Специфичность связи каждой из форм общественного сознания с правом отнюдь не означает отсутствия общих для них путей и способов взаимодействия, позволяющих говорить о соотношении общественного сознания в единстве различных форм с правом, законностью. Эта проблема имеет большое практическое значение. Следует учитывать, что в обыденной жизни в «чистом» виде не существует ни одной формы общественного сознания. Короче говоря, право и законность взаимодействуют не с какой-то одной формой сознания, а со всеми формами в их взаимопереплетении и взаимопроникновении. Поэтому без анализа состояния общественного сознания в целом, без анализа системы ценностно-нормативной ориентации общества нельзя понять особенностей права, тенденций его развития.
Единство и взаимосвязь различных форм общественного сознания ни в коей мере не означают отсутствия специфики каждой из этих форм. Каждая из форм общественного сознания имеет свои особенности, и выявление этих особенностей необходимо для того, чтобы определить механизм соотношения права с той или иной формой.
В научной литературе существует множество мнений о понятии правосознания, но большинство правоведов сходятся на том, что оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.
Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем:
1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых форм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.
2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.
Правосознание – особый элемент правовой действительности. Главная черта, присущая правосознания и ставящая его в особое положение среди всех явлений правовой действительности, заключается в том, что оно, так сказать, «чистая», хотя и специфическая (по предмету, по некоторым иным особенностям), форма общественного сознания.
Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания – нравственным, политическим, философским и др. и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.
Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.
Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие функции практически охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и пр.
Таким образом, важно учитывать, что на поведение людей воздействуют политические, правовые, нравственные взгляды, взятые не в отдельности, а в виде сплава, т.е. образований, которые возникают в результате взаимодействия различных идей и взглядов, представлений и чувств. Эти образования выступают как состояние общественного сознания. А. Уледов правильно, на мой взгляд, отмечает, что в процессе формирования состояний общественного сознания проявляются закономерности связи между различными формами сознания.
2. Место правосознания в механизме правового регулирования
Правосознание – явление, относящееся к субъективной сфере общественной жизни, весьма близкое к самому праву. Однако между этими явлениями правовой действительности существуют качественные различия, которые, однако, не препятствуют их тесному взаимодействию и даже взаимопроникновению.
Правосознание чисто субъективное явление: оно состоит из представлений людей о праве; из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям; из правовой психологии и даже из индивидуальной или массовой эмоциональной реакции на право, подчас интуитивной, подсознательной. Если право представляет собой внешне объективированное институционное образование, выраженное в системе общеобязательных формально-определенных норм, то правосознание выступает в виде представлений о праве, суждений о необходимости юридической структуры взаимоотношений людей, установок на тот или иной юридический режим в жизни общества.
Механизмы действия права и правосознания тоже различаются: если механизм правового регулирования воплощен в сложном институционном юридическом инструментарии, опирается на государственное принуждение, то механизм действия правосознания относится к чисто духовной сфере. Правосознание работает через общую правовую оценку социальных факторов, через суждение об их соответствии идее правового и законного, через чувство права и законности и вытекающую отсюда волевую направленность поведения людей[6].
Различны и функции права и правосознания. Функции права связаны с его нормативностью, с его нормативно-организационным воздействием на общественные отношения. Правосознание тоже обладает известными чертами нормативности, но нормативность правосознания иная. Здесь перед нами не всеобщие, общеобязательные, формально-определенные правила поведения (что характерно для права как институционного образования), а лишь осознание обязательности юридических норм, идея законности и вместе с тем критерии правильности, социальной оправданности поведения, т.е. та нормативность, которая свойственна выражающемуся через правосознание особому неюридическому явлению непосредственно-социальным (естественным) правам.
Правосознание имеет активные элементы, которые ярко выражены в господствующей правовой идеологии. Активные элементы в правосознании одно из выражений социальной активности людей, их коллективов, групп, общества в целом. Право находится в глубоком единстве с господствующей правовой идеологией она непосредственно выражает сущность данной национально-правовой системы, ее социально-политическое содержание, ее философию[7].
Сознание в форме правовой идеологии выступает ведущей детерминантой современного правообразования. Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципиально важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан, правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования.
На этих стадия правосознание играет ведущую роль как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. Таким образом, правосознание дает единственно возможный для генезиса права строительный материал в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса физических и юридических лиц.
Не менее значима роль правосознания в нормальном функционировании правореализационной деятельности:
1) правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний;
2) правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требованиях и дозволениях. Без развитого правосознания сделать это невозможно[8].
Таким образом, выступающее в виде господствующей правовой идеологии правосознание вплотную примыкает к позитивному писаному праву, обнажая его сущность и особенности его содержания, что придает и правотворчеству, и правоприменению, всей правовой системе целенаправленный, социально определенный характер. Органическая близость права и господствующего правового сознания объясняет ту кажущуюся нелогичной последовательность в исторической цепи правовых явлений, когда правосознание в своих первичных формах как бы опережает собственно право, придавая в общественном мнении значение правового непосредственно индивидуальным отношением, фактической силе. Причем такого рода опережение характерно не только для начальных фаз возникновения права, но и для развитых правовых систем. В сложном процессе взаимодействия и взаимообогащения права, юридической практики, правовой идеологии, когда в процессе деятельности правоприменительных органов вырабатываются образцы решения типичных юридических дел, последние выступают именно в виде явлений правосознания. Весьма наглядно регулятивная энергия, выраженная в активных формах господствующего правосознания, обнаруживается в таких исторических ситуациях, когда правосознание выступает как бы обособленно, становится основой всего механизма правового регулирования еще до создания национальной правовой системы или в процессе ее глубокого социального преобразования (ныне этот процесс с потерями и издержками идет в России). При этом правосознание на период до полного установления новой правовой системы призвано лишь временно замещать, исполнять обязанности собственно права, но позитивным само по себе не является. В целом же такие формы господствующего правосознания, как правовая идеология, которой охватываются господствующие юридические доктрины, профессиональное и массовое правосознание следует рассматривать в качестве части правовой системы. Правовая идеология не только проникает в саму плоть собственно права и не только выступает его непосредственной основой, но и способна при определенных исторических условиях в какой-то мере занять место, отведенное позитивному праву, со всеми плюсами и минусами, возникающими в результате такой замены[9].