КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Общее право»
по теме: «Структура правосознания»
Введение
1.Понятие правосознания
2.Место правосознания в механизме правового регулирования
3.Самобытность правосознания в Российской Федерации
Заключение
Введение
Как бы не было велико значение материального фактора в истории, какою бы силою потребности тела не приковывали к себе интерес и внимание человеческой души – дух человека никогда не превращается в пассивную, недействующую среду, покорную материальным влияниям и телесным зовам. Мало того, именно слепое бессознательное повиновение этим влияниям и зовам умаляет его достоинство, ибо достоинство его в том, чтобы быть творческою причиною, творящею свою жизнь по высшим целям, а не пассивным медиумом стихийных процессов в материи.
Историческая эпоха, ныне переживаемая народами, должна быть осмыслена, как эпоха великого духовного разоблачения и пересмотра.
Бедствие мировых войн и революций, постигшее мир и потрясшее всю жизнь народов до самого корня, есть, по существу своему, явление стихийное и поэтому оно только и может иметь стихийные причины и основания. Но всюду, где вспыхивает стихия и где она, раз разгоревшись, овладевает делами и судьбами людей, всюду, где люди оказываются бессильными перед ее слепым и сокрушающим порывом – всюду вскрывается несовершенство, или незрелость, или вырождение духовной культуры человека: ибо дело этой культуры состоит именно в том, чтобы подчинять всякую стихию своему закону, своему развитию и своей цели. Стихийное бедствие обнаруживает всегда поражение, ограниченность и неудачу духа, ибо творческое преобразование стихии остается его высшим заданием. И, как бы ни было велико это бедствие, как бы ни были грандиозны и подавляющи вызванные ими страдания, дух человека должен принять свою неудачу и в самой остроте страдания усмотреть призыв к возрождению и перерождению. Но это то и значит осмыслить стрясшуюся беду, как великое духовное разоблачение.
Стихия, ныне вовлекшая человека в неизмеримое злосчастье великих войн и потрясений, есть стихия неустроенной и ожесточившейся человеческой души. Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общественной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными науками, в конечном счете, он обращен к сущности человека, личности как субъекта общественно-исторического процесса. Какие бы вопросы ни исследовала юридическая наука, в конечном итоге цель этого изучения в раскрытии сущности поведения, деятельности индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. Причем из всей совокупности общественных отношении юридическая наука обращает внимание, прежде всего на сферу государственно-правовых отношений, изучая структуру сознания и поведения людей именно в этой области. Проблема правосознания как субъективного фактора, определяющего деятельность людей в государственно-правовой сфере, дает ключ к пониманию характера этих общественных отношений и деятельности людей[1].
И если задача организовать мирное и справедливое сожительство людей на земле есть задача права и правосознания, то современный кризис обнажает, прежде всего, глубокий недуг современного правосознания.
Этим объясняется актуальность выбранной мной темы работы.
Целью данной курсовой работы является изучение правосознания как явления социальной культуры.
Задачами в данной работе являются изучение понятия правосознания, его места в правовом регулировании, а также специфика российского правосознания.
Поставленные цели и задачи обусловили структуру данной работы. Она состоит из введения, трех глав, которые дают ответы на поставленные задачи, заключения и списка используемой литературы. Заключение имеет немаловажное значение, поскольку содержит обобщение изложенного материала, а также выводы, сделанные в процессе написания данной работы.
1. Понятие правосознания
Правосознание – это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления. В правосознании отражается не только действующее право, но и его история, а также правовые явления других обществ. Это идеи, представления о праве – о действительном и желаемом.
С точки зрения носителей правосознания, его субъектного состава выделяют индивидуальное, групповое правосознание и правосознание общества в целом.
В правосознании содержатся оценочные суждения о праве, которые выражаются категориями «правомерное», «неправомерное», «законное», «незаконное».
С точки зрения особенностей восприятия права в правосознании, выделяются два его основных уровня – это правовая психология и правовая идеология.
Правовая психология (обыденное правосознание) – это такой уровень восприятия права, который основан на чувствах, эмоциях, переживаниях. На такое восприятие права влияют привычки, традиции, предрассудки, убеждения, свойственные отдельным социальным группам. Представления о правовых явлениях подвержены подражанию, внушению. Это стихийно складывающиеся в разных социальных группах отношения, нередко меняющиеся, к правовым явлениям.
Правовая идеология – это систематизированные, теоретические представления о праве, которые выражаются в юридических понятиях и категориях. Это высший уровень правосознания.
В правосознании выделяют и такой его уровень, как профессиональное правосознание. Субъектами его выступают представители правовых наук, профессиональные юристы-практики. Правосознание выступает как один из важных идеологических факторов, который влияет на процесс формирования права в обществе, поскольку известно, что право не может быть выше уровня развития культуры общества, его правосознания. Всякое действующее право несет в себе основные представления о праве, которые сложились в данном обществе. В концентрированном виде правосознание общества отражается в правосознании законодателей.
С другой стороны, правосознание – это та духовная атмосфера, в которой происходит реализация права и чем выше в правосознании степень признания, той или иной, установленной правовой нормы, тем эффективнее эта норма реализуется, потому что в правосознании всегда происходит процесс сверки ценности, которая присутствует в правосознании, с ценностью, которая заложена в правовой норме.
Совпадение или несовпадение этих ценностей и определяет, в конечном счете, действенность правового регулирования.
Сознание человека, отражая объективные потребности общественного развития, является предпосылкой и регулятором поведения человека. Роль сознания в регуляции поведения человека следует понимать широко: речь идет не только о регуляции поведения отдельно взятого индивида; регулятивная роль сознания – это его воздействие на всю социальную систему, в пределах которой складываются определенные общественные отношения, направление деятельности данной системы. Сознание как высшая форма отражения общественного бытия придает целенаправленный характер человеческой деятельности, позволяет предвидеть ее результаты, планировать поведение в целях достижения поставленных задач. Поэтому изучение деятельности, отношений, поведения людей – это в то же время изучение уровня и состояния сознания. Содержание сознания, его направленность детерминированы материальными условиями жизни общества. И отражение этих условий, познание объективных закономерностей общественного развития – важная функция сознания. Однако его роль не может быть сведена лишь к отражательной, познавательной функции. Не менее важной является организующая, регулирующая функция сознания, без которой было бы невозможно нормальное функционирование социальной системы как коллективного субъекта человеческой деятельности, соответствующим образом координированной. Организация социальной системы неразрывно связана с функционированием сознания как специфической деятельности человеческого мозга, с изучением природы и функций сознания индивидуального и сознания общественного.
Для выявления роли правосознания в формировании социальной активности человека оно должно изучаться на различных уровнях и срезах во всём многообразии его проявления и особенностей: как сознание индивидуальное, групповое, общественное; как синтез идеологических и социально-психологических компонентов; как система включающая различные формы (виды) отражения общественных отношений – политические, правовые, этические, философские, религиозные.
Общественные отношения людей – это их социальная деятельность, осуществляемая в процессе производства, преобразования природы, организации повседневных условий жизни, а также те устойчивые взаимосвязи, которые создаются между людьми, между человеком и объективным миром. В производстве люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство[2].
Организация, координация разнообразных форм деятельности людей невозможны без сознания; в то же время сознание возникает и формируется в процессе регулирования социальной деятельности. Воздействуя на окружающий мир, целенаправленно преобразуя его, сознание изменяется в ходе практической деятельности, обогащается новыми идеями и категориями, новыми способами отражения и познания объективной действительности. Сознание позволяет человеку ставить перед собой определенные цели, выделять себя из внешнего мира, определять свое отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Это отношение не является чем-то абстрактным – оно объективируется в системе потребностей, интересов, мотивов, целей человека, в его волевой активности, т.е. в сознании. Отражение в сознании объективных процессов общественного развития создает условия для социального управления людьми, регуляции и координации их деятельности.