Все общественные отношения можно подразделить на три группы:
1) регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых (правоотношения);
2) не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы;
3) частично регулируемые. В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля.
В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость в этом во многих случаях не возникает. Государство вовсе не стремится к глобальной регламентации “всего и вся”. На целесообразность правового вмешательства в те или иные отношения могут влиять и другие факторы (нравственная оправданность, гуманность, демократичность).
Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом.
Пределы правовой сферы (“юридического поля”) подвижны, они могут в зависимости от обстоятельств сужаться или расширяться, но в целом отражают объективные потребности развития общества и государства, ход исторического процесса. Иными словами, правоотношения составляют лишь часть общественных отношений, а именно ту, которая опосредуется правом.
В любом правовом отношении выделяются фактическое, юридическое и волевое содержание. Под юридическим содержанием понимаются субъективные права и обязанности участников правоотношения. Волевое — составляют воля государства и воля самих субъектов. Любое правоотношение выступает как единство содержания и формы.
В состав правоотношения входят следующие элементы:
1) субъекты;
2) объект;
3) субъективное право;
4) юридическая обязанность.
В обществе непрерывно действует, пульсирует сложнейшая сеть горизонтальных и вертикальных правоотношений. Люди порой даже не замечают, что являются их участниками — настолько они естественны, привычны, необходимы. Одни из них более или менее постоянны (отношения собственности, гражданства, власти), другие переменны (учеба, работа, семья), третьи возникают и тут же прекращаются (разнообразные мелкие сделки: купля-продажа, пользование транспортом, услугами социально-культурных и хозяйственно-бытовых учреждений, участие в гражданском обороте и т. д.). Ни один человек не может оставаться вне правоотношений, не вступать в них в своей повседневной жизни и деятельности, так как без этого он не мог бы реализовать многие свои права и возможности, удовлетворить интерес, потребности.
Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения — одна из центральных проблем правовой науки, теории права.
От той или иной ее трактовки зависит решение многих других юридических вопросов, поскольку правовые отношения — один из главных каналов перевода права на социальную действительность, интересы людей и их объединений. При этом анализ данной проблемы предполагает не только юридический, но и философский уровень рассмотрения.
Резюмируя все сказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.
2. Объект правоотношений по действующему праву.
. Понятие объекта правоотношения. Это—те явления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности.
Выделение в составе правоотношения наряду с субъектами права и материальным содержанием его объекта позволяет осуществить подлинно научный, диалектико-материалистический анализ правоотношения.
Следует обратить внимание на специфику самой постановки в правоведении вопроса об объекте правоотношения. В философии термин “объект” используется главным образом для характеристики соотношения материи и сознания. Объект в этом случае понимается как материя—объективная реальность, находящаяся вне познающего ее субъекта, т. е. человека, его сознания (субъект—объект). В юридической же науке категория объекта не связывается непосредственно с субъектом, а понимается в ином, специальном плане — объекты рассматриваются применительно к правоотношению. При этом в качестве объектов правоотношений выступают явления (предметы), которые признаны таковыми государством, правопорядком. В области имущественных отношений объектами прав и обязанностей могут быть лишь те вещи, которые не изъяты из гражданского оборота.
Объект правоотношения нельзя смешивать с объектом (предметом) правового регулирования. Объектом (предметом) правового регулирования являются общественные отношения, акты волевого поведения людей—участников общественных отношений, на которые воздействует право. Сами же по себе, изолированно рассматриваемые субъективные права и обязанности не воздействуют на поведение людей. В сущности говоря, они представляют собой слитую с самим поведением конкретную меру поведения. Воздействующая роль прав и обязанностей проявляется лишь в связи с действием других звеньев механизма правового регулирования, в частности в связи с юридическими нормами. Значение правоотношений в механизме правового регулирования сводится главным образом к переводу предписаний юридических норм в плоскость конкретной меры поведения для данных лиц.
Но дело не только в этом. Объект является элементом правового отношения только при его широкой трактовке, когда оно рассматривается как единство юридической формы и материального содержания. Но тогда поведение людей в составе правоотношения уже определено: оно образует материальное содержание правоотношения. Если же при освещении объекта еще раз ссылаться на поведение людей, то это окажется простым повторением, которое, естественно, ничего не добавляет к тому, что известно о правоотношении, его чертах.
В юридической литературе наряду с другими теориями распространена теория “объекта-действия”, согласно которой объектом правоотношения является волевое поведение обязанного лица.
Теория “объекта-действия” может иметь определенное значение только при том условии, если не видеть в правоотношении материального содержания. Тогда, действительно, нужно установить, на что направлены “бессодержательные” права и обязанности, и вовлечь в сферу юридического анализа хотя бы поведение людей. Но при широком подходе к правоотношению, когда оно рассматривается как единство юридической формы и материального содержания и, стало быть, когда особо выделяется его материальное содержание (волевое поведение людей), вновь возвращаться к поведению людей при характеристике объекта нет никакой нужды.
Если внимательно проанализировать те споры, которые велись об объекте правоотношения, то нетрудно заметить, что они главным образом касались того, следует ли при анализе правоотношения ограничиться определением поведения людей в качестве его объекта либо, причислив поведение к материальному содержанию правоотношения, идти дальше и тогда определять как объект разнообразные материальные и нематериальные блага. Вполне очевидна значительно большая конструктивность, познавательная ценность второго из указанных теоретических подходов.
Объектами правоотношений выступают явления (предметы) материального и духовного мира. Обобщенно говоря, это — разнообразные материальные и нематериальные блага[1], способные удовлетворять потребности субъектов, т. е. интерес управомоченного.
Круг объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного. Тем самым характеристика объекта согласуется с понятием субъективного права, важным моментом которого является интерес. Одновременно правоотношение “привязывается” к системе реальных, жизненных отношений, к материальным и духовным ценностям общества. Различные блага (политические, духовные, личные, материальные), способные удовлетворять потребности людей, общества, вовлекаются в юридический анализ. И это позволяет обстоятельно рассмотреть фактическую сторону правоотношений, выяснить их реальную ценность и значение в жизни общества[2].
Вместе с тем здесь необходим дифференцированный подход. Материальные и нематериальные блага, являющиеся объектами правоотношений, необходимо рассматривать в связи с поведением субъектов, т. е. материальным содержанием правоотношения.
В соответствии с этим нужно видеть существенные различия объектов в правоотношениях активного и пассивного типов.
В правоотношениях пассивного типа главное составляет субъективное право — право на активные действия самого управомоченного. Поэтому объектом правоотношения пассивного типа является объект права, т. е. материальные и нематериальные блага, на которые направлены положительные действия управомоченного.
Важная особенность объектов в правоотношениях пассивного типа состоит в том, что такими объектами, как правило, являются наличные, существующие в данный момент материальные и нематериальные блага. В конечном счете правоотношения рассматриваемого типа и служат закреплению данных фактических отношений и, следовательно, закреплению системы наличных, в настоящее время существующих материальных и духовных объектов. Таковы, в частности, государственно-правовые отношения, закрепляющие политические, социально-экономические, личные блага и свободы; правоотношения собственности, закрепляющие систему материальных благ на началах собственности; отношения авторского и изобретательского права и др. Во всех указанных случаях имеется наличное, реально существующее материальное и нематериальное благо, в отношении которого управомоченный может совершать те или иные активные действия, например пользоваться благами, а в некоторых случаях и распоряжаться ими (право собственности).