Смекни!
smekni.com

Структура механизма современного российского государства (стр. 17 из 43)

Президент Российской Федерации назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания (ст. 83 п. “м” Конституции) [114].

В Регламенте Государственной Думы установлен порядок этих консультаций с комитетами Государственной Думы Согласно этому порядку при необходимости консультации с Президентом по вопросам назначения и отзыва дипломати­ческих представителей в иностранных государствах и между­народных организациях проводит Комитет Государственной Ду­мы по международным делам и Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками в соответствии с их компетен­цией совместно с другими комитетами Государственной Думы по профилю их деятельности.

Комитет Государственной Думы может затребовать предо­ставление дополнительных данных о кандидатах и мотивировке назначения либо отзыва дипломатического представителя.

Соответствующий комитет Государственной Думы на сво­ем закрытом заседании в присутствии кандидата на назначе­ние дипломатическим представителем или дипломатического представителя, которого предлагается отозвать, а также соот­ветствующих должностных лиц Министерства иностранных дел проводит обсуждение и по его итогам выносит мотивиро­ванное заключение, которое официально направляется на имя Президента Российской Федерации.

Комитеты, комиссии палат в соответствии с направлением своей деятельности организуют проведение парламентских слушаний. Решение о проведении парламентских слушаний принимается большинством голосов от общего числа членов соответствующего комитета, комиссии палаты.

Для обеспечения деятельности комитетов палат создаются рабочие аппараты комитетов, работающие на постоянной основе. Формирование аппаратов комитетов осуществляется соответствующими комитетами.

Рабочий аппарат комитета обеспечивает правовое, орга­низационное, информационное, документационное обеспече­ние деятельности соответствующего комитета палаты, парла­ментских слушаний, проводимых комитетом.

Аппарат комитета участвует в подготовке законопроектов, проектов решений комитета и экспертных заключений по за­конам, подлежащим рассмотрению комитетом в соответствии с его ведением, ведет делопроизводство комитета, готовит и рассылает необходимые для членов комитета материалы, справки, обеспечивает техническую обработку документов комитета.

Структура и штаты аппарата комитета определяются комитетом.

2. 2. 5. Законодательная деятельность

российского парламента

Признание Федерального Собрания органом законода­тельной власти вместе с тем означает, что ни один закон Рос­сийской Федерации не может быть принят, если он не рас­смотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной, в рамках полно­мочий Российской Федерации, компетенцией в сфере законо­дательства.

Парламентам свойственны три классические основные функции, на которых, собственно, и выросла представитель­ная система. Это:

- принятие законов;

- утверждение государственного бюджета;

- определенный контроль за исполнительной властью.

Эти классические функции парламента, сложившиеся еще в XVII в., с разными модификациями определяют ком­петенцию парламентов и в настоящее время. Комаров И. В. считает, что именно через эти функции выражается суверенная воля на­рода, а следовательно, обеспечивается демократическое правление[115].

Однако признанием основных функций парламента дело не исчерпывается. Важно также определить его предмет­ную законодательную компетенцию, которая составляет глав­ную часть общей компетенции любого парламента. Предмет­ная компетенция призвана обозначить круг вопросов, по которым парламент вправе принимать законы.

В настоящее время представляется важным вновь обратиться к вопросу о компетенции пар­ламента вообще и российского парламента в ча­стности. Современные исследования по конститу­ционному праву трактуют компетенцию законо­дательного органа как совокупность функций и полномочий в отношении определенных предме­тов ведения[116]. При этом отмечается, что конститу­ции и другие законы не всегда точно разграничи­вают функции как основные направления, сферы деятельности, так и предметы ведения и конкрет­ные полномочия.

Применительно к органу государства о компе­тенции можно говорить как о совершении дейст­вий или принятии решений согласно предостав­ленному праву в соответствии с функциями дан­ного органа. Компетенция органа определяется путем перечисления его функций (руководство, контроль, координация, прогнозирование и т.п.), которые возложены на орган в той или иной сфе­ре общественной жизни и по отношению к кон­кретным управляемым объектам. На языке юри­дических норм функции органа воплощаются в его полномочиях, т.е. совокупности прав и обя­занностей по осуществлению определенных за­дач. Действуя от имени государства, каждый ор­ган наделен властными полномочиями, которые обеспечиваются разными методами, включая властное принуждение. При этом сохраняется вы­сокая степень усмотрения: когда и как использо­вать то или иное право. В большинстве случаев анализ ситуации, ее оценка, выбор средств реализации права или осуществления обязанности отнесены к ведению органа, хотя иногда в законодательстве прямо предписаны обязательные действия[117].

Автор данного исследования приходит к выводу, что специфичность компетенции парламента в сравнении с компетенцией иных государственных органов связана с его природой как высшего представительного органа, осуществляющего за­конодательную власть. Парламент, считает он, сам вправе оп­ределять свою компетенцию путем принятия за­конов и даже конституции (в тех государствах, где конституция принимается или утверждается пар­ламентом). Он издает основополагающие акты о компетенции органов исполнительной и судебной власти, а в федеративных государствах устанав­ливает основы взаимодействия центра и мест и разграничивает сферы их ведения.

В общих чертах компетенция парламентов включает в себя следующие укрупненные полно­мочия: а) законодательные, б) представительные, в) контрольные, г) учредительные. Автор настоящей работы, анализируя компетенции парламентов некоторых зарубежных государств, обращает внимание, что их содержа­ние, объем и соотношение между собой неодинаковы в разных странах. Изменчивость обстановки и государственного курса, самих кон­ституционных институтов, поясняет он, влияет на комбинацию элементов компетенции.

И не случайно в про­шлом во Франции и ныне в России, Белоруссии и других государствах СНГ столь болезненно реша­ются вопросы не только о нормативном объеме полномочий парламентов, но и об их реальном

осуществлении[118].

Своеобразны способы регламентации компе­тенции парламентов. Она может устанавливаться в статьях конституций, статутных законов и функциональных законов, посвященных разным сферам государственной жизни. Причем чаще применяется способ полного "полураскрытого" закрепления компетенции, когда подробный кон­ституционный перечень полномочий сочетается с возможностью широкого выбора объектов зако­нодательного регулирования. Например, таково содержание ст. 84, 85, 86 Конституции Болгарии. В других случаях краткая функциональная харак­теристика парламентов дополняется подробным описанием процедур их законодательной деятель­ности и порядка принятия решений. Так, в п. 2 ст. 66 Конституции Испании установлено, что Гене­ральные Кортесы осуществляют государствен­ную законодательную власть, принимают бюд­жет, планируют деятельность правительства и осуществляют иные функции, возлагаемые на них Конституцией. В ст. 70, 81, 83, 90 подробно говорится об избирательных, органических, уполномочивающих и обычных законах.

Особенностью России как федеративного го­сударства является двухуровневая парламентская система, поскольку помимо федерального парла­мента в субъектах Федерации действуют свои парламенты. Их статус, функции и организация деятельности в основных чертах схожи с соответ­ствующими элементами статуса Федерального Собрания. Им посвящены главы Конституции республик и уставов краев, областей и других субъектов Федерации. В некоторых субъектах приняты специальные законы о законодатель­ных (представительных) органах[119].

Понимание парламента как органа законода­тельной власти является, безусловно, правиль­ным. И чаще всего преимущественно такая ха­рактеристика парламента как государственного института содержится в конституциях и законах, дается в научных трудах. Ее чаще всего можно обнаружить в трактовках парламента, содержа­щихся в выступлениях и программах партий и об­щественных объединений, в материалах средств массовой информации. Такой стереотип укоре­нился и в массовом общественном сознании. Од­нако выборность парламентов позволяет избира­телям видеть свою сопричастность с ними. Пожа­луй, именно парламент как выборный орган обнаруживает свое определяющее свойство - пред­ставительность. Для него это и способ своего фор­мирования как органа законодательной власти, и способ деятельности, и императив функциониро­вания. Не случайно и в прошлом столетии, и в XX в. продолжались споры, правомерно ли отож­дествлять парламент и народ, интересы депутатов и избирателей, не слишком ли велика цена частых несоответствий между данными величинами.

Дело, видимо, заключается в том, как тракто­вать природу парламента в качестве представи­тельного органа. Главной является отмеченная выше коренная, органическая связь парламента с субъектами Российской Федерации. Парламент: