Биосфера и космос – это два различных мегауровня организации универсума, между которыми существует тесное единство. Став относительно самостоятельной силой, биосфера сама определяет геологический лик Земли, в частности она способствовала обогащению атмосферы кислородом.
Биосфера реагирует также на космические воздействия. Ближайшими к биосфере космическими агентами являются Луна и Солнце, а также потоки космических лучей несолнечного происхождения. Все эти агенты влияют на биосферу, но безусловно, наиболее существенным космическим фактором является Солнце, активность которого имеет циклический характер.
Ритмика Солнца как бы дублируется в ритмике биогеосферы. В отсутствие такой подстройки вряд ли вообще могла бы состоится биосфера. Ритмика космических агентов является важнейшим адаптационным фактором. Чтобы жить в согласии с абиотической природой, все живое вынуждено адаптироваться к космическим ритмам. Последние выступает в качестве глобального синхронизатора процессов биосферы, и тем самым в значительной степени обеспечивается их согласованность.
Биосфера реагирует на космические факторы весьма избирательно. Очевидно, что они составляют необходимую основу ее существования. Многочисленные данные свидетельствуют о единстве биосферы и космоса и их взаимовлиянии, где преобладающим абиотическим фактором является космос, прежде всего Солнце. Именно от солнечной активности зависят погодные и климатические условия, продуктивность сельского хозяйства и даже пики творческой активности деятелей науки и искусства.
Систему современных наук можно уподобить некоторому спектру, в котором присутствуют моменты дискретности и непрерывности. Именно поэтому при введении той или иной жесткой классификации сразу же выявляются пограничные науки. Если естествознание противопоставляется гуманитаристике, то интересующая нас антропология (от греч. Antropos – человек), учение о человеке, попадает в разряд пограничных наук. Главная особенность антропологических концепций состоит в непременном совместном рассмотрении как биологических, так и социальных факторов.
Анализ биологической эволюции подвел вплотнуюк миру человека. Для нас, людей, человек – центр всего сущего. Ясно, что это центр обращает на себя пристальное внимание ученых.
По критериям зоологической систематики человека составляет вид Homo sapiens и относится к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду узконосых, надсемейству гоминоидов, семейству гоминид, роду Homo.
По своему генотипу человек наиболее близок к понгидам, крупным человекообразным обезьянам.
Продолжительность существования вида Homo sapiensa от появления человека умелого до позднего неоантропа и далее составляет около 2 млн. лет. По современным научным данным весьма правдоподобной выглидит гипотеза о возникновении примитивного Homo sapiensa около 200 тыс. лет назад в Африке и постепенном расселении его по планете.
В современной литературе существует два различных подхода к решению проблемы о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека. Одни авторы утверждают, что оно целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Данная концепция получила название пансоциологизм.
Каждый человек является носителем специфического, индивидуального набора генов, вследствие чего он, как уже говорилось, генетически уникален. Свойства человека, как и других живых существ, во многом детерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности. Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток. Многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам и т.д.
Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как «генотип» и «фенотип». Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах. Иными словами, это та генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей. Фенотип — совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.
Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется в течение всей жизни организма. Таким образом, фенотип зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцевых близнецов), оказавшись в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом всех факторов воздействия фенотип человека можно представить состоящим из нескольких элементов:
- биологические задатки, кодируемые в генах;
- среда (социальная и природная);
- деятельность индивида;
- ум (сознание, мышление).
Исходя из сложной структуры фенотипа человека, можно сказать, что предметом евгеники, о которой шла речь выше, является только один — первый из указанных элементов. Представители евгеники абсолютизируют именно его. В то же время социальные элементы фенотипа человека остаются вне их поля зрения. В этом состоит ограниченность позиции последователей данной теории.
Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место на всем протяжении его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.
Одной из величайших загадок, над разгадкой которой уже не одно столетие трудятся учёные мужи всего мира, является тайна человеческого разума. Этого прекрасного дара, которым обладает человек и благодаря которому он владеет полётом в мир мечты и фантазии, в прошлое и в грядущее, благодаря которому он достиг столь высокого уровня развития и может воплощать в жизнь самые дерзновенные свои замыслы.
Наиболее полное разграничение психики человека на сознательное и бессознательное вёл австрийский учёный Зигмунд Фрейд. Он назвал сознательное и бессознательное соотносительными понятиями, выражающими особенности работы человеческой психики.
В современной терминологии представление об уровнях строения психики по Фрейду можно описать следующим образом:
бессознательное - принципиально недоступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности;
подсознательное - эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;
досознательное - содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий;
сознание - рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции.
Быть сознательным - это, прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период - мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (latent), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.
Под бессознательным мы можем понимать две разные вещи. Во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания или при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.). Во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.
Какими различными ни казались бы сознательное и бессознательное, их ни в коем случае нельзя отделять друг от друга. Их можно рассматривать только как единое целое, как сказал об этом Зигмунд Фрейд: "У нас нет и не может быть никакого представления о форме существования бессознательного, о том, каким оно является само по себе, независимо от сознания".