Исторический опыт показывает, что если современный человек осознанно не ограничит свое техногенное воздействие на природу, то природа, в конечном итоге, сама ограничит деятельность человеческой цивилизации. Сегодняшнюю цивилизацию постигнет такая же участь, как и предыдущие, исчезнувшие с лица земли.
Существуют три ограничения техногенного воздействия:
А) Экологическое, которое обусловлено исчерпанием и ухудшением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, негативно влияющим на человеческий организм;
Б) Экономическое, связанное с диспропорцией между средствами, вкладываемыми в использование и добычу природных ресурсов, и получаемыми результатами. С каждым годом эксплуатация природных ресурсов требует все больше удельных затрат на единицу продукции, что будет вызывать неизбежный рост цен и снижение уровня жизни людей;
С) Социальное, связанное с заболеваемостью населения, изменением генетического кода человека, как биологического вида, массовой миграцией населения из районов с деградированной окружающей средой в поисках более благоприятных мест проживания.
В ходе расширения экономической деятельности меняется характер связей общества и природы. Все потрясения биосферы с неизбежностью приводят к изменению экологических связей, хозяйства человека и самого человека.
Как показывает жизнь, в историческом контексте максимальные шансы имеет тот, кто следует законам природы, приспосабливается и сосуществует в гармонии с окружающим миром.
Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа.
В античной мысли по своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступая идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.
Эпоха Возрождения дает новое толкование понимания природы. Философы, выступая против средневекового противопоставления бога и природы, часто доходили до отождествления бога и природы.
Развитие промышленного производства все чаще приводило к нарушению экологического равновесия, порождало комплексы новых, сложнейших экологических проблем. Человек, в отличие от всего живого, не связан жестко экологическими условиями своего бытия, он в определенном смысле шел всегда "против" природы, не приспосабливаясь к ней, а изменяя ее в соответствии со своими потребностями. В этом и состоит философский смысл экологической проблемы.
Господствующая система ценностей, направленная на удовлетворение потребности "иметь" как можно больше, вошла в глубочайший конфликт с другой, гораздо более фундаментальной потребностью человека - "быть", т.е. жить и развиваться вне жесткой зависимости от того, что он имеет.
Следовательно, суть человеческого кризиса лежит в фундаментальном слое культуры человека и его потребностей, что определяет психологическую неготовность людей осознать опасность. Выход видится только в выработке общечеловеческого экологического императива деятельности на основе коэволюции природы и человечества.
Коэволюция - термин, используемый современной наукой для обозначения механизмов взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. Термином "коэволюция" обозначается совокупная взаимоадаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем. Например, совместное развитие биосферы и человеческого общества.
Согласно принципам коэволюции: для того чтобы обеспечить свое существование, человек изменяет свою биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям; в то же время, человек должен изменяться сам, приспосабливаясь к требованиям измененной природы.
Именно коэволюционный переход системы "человек-биосфера" к состоянию динамической и устойчивой целостности и будет означать превращение биосферы в ноосферу.
Ноосфера - происходит от греческого корня nous- разум и подразумевает сферу взаимодействия общества и природы в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Ноосфера - новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывая главное воздействие на природные процессы.
Становление человечества как геологической силы привело к новым формам обмена веществ и энергией между обществом и природой. Понятие ноосфера отражает необходимость разумного управления природными процессами на основе осмысления законов природы.
Человечеству еще предстоит на основе интеграции многих наук создать стройную теорию ноосферы, теории самоорганизации материального и духовного мира. Развитие общества должно осуществляться сообразно природным закономерностям. Концепция ноосферы служит методологической ориентацией коэволюции человека и природы, открывает возможность согласования человеческой деятельности и природных ритмов.
Для обеспечения процесса согласования своей деятельности и природных ритмов человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам.
Императив - происходит от латинского слова imperativus - повелительный, означая требование, приказ, закон. У Канта - императив - нравственное общественное предписание в противоположность личному принципу.
Суть экологического императива состоит в международном признании запретной черты для технологических экспериментов, переступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах. Пример - запрет ядерной войны как способа решения международных конфликтов.
Экологический императив означает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности, которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с существованием человека.
Нравственный императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям, к умению соблюдать общие интересы и переоценке потребительских идеалов.
К сожалению, сознание людей консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении человека к природе.
Экологическая философия изучает методами философии взаимодействие общества и природы, пути утверждения гармонического единения между человеком и миром природы. Как этого достичь в условиях, когда человек ставит цели и добивается успеха, во что бы то ни стало, когда часть ограниченных ресурсов планеты интенсивно переводится в отходы и мусор - ставшие, по большому счету, главным продуктом человечества?
Тесное содружество наук открывает возможность не только объяснять прошлое и настоящее, но и прогнозировать будущее. Все большее количество исследователей приходят к мысли, что нет разных наук со многими целями. Существуют лишь разные аспекты единой науки, цель которой - познать мир и человека в их единстве. Чем бы ни занимались отрасли науки, неизменно они сходились на том, что исследуют одну и ту же биосферу. Ее прошлое, настоящее и будущее. Академик В.И. Вернадский писал, что, в наше время рамки отдельной науки, на которые распадается научное знание, не могут определять область научной мысли исследователя. Проблемы все чаще не укладываются в эти рамки. Исследователям следует специализироваться не по наукам, а по проблемам.
Как показали исследования последних десятилетий, в системе отношений "природа-человек" природа выступала отнюдь не пассивным партнером. Человеку только временами казалось, что не природа ему, а он ей диктует свои законы. Чем дальше развивалась наука, тем очевиднее становилось, что навязывание природе своей воли - тупиковый путь для прогресса. Наоборот, путь прогресса - вдумчивое постижение законов природы, умение к ним приспосабливаться и ими пользоваться, поскольку человек по своей биологической сути всегда останется частью природы, подчиняясь законам биосферы.
"Венец природы", каковым человеку нравится себя считать, внезапно обнаружил, что существование его как вида зависит от существования природной среды - и не вообще какой-нибудь, а именно той, в которой он возник, сформировался, вместе с которой развивался на протяжении тысяч лет.
Человеку нужен воздух определенного химического состава, вода с примесями, необходимыми организму, пища, к которой он приспособился в чреде предшествующих поколений. В конечном итоге, ему нужна вся биосфера Земли - такая, какой она создана в ходе эволюции, а не измененная промышленными выбросами и отходами. Эта биосфера, состоящая из бесчисленного количества компонентов, оказалась единой. Каждый разрыв этой цепи неизбежно приводит к необратимым изменениям и угрожает существованию человеческой цивилизации.
Экологическая философия - молодая дисциплина, ее философские ориентиры лишь вырабатываются, на многие актуальные вопросы пока еще нет ответа. То есть, человечество, подведшее планету на грань экологического кризиса, не знает путей выхода из него, поэтому, истоки экологической проблемы находятся в ценностно-этических представлениях человека.
Как добиться сохранения экосистемы человек - природа в условиях доминирования экономических и политических интересов?
Академик В.И. Вернадский писал: "Человек впервые понял, что он житель планеты и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетарном аспекте только в области жизни - в биосфере, в определенной живой оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и, уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, непрерывно изменяет. "