Смекни!
smekni.com

Структура правосознания (стр. 2 из 5)

Общественное бытие, социальные отношения чрезвычайно многогранны. Определяя содержание и сущность общественного сознания, общественное бытие вместе с тем предопределяет различные способы отражения разнообразных сторон объективной действительности, различные аспекты познания и оценки этих сторон, что находит проявление в различных формах общественного сознания.

Все формы общественного сознания выступают в качестве элементов единой системы отражения общественного бытия. Поэтому подлинная оценка роли и назначения той или иной формы может быть дана лишь с учетом ее тесного взаимодействия с другими формами. Ни одна из форм общественного сознания не действует изолированно от другой; все они усиливают и дополняют друг друга и, выступая в качестве единой системы, оказывают воздействие на деятельность людей, на развитие общественных отношений в направлении, нужном обществу в целом[3].

Единство различных форм общественного сознания определяется рядом факторов. Прежде всего, это единая основа их возникновения – условия жизни общества, которые объективно порождают определенные потребности. Эти потребности, осознаваемые как интересы общества, становятся целью человеческой деятельности. Назревшие потребности должны быть опосредствованы сознанием, чтобы принять форму целеполагания. Осознание потребностей и интересов общества приводит в движение социальный механизм, порождает деятельность людей, направляя ее на достижение поставленных целей. Поэтому общественное сознание с необходимостью включается в движение определенной социальной системы в направлении, определяемом назревшими потребностями общественного развития.

Каждая форма общественного сознания оказывает активное влияние на поведение людей, специфика же правосознания состоит в том, что нормативный, волевой момент в нем выражен наиболее ярко. Регулирующая роль правосознания обусловлена еще и тем, что закон отражает не все стороны социальных отношений, а лишь основные и существенные. Человек же волен избирать из нескольких возможных вариантов поведения тот. который больше всего соответствует его интересам и потребностям, сообразно собственному отношению к праву, но этот выбор не должен выходить за рамки закона. В противном случае это ведет к несовместимости общественных интересов и интересов личных.

Роль правосознания в процессе исполнения правовых норм состоит в том, что он обеспечивает целесообразное их применение, помогает правильно в каждом отдельном случае, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, решать вопрос о нарушении права и социальной ответственности личности, об опасности того или иного лица для общества.

Правосознание-знание можно выделить как особую форму сознания и благодаря специфике составляющих его элементов: эмоциональных, логических и нормативно-оценочных.

Любое общество – это взаимодействие индивидов, их больших и малых групп, страт. В процессе такого взаимодействия сталкиваются различные интересы, установки, различная направленность целей и воль. Ни одно общество не могло бы существовать, если бы оно не регулировало поведение индивидов, групп, страт в соответствии с определенными, объективно складывающимися потребностями. Регулирование социального поведения индивидов, необходимое во всех сферах их жизни и деятельности, невозможно без системы норм и институтов, установленных в обществе. Такая институализация общественной жизни является способом осуществления социального контроля за деятельностью членов общества. Создание институализированной системы ценностей происходит в результате развития человеческой культуры и является ее составной частью[4].

Нормы и ценности образуют так называемую соционормативную культуру, которая является средством организации общественной жизни и выступает одним из важных элементов человеческой культуры. Создание системы норм и ценностей – необходимое условие существования общества. Путь от поступка, суждения о конкретном факте к формированию нормы очень длителен и сложен. Общественное сознание из множества повторяющихся поступков и действий отбирает те, которые отражают социально значимые тенденции, потребности социальной группы, страты либо общества. В результате такого отбора создается модель поведения, которая с необходимостью должна осуществляться в том или ином обществе, группе, страте, формируется система норм и ценностей как указатель должного поведения члена той или иной социальной общности.

Под влиянием ценностно-нормативной структуры общества, вырабатываемой общественным сознанием, происходит становление личности, ее социализация. Поэтому общественное сознание, создающее систему ценностей и норм, призвано путем институализации регулировать отношения индивида и общества. «За явлениями ценности – правильно подчеркивает В.И. Каминская – часто скрывается проблема личности и общества, проблема включения жизнедеятельности индивида в движение социального целого».

Общественное сознание вырабатывает социальные нормы различного характера: политические, правовые, этические, нормы приличия, обычаи, обыкновения и т.д. Эти нормы воплощают определенные понятия о ценностях данного общества, класса, группы. Они выступают в качестве ценностно-нормативной системы, опосредствованной различными формами сознания, тесно взаимодействующими и составляющими единство. Выработка ценностно-нормативной ориентации общества, класса, социальной группы – важнейшая функция общественного сознания, определяющая единство и взаимодействие всех его форм.

Учение об институализации общественных отношений, о создании ценностно-нормативной ориентации класса или общества, содержащей представления о должном – важные проблемы современной социологии, решение которых необходимо для более широкого и всестороннего подхода к анализу системы регулирования общественных отношений, социально-психологических аспектов поведения индивида, его взаимоотношений с обществом, классом, государством. Это учение позволяет глубже понять характер социальных норм как системы ценностей данного общества. Обсуждая ценности на человеческом уровне, оценивая деятельность человека, необходимо прибегать к термину «нормы». Люди часто не имеют даже смутного представления о том, что их деятельность пропускается через нормативный фильтр.

Общественное сознание во всех его формах вырабатывает суждения о ценностях, которые являются предпосылкой формирования нормы. Суждение о ценности, полезности того или иного способа поведения, которое соответствует осуществлению интересов общества, группы, становится независимым от данной конкретной деятельности, поступка, но приобретает значение масштаба, критерия оценки будущих форм поведения. Будучи объективированной, оценка выступает в виде требования к будущим поступкам. Так происходит трансформация суждения о ценности в норму.
Такой процесс происходит уже сегодня, и он оказывает большое влияние на усиление взаимодействия и взаимопроникновения всех форм общественного сознания.

При рассмотрении взаимодействия правосознания, законности и права следует неизменно учитывать тесный сплав всех форм общественного сознания. Нет ни одной формы сознания, безразличной, нейтральной к праву, законности. Но степень воздействия каждой из них на право и законность различна. Вполне понятно, что более активно взаимодействуют с правом так называемые идеологии «первого порядка» – политические взгляды, правосознание, этические воззрения. Философия, искусство, религия связаны с правом опосредствованно. Например, для правильного отражения назревших потребностей общественного развития право и законность должны строиться на основе знания философских законов и категорий. Человек, обладающий научными философскими воззрениями, всегда будет выполнять требования законности, понимая их социальную необходимость и справедливость. Даже такая удаленная от права область, как эстетика, оказывает свое влияние на право.

В отличие от правосознания право (здесь и в дальнейшем мы будем говорить о праве в узком смысле слова) существует не только как совокупность установленных государством, зафиксированных в законе юридических отражающих волю господствующего класса и закрепленных в разных формах права (гражданское, трудовое, административное, конституционное, уголовное и т.д.), но и как определенная система правовых отношений. В рамках этого различия между правом и правосознанием существует взаимосвязь и взаимозависимость[5].

Она заключается в том, что право и его законы, нормы, принципы, и прежде всего система соответствующих правовых отношений, выступают как основа формирования правосознания, поскольку именно на базе действующей системы права в основном вырабатываются представления людей о правах и обязанностях, о законном и незаконном, справедливом и несправедливом, о целесообразном и нецелесообразном существовании тех или иных правовых норм. Однако такое взаимодействие время не снимает существующего качественного различия между правом и правосознанием.
Во-первых, содержание правосознания и права характеризуется как совпадением одновременно их частичным несовпадением. Последнее выражается в том, что в правосознании могут содержаться взгляды, которые не отражены в праве, его нормах, а потому не могут быть реализованы в соответствующих правовых отношениях и поведении людей.

Вторая особенность правосознания заключается в том. что оно может быть реализовано, лишь посредством применения соответствующих правовых норм. Это значит, что только через посредство права правосознание может воздействовать на экономические и другие отношения, оказывать не только идеологическое влияние, но и опираться на принудительную силу государства. Например, воздействовать на искусство методами государственной цензуры, на религию – путем регламентации деятельности религиозных организаций и т.п.