва явно нуждается в ужесточении экологических требований к автотранспорту, ограничении его численности.
Огромное значение для экологических условий Москвы, для поддержания качества 'ее атмосферного воздуха имеет лесопарковый защитный пояс (АПЗП). Он был организован в' 1960 г. и составлял непосредственно вокруг Москвы 172, 5 тыс. га. 38% площади ЛПЗП занимали леса. Этот пояс был призван служить не только местом отдыха для москвичей, но и поставщиком относительно чистого воздуха из пригородов в Москву, местом сбережения и частичной очистки воды в водохранилищах. К 1997 г. площадь ЛПЗП уменьшилась на 7%, главным образом за счет расширения Москвы. Но и оставшаяся территория начиная с 1991 г. стремительно утрачивает свои природоохранные средовосстановительные и рекреационные функции.
По экологическим показателям оптимальное отношение площади крупнейших городов к площади лесопаркового защитного пояса должно быть не менее 1:5, тогда как в Лондоне, Париже и Вашингтоне это отношение составляет 1:10 и выше (в Москве оно 1:1, 5).
В соответствии с Законом «О местном самоуправлении» (1991 г.) местные власти получили возможность выделять участки земли под строительство и другие виды хозяйственного использования, в том числе и на территории ЛПЗП. Необоснованный и бесконтрольный отвод земельных участков происходит даже в водоохранных зонах. Особенно интенсивно захватываются самые ценные земли ЛПЗП вблизи рек и водохранилищ в Одющовском (водоохранная зона реки Москвы), Мытищинском (водоохранные зоны Клязьминского, Учинского и других водохранилищ канала Москва — Волга), Солнечногорском (Сенежское озеро, Истринское водохранилище) и Истринском районах.
За последние семь лет после принятия Закона о местном самоуправлении перестала существовать единая система лесных массивов. Оставшиеся леса занимают пространство в виде разрозненных полос, разделенных обширными зонами застройки, дорог и инженерных сооружений. Урбанизированные территории занимают ныне уже 37% площади ЛПЗП. Такие территории к востоку от московских пригородов образуют сплошной ареал загрязненного воздуха. К счастью, к западу от Москвы положение иное. А это очень важно, так как именно отсюда поступают в столицу основные воздушные массы.
Разрушению АПЗП способствует малоэтажное строительство в непосредственной близости от Москвы. Под дорогие дачи уже выделено 5 тыс. га. А в дальнейшем для этих целей предполагается вывести из земель ЛПЗП еще 28% площади. В настоящее время лесопарковый защитный пояс в' значительной степени потерял свои экологические функции. Одним из действенных, постоянных и относительно дешевых средств экологической защиты города является озеленение. Все виды зеленых насаждений занимают 30, 8% площади Москвы (это 17 лесопарков, 94 городских и районных парка, 14 садов, 427 скверов). Но наметилась отчетливая тенденция к уменьшению площади зеленых насаждений. С 1993 по 1996 г. она уменьшилась на 3, 5%. За один лишь 1996 г. погибло около 250 тыс. деревьев вдоль автомагистралей. Садовое кольцо полностью лишилось деревьев, еще совсем недавно произраставших вдоль его тротуаров. Причина заключается в выхлопных газах и в широком применении на автодорогах противогололедных солей. Интенсивное поступление в придорожные растения ионов калия, кальция? натрия, магния и хлора приводит к их гибели. Особенно быстро от солей погибают липы и каштаны. Наиболее устойчивы к подобным воздействиям тополя.
Сильный урон зеленому массиву столицы нанес летом 1998 г. ураган. В результате шквального ветра погибло более 120 тыс. деревьев. Сильно пострадал центр Москвы, особенно Александровский сад.
В составе городских территорий выделяется единый природный комплекс' Москвы. Он призван выполнять средозащитные, санитарно-гигиенические рекреационные и эстетические функции. Природный, комплекс включает в себя городские и пригородные леса и лесопарки, парки, озелененные территории различного назначения, водные поверхности и долины рек. В его составе находятся охраняемые территории пириродно-заповедного и историко-краеведческого назначения. К одним относятся, государственный природный национальный парк «Лосиный Остров», природный napк «Битцевский лес», Серебряноборское опытное лесничество Института лесоведения Академии наук, Государственный музей-заповедник - «Коломенское», леса научного значения Тимирязевской сельскохозяйственной академии, 125 памятников природы местного значения (отдельные деревья, родники, урочища и т. д.), 66 памятников садово-паркового искусства, Ботанический сад Академии наук, Ботанический сад МГУ и его филиал на проспекте Мира.