Естественно, что сразу после победы Октября Владимир Иванович попал в список неблагонадежных. Положение его было настолько опасным, что и он сам, и друзья всерьез опасались за его жизнь.
Тетка Секлета в пьесе 'За двумя зайцами' говорила в таких случаях: 'Я тебя и в Полтаве найду!'
Сумасшедшая и безудержная политика
И наконец, Владимир. Вернадский так комментирует одно интересное полтавское политическое событие - выборы городского головы: 'Вчера вечером состоялось собрание комитета: предательство Рады становится все более явным. Ю.Ю. Соколовский соглашается быть городским головой, и на его избрание согласны и украинские националисты, и русские социалисты. Приходится исправлять то, что сделало социалистическое бездарное и неспособное городское управление. То, что принцип самоуправления у населения очень пострадал и теряет авторитет, ясно, и меня самого от этого иногда охватывает отчаяние. Происходит 'откармливание', создание многочисленного, необразованного, жадного чиновничества. Речь идет о практической попытке украинцев создать собственное независимое государство. Речь идет о Центральной раде образца 1918 года. Она абсолютно не имеет авторитета среди ее служащих и среди населения. Немцы относятся к ней с нескрываемым презрением'.
И, наконец, предупреждением, что бездарная, неавторитетная и самоуверенная власть может привести к очередной общественной стагнации и даже к полной анархии, звучат такие строки дневника: 'Ныне в Полтаве большое смятение, поскольку нет союза в лице тех, кто провозглашает борьбу с новым правительством и проповедует аграрный террор против помещиков. Душа в тревоге. Тревога и тяжелое состояние духа и от чувства чрезвычайной нестойкости положения: сумасшедшая и безудержная политика украинцев с их неправильным и фальшивым образом действий, отчаянным шовинизмом, идеологией, которая строится на ошибочных, надуманных положениях. Я во многом понимаю тот дух ненависти, который здесь замечается среди россиян. Ощущаю боль - насколько вредит всему движению низкий моральный уровень украинских политических деятелей'.
P.S. 'Дневник' Вернадского представляет собой уникальный документ эпохи. Причем период, когда он особенно активно вел записи, в жизни великого ученого тесно связан именно с Полтавой, с ее людьми, историческими событиями. В любой момент его тогда могли арестовать, и свою жизнь Владимир Иванович закончил бы где-то на Соловках. Но судьба была к нему снисходительна. Вернадский сумел и успел еще сделать для науки то, что он должен был сделать.
Он стоял у истоков атомной энергетики
Владимира Ивановича Вернадского избрали академиком в 1912 году еще в Императорскую академию. Уже тогда он как никто понимал глубинный смысл открытой Беккерелем радиоактивности. И первым в мире пришел к выводу, что именно здесь кроется бесценный источник энергии. Еще ранее, в 1910 году, Вернадский представил собранию русских академиков конкретную программу поиска урановых руд и овладения энергией атомного распада. Уран стали искать на Урале и на Кавказе.
Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не может сравняться все им пережитое. Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию. Но сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение?
Трудно поверить, но все это Вернадский говорил сразу после Гражданской войны - в 1922 году в Петрограде на открытии Радиевого института, директором которого он оставался до 1939 года. Выходит, вот кто стоял в России у истоков атомной проблемы! Вот кто воистину является отцом атомной энергетики.