Смекни!
smekni.com

Введение в природообустройство (стр. 6 из 9)

Техногенный блок природно-технических систем менее устойчив и может существовать только при постоянной поддержке человеком.

Общие подходы к созданию культурных ландшафтов

Высказанный выше лозунг, что отношения человека и природы должны обеспечить гармоничное сочетание суверенных интересов человека и общества со столь же суверенными "интересами" природы материализуется в создании культурных ландшафтов, в которых структура рационально изменена и оптимизирована на научной основе в интересах общества и природы.

Прежде всего надо задуматься, а насколько далеко надо заходить в преобразовании природы, ландшафтов, в частности? Некоторые ученые и специалисты представляют себе будущую среду обитания человечества в виде некоторой сплошной природно-технической системы, насыщенной техническими устройствами, в которой природные элементы будут сохранены лишь частично, или в виде "сплошного города необычной застройки" (Ф.Н.Мильков). Вряд ли это правильно. По-видимому, более обоснованной является идея В.Б. Сочавы - сотворчества с природой. Даже в интенсивно эксплуатируемых ландшафтах природа должна проявляться в полной мере, действуя в союзе с природой, можно добиться больших успехов, нежели пытаясь "покорить" ее.

Очевидно, мы не должны стремиться превратить все ландшафты в культурные, так таежные ландшафты или ландшафты тропических лесов пусть еще долгое время будут природными фабриками кислорода, местом обитания животных и растений, регуляторами водного режима, наконец, запасами древесины и других ресурсов для будущих поколений.

Поэтому многие ландшафты, особенно условно неизмененные и слабоизмененные должны подлежать уходу, уменьшение загрязнения за счет сокращения техногенных выбросов в атмосферу, противопожарные мероприятия, борьба с вредителями и болезнями, санитарные рубки леса, регулирование (ограничение) хозяйственной деятельности. Такую же заботу надо оказывать полупустынным и пустынным ландшафтам.

Второе направление во взаимоотношениях человека и ландшафта - это консервация некоторых ландшафтов, т.е. организация заповедников, природных и национальных парков прежде всего для сохранения генофонда растений и животных, а также в рекреационных, оздоровительных, культурных, водоохранных, почвозащитных, санитарных целях. Хотя это можно осуществить на относительно небольших территориях, но это имеет очень большое значение, вплоть до воспитательных имей.

Третье направление - это оптимизация средне- и сильноизмененных (нарушенных) ландшафтов с целью превращения их в культурные. При разработке критериев оптимизации культурного ландшафта нужно иметь в виду:

1) объектом оптимизации должна быть конкретная геосистема, а именно, ландшафт, а не такая неопределенная вещь, как природная среда, или еще хуже -окружающая среда; это положение вытекает из целостности геосистемы; незнание или игнорирование объективных связей между компонентами геосистемы при воздействии на ее структуру и функционирование приводит к негативным последствиям; внутреннее разнообразие ландшафта создает возможности для многофункционалного использования территории, повышает ее экологические, рекреационные, эстетические качества, в рамках фации или урочища невозможно создать многофункциональную, внутренне разнообразную и поэтому устойчивую среду для жизни человека;

2) при разработке проектов оптимизации ландшафтов надо учитывать разную степень организации его элементов и разную их устойчивость; известно, что иерархически более низкие элементы менее устойчивы к внешним воздействиям;

3) географическая оболочка континуальна, ее элементы - открытые системы, постоянно обменивающиеся энергией и веществом, поэтому локальные воздействия могут распространяться далеко за пределы источника этого воздействия посредством потоков растворов, циркуляцией воздушных масс и т.п., поэтому же эти воздействия трудно локализовать;

4) локальные воздействия обладают кумулятивным эффектом и устойчивые вначале геосистемы могут потерять эту устойчивость и трансформироваться в новые, поэтому надо уметь оценивать буферность геосистемы и не выходить за ее пределы (пример: буферность почвы - способность почвы до определенного предела сохранять активную реакцию при внесении в нее кислот или щелочей).

В связи с изложенным нужны специально организованные фундаментальные исследования геосистем, влияния антропогенных воздействий на их структуру и функционирование, познание и количественное описание механизмов воздействия на устойчивость геосистем. В этом смысле приобретает большое значение моделирование функционирования ландшафта.

Создавая культурные ландшафты, человек повышает их потребительскую стоимость, повышает их продуктивность. Методика оценки суммарной продуктивности ландшафта, на котором расположены земли разного назначения, разработана еще недостаточно.

Обязательно надо оценивать взаимозависимость продуктивностей, искусственное повышение одной из них может привести к снижению другой, как на той же, так и на соседней части ландшафта.

Важно также, какой ценой оплачен рост i-той продуктивности, в частности, каким объемом материальных или энергетических ресурсов, извлекаемых в том числе и из других ландшафтов. Ярким примером была бурная дискуссия о межбассейновых перебросках речного стока. По видимому, общество приняло бы идею перебросок, если бы изначально была бы доказана "межландшафтная" полезность перераспределения водных ресурсов.

Таким образом, совокупность мероприятий по окультуриванию ландшафтов должна основываться на оптимизации не частных продуктивностей, что обычно и делается, а на доказательстве повышения суммарной продуктивности с учетом межландшафтных связей.

В культурном ландшафте надо обеспечивать максимальную производительность возобновляемых природных ресурсов, и прежде всего биологических. Нужно ориентироваться на использование возобновляемых "чистых" энергетических ресурсов, не загрязняющих природную среду; предотвращать нежелательные процессы как природного так и техногенного характера (эрозия почв, заболачивание, засоление, наводнения, оползни, размывы берегов, сели, обмеление рек, загрязнение воздуха, вод, почвы и т.д.).

Надо ли сразу браться за мелиорацию ландшафта, желая сделать его культурным? При существовавшем в СССР "плановом" внедрении мелиораций, особенно водных, фактически ею пытались прикрыть все безобразия при использовании земель. Вместо наведения элементарного порядка в сельскохозяйственном использовании: соблюдение простейших приемов агротехники, хорошие сорта, вовремя посеять, обработать, убрать урожай, кричали: "Давай орошение или осушение!", тем более что это было все за счет бюджета, а не за счет хозяйства.

Помимо мелиорации человек имеет в своем распоряжении достаточно средств и ограничений своей деятельности, что бы реализовать идею культурных ландшафтов.

В создании культурного ландшафта главная роль отводится научной организации его территории. В проекте организации территории следует предусматривать оптимальный набор угодий различного назначения, рациональное соотношение их площадей, взаимное расположение, форму и размеры, режим использования, необходимые мелиорации, меры охраны.

Эти решения определяются, с одной стороны, социальным заказом, а с другой - строением самого ландшафта и тем наследием, которое оставила предшествующая хозяйственная деятельность. Нужно иметь в виду, что интересы экономики и охраны природы не всегда совпадают, нужно искать компромисс, отдавая предпочтение сохранению природы, так как это является долговременным фактором жизни людей на данной территории. Часто вступают в противоречие и интересы различных отраслей производства: например, при создании водохранилищ повсеместно возникает конфликт между интересами гидроэнергетики, сельского хозяйства, рыболовства. Особенно сложная ситуация складывается в густонаселенных давно освоенных районах с напряженным земельным балансом, где нужны резервные территории для развития населенных пунктов, коммуникаций, оздоровительных и природоохранных зон.

С точки зрения функционирования ландшафта можно высказать еще ряд требований при превращении его в культурный:

1) культурный ландшафт не должен быть однообразным, кстати, это диктует и его изначальное природное сложное морфологическое строение, которое в общем-то затрудняет использование земель, например, в Нечерноземной зоне России, где распространены холмисто-моренные таежные ландшафты с большим количеством болот и переувлажненных минеральных почв, с чередованием небольших массивов пашни, лугов с лесными массивами, затруднено применение сельскохозяйственной техники, но проводившееся в одно время укрупнение полей, борьба с мелкоконтурностью вряд ли оправданы; лучше технику приспосабливать к ландшафту, чем провоцировать эрозию почвы и другие нежелательные последствия: