Смекни!
smekni.com

Аккумулирование радионуклидов растениями лесных фитоценозов (стр. 6 из 8)

Сравнительный анализ содержания гамма-излучающих ра­дионуклидов в почве и травах до вспашки (1988 г.) и после, вспашки дернины (1990 г.) позволяет судить об эффективности этого агротехнического приема в снижении миграции радиоизо­топов в растения. Вспашка, заглубление верхнего (0—5 см) слоя почвы и последующая культивация при сохра­нении прежней технологии выращивания трав способствовали «разбавлению» концентрации радионуклидов в корнеобитаемом слое почвы. Суммарное содержание гамма-из­лучателей в почве снизилось в среднем в 1,8 раза за счет двух­кратного уменьшения концентрации 137Cs и 134Cs, поскольку радиоизотопы цезия составляли более 65% суммарной концент­рации. Вторым по значимости радионуклидом был 4аК, участие которого в общей гамма-активности почвы до вспашки состав­ляло 23%, а после обработки — 32%, т.е. оно не только не из­менилось, но даже увеличилось в результате внесения калий­ных удобрений перед повторным высевом трав, а затем поукосно.

Таким образом, на дерново-подзолистых почвах сельхозуго­дий с плотностью загрязнения 2—5 Ки/км2 гамма-активность сеяных трав определяется в основном 40К, концентрация которо­го в почве сохраняется высокой за счет внесения фосфорных и калийных удобрений, содержание в фосфорных удобрениях составляет 70— 120 Б к/кг, а с внесением калийных удобрений в дозе 60 кг/га в почву поступает 1,35-10е Бк/кг калия-40.

Эффект от перепахивания почвы для равномерного перемешивания радионуклидов в пахотном горизонте может проявлять­ся в основном в злаках, поскольку поглощающая деятельность корневых систем бобовых трав осуществляется по всему про­филю обработанного слоя.

Анализ распределения радионуклидов цезия в корнях и надземных органах контрастных по свойствам видов (ежи сбор­ной, костреца безостого и лисохвоста лугового) показал, что при внесении азотных удобрений в почву у ежи и костреца уси­ливается миграция радионуклидов цезия из корней в надземные органы: если на безазотном фоне соотношение удельной актив­ности по цезию в корнях и надземной массе составляло у ежи 1:3, а у костреца 5:1, то на азотном фоне — соответственно 1 : 20 и 1:1 (табл. 4.9). В то же время у лисохвоста лугового эти соотношения составляли на безазотном фоне 6 : 1 и при внесении удобрений — 16 : 1.

Для более детального исследования особенностей перерас­пределения цезия между подземными и надземными органами был проведен вегетационный опыт с внесением в почву под лу­говые злаки стабильных изотопов цезия. Опыты были заложе­ны в сосудах Митчерлиха на двух типах почвы: торфяно-болот-ной и дерново-глееватой суглинистой, т. е. нами были охвачены наиболее распространенные луговые почвы. Схема опыта: 7 видов луговых злаковых трав на безазотном фоне и на фоне внесения азота. Минеральные удобрения вносили в почву перед набивкой сосудов в виде солей: аммонийной селитры (на мине­ральной почве 1,71 г/сосуд, на торфяной—0,40 г/сосуд). Аккумуляция радиоцезия (Бк/кг) многолетними злаками

Таким образом, радиоэкологический мониторинг в луговых фитоценозах, проведенный в 1986—1990 гг. на пробных площа­дях естественных лугов, в разной степени удаленных от ЧАЭС, и в агроэкосистемах на опытах с сеяными травами, позволяет сделать следующие выводы.

1. Поступление радионуклидов и аккумуляция их в луговой растительности в период наблюдений определялись рядом фак­торов, в том числе количеством и элементным составом после-аварийных радиоактивных выпадений и характером взаимо­действия радионуклидов с почвой, что в значительной мере повлияло на их доступность растениям, поглощение и миграцию в надземные органы луговых трав.

2. В послеаварийный период удельная радиоактивность рас­тений в луговых фитоценозах зоны загрязнения, представлен­ных в основном злаковыми и разнотравно-злаковыми ассоциа­циями, после резкого снижения в 1986—1987 гг. за счет распада короткоживущих радионуклидов стабилизировалась на проб­ных площадях в Гомельской области на уровне 10~8—10~6 Ки/кг, в Могилевской— 10-9—10-8, в Минской — 10 -9—10-8 Ки/кг;

4. Для ряда доминантных луговых растений установлены как межвидовые, так и внутривидовые различия в аккумуля­ции радионуклидов. Внутривидовые различия наиболее конт­растно проявляются при сопоставлении уровней накопления гамма-излучателей на торфяных и минеральных почвах. При близких показателях плотности загрязнения удельная гамма-активность надземной фитомассы ценопопуляций одних и тех же видов в среднем на порядок ниже на торфяниках по срав­нению с дерново-подзолистыми почвами вследствие высокой сорбирующей способности торфяной почвы, что обеспечивается присутствием в ней значительного количества гумусовых и низ­комолекулярных кислот.

5. Самые низкие коэффициенты накопления гамма-излучающих радионуклидов, до 70—90% которых составляют радиоизо­топы цезия, отмечены у луговых доминантов на торфяно-глеевых почвах (0,4—1,5). Значительно интенсивнее накопление гамма-излучателей луговой растительностью происходит на минеральных почвах.

6. Коэффициенты накопления радионуклидов на одной и той же почвенной разности могут существенно (до 4—6 раз) разли­чаться не только у представителей разных систематических групп, но и у видов в пределах одного семейства, например мятликовых. Поэтому неправомерно использование в сравни­тельной характеристике накопления радионуклидов луговой растительностью такой таксономической единицы, как семей­ство. В основе анализа аккумулирующей способности луговых трав в отношении отдельных дозообразующих радиоизотопов должны лежать исследования морфофизиологических особен­ностей каждого доминанта лугового сообщества с учетом ценотических отношений компонентов и водно-физических и агро­химических параметров эдафотопа, определяющих концентра­цию обменных форм радионуклидов в почвенном растворе. [3]

2.4 Влияние внешнего облучения и поглощенных радионуклидов

на жизнедеятельность растений

Рост, развитие и продуктивность растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, проводившиеся в первые месяцы после аварии в непосредственной близости от реактора, где вы­пало много радиоактивных осадков, а тип облучения в некоторых местах был близок к острому, выявили отдельные аномалии в морфогенетнческом развитии растений, особенно у хвойных (сос­ны, ели):

— утрата способности апикальных (верхушечных) почек к росту, усиленное образование и рост новых почек, в том числе спящих;

— появление гигантской хвои у сосны и ели и гигантских листьев дуба, отличавшихся от обычных по длине в 2—3 раза и по массе в 5—7 раз;

— осыпание хвои предшествующих лет образования (2-го и 3-го годов) с функционированием хвои только первого года;

— потеря геотропической чувствительности.

Отмеченные морфозы (гигантизм органов) встречались в 10-километровой зоне довольно часто в 1987—1988 гг. В 1991— 1992 гг. была отмечена вторая волна гигантизма органов, кото­рая, как полагают, связана с последовавшим после аварии на­коплением радионуклидов в органах растений. Имеются данные о том, что посевы озимой ржи и пшеницы, расположенные в непосредственной близости от реактора и подвергшиеся загрязнению порядка 1000 Ки/км2, ха­рактеризовались замедленным ростом и развитием, имели пони­женный индекс листовой поверхности и площади флагового ли­ста на 40—50%.

Посевы пшеницы, подвергшиеся острому облучению в год аварии, в последующие годы дали новое поколение растений, среди которых встречались мутантные формы, характеризовав­шиеся отсутствием остей, выпадением отдельных колосков, разд­воением колоса и пр. Среди них можно найти и полезные для селекции формы. Отдельные проявления морфологических изменений растений наблюдали и в белорус­ском секторе 30-километровой зоны.

При выращивании сельскохозяйственных растений на почвах, загрязненных радионуклидами до 77 Ки/км2, не отмечали никаких особых изменений в их росте и развитии. Основные фа­зы развития наступали независимо от степени загрязненности почвы, морфологические показатели семян также соответствова­ли норме. Наблюдения, естественно, касались растений, полученных из «чистых» семян.

Действительно, имеются данные, что уровни загрязнения почвы в пределах 86 Ки/км2 не оказывают существенного влия­ния на показатели роста и развития растения. Однако пересев семян подорожника, хронически облучавшихся в течение трех лет, несмотря на стабильность показателей всхожести, массы 1000 семян и т. д., выявил скрытые изменения, заключавшиеся в неодинако­вой реакции растений на дополнительное облучение и неадек­ватной картине хромосомных аберраций в меристеме корешков. Таким образом, при тех плотностях за­грязнений почв, которые были в наших опытах, следовало ожи­дать проявления отдельных количественных изменений в мета­болизме выращиваемых растений. [10]

Таблица 4. Продуктивность люпина желтого в условиях загрязненности почв радионуклидами.

Номерварианта Удельная γ активностьпочвы, Бк/кг, X 103 Урожай семян Масса 1000семян, г Белок, %
г/100растений %к контролю
1 0,16 440 100,0 134,1 36,9
2 2,3 458 104,0 131,1 36,9
3 3,3 488 110,7 111,7
4 11,6 484 110,0 35,6
5 23,2 565 128,3 122,8 35,6

Для посева ежегодно применялись семена с «чистых» посевов. Учет урожая семян с растений люпина (сорт БСХА 382), выращенных в пакетном опыте, показал в среднем за два года некоторое уве­личение продуктивности растений по мере возрастания степени загрязнения почвы радионуклидами (табл. 4), что свидетель­ствовало о существовании зависимости между этими показателя­ми. Анализируя показатели продуктивности, мы склонны счи­тать, что наблюдавшиеся изменения в некоторой степени вызва­ны и небольшими различиями в механическом составе и уровне плодородия почв, использованных в опытах.