Смекни!
smekni.com

Субкультура несовершеннолетних преступников (стр. 4 из 4)

Степень сформированное и оформленное криминальной субкультуры в учебном заведении может быть различной. Это могут быть не связанные друг с другом элементы, внешне не оказывающие существенного влияния на воспитательный процесс. Иногда данная субкультура получает определенное оформление - между группами учащихся возникает антагонизм, а ее нормы и ценности начинают играть определенную роль в поведении несовершеннолетних и молодежи.

Нередко криминальная субкультура господствует в учреждении и полностью парализует воспитательный процесс, деятельность администрации и педагогического коллектива.

Опрос работников воспитательно-трудовых колоний и специальных ПТУ, выступающих в качестве экспертов, показал, что проявления криминальной субкультуры в этих учреждениях сходны и определяются по признакам, указанным в таблице.

Эти выводы были проверены на инженерно-педагогических работниках ПТУ и работниках ИДН и сопоставлены с результатами опроса "носителей" криминальной субкультуры (лиц, вернувшихся из ВТК, спецшкол, спецПТУ). По критериям и признакам "дедовщины" в армии был проведен опрос командиров и политработников ротного и батальонного звена, а также воинов, уволившихся в запас.

В целом эксперты достаточно полно выявили эмпирические показатели, по которым определяется наличие в этих заведениях криминальной субкультуры, степень ее развитости и организованности.

На основе исследования можно сделать вывод о том, что проявления криминальной субкультуры сходны во всех закрытых специальных воспитательных и исправительных учреждениях для несовершеннолетних.

Сходные признаки криминальной субкультуры отмечаются в воинских подразделениях, пораженных этим недугом: деление солдат на враждующие группировки по национальному признаку, жесткая групповая иерархия, дезертирство из-за побоев и издевательств со стороны "дедов", неограниченные привилегии последним, факты мужеложства над "непокорными", нанесение татуировок, групповые нарушения воинской дисциплины и т.п.

Таблица Признаки, свидетельствующие о наличии криминальной субкультуры ("другой жизни") в среде несовершеннолетних в учреждении

Признаки "другой" жизни Мнение экспертов
по ВТК по спецПТУ
Кол-во Удел. вес Ранг Кол-во Удел. вес Ранг
Наличие враждующих группировок 80 0,83 1 29 0,64 16
Жесткая групповая стратификация(иерархия ролей) 79 0,82 2 44 0,98 1
Появление меченых столов, посуды, одежды и других предметов 77 0,80 3 28 0,62 17
Факты групповых побегов (уходов) из учреждения 73 0,78 4 33 0,73 14
Наличие неофициальной системы "мелких" исключений для "верхов" 72 0,77 5 35 0,78 8
Психологическая, а нередко физическая изоляция "отверженных" 71 0,74 6 34 0,75 11
Наличие кличек у членов групп 70 0,73 7 40 0,89 6
Распространенность азартных игр в группах 68 0,71 8 41 0,91 5
Факты вымогательства денег, пищи, личных вещей 67 0,69 9 37 0,82 9
Групповые нарушения режима 65 0,68 10 42 0,93 4
Распространенность "тюремной"лирики, поделок и способов проведения досуга 64 0,67 11 36 0,80 10
Распространенность уголовного (воровского жаргона) 63 0,66 12 27 0,60 18
Появление случаев токсикомании и употребление наркотиков 61 0,64 13 25 0,55 19
Распространенность татуировок тюремного содержания 59 0,61 14 43 0,94 3
"Прописка" новичков, распространенность тюремных клятв 49 0,51 15 39 0,86 7
Уклонение от определенного вида хозяйственных и других "грязных" и не престижных видов работы (уборки помещений и территории и т.п.) 45 0,47 16 34 0,76 13
Отказ от участия в работе актива и общественных организаций, двурушничество активистов 44 0,46 17 30 0,60 15
Факты полового извращения (мужеложства) 43 0,45 18 43 0,95 2
Порча общественного имущества, инвентаря, продукции (вандализм) 35 0,36 19 18 0,40 20
Симуляция, аггарвация и факты членовредительства 34 0,35 20 20 0,86 8

В дисциплинарных батальонах (своеобразных колониях для солдат, совершивших воинские преступления) и строительных частях, прямо рассматриваемых порой как "зоны", криминальная субкультура господствует.

Это сходство, как не горек данный вывод, заметно и в не закрытых учреждениях и заведениях (пионерских лагерях, лагерях труда и отдыха, детских домах, школах-интернатах, ПТУ, а также общежитиях для взрослых). Чтобы всесторонне и полно проанализировать жизнь несовершеннолетних и совершеннолетних в указанных заведениях, необходимо уметь пользоваться рассмотренными критериями.

Необходимо использовать все эти критерии в системе, помня о том, что ряд внешне сходных признаков присущ подростково-юношеской субкультуре вообще. Ведь и среди законопослушных подростков и молодежи, например, широко распространены клички. Они охотно пользуются молодежным жаргоном, нередко наносят татуировки. Попытки уклониться от "грязных" работ, отказаться от участия в деятельности актива, факты групповых уходов с уроков, порча общественного имущества встречаются и просто в педагогически запущенном коллективе детского учреждения.

Следует учитывать стремление многих подростков, проявившееся особенно сейчас, к участию в работе деполитизированных неформальных организаций (различных клубов, объединений, скаутских отрядов). Они также создают свои атрибуты, нормы и ценности, внешне сходные с элементами криминальной субкультуры.

Чтобы не спутать возрастные явления с проявлениями криминальной субкультуры, необходимо глубоко анализировать каждый критерий в отдельности. Обнаружив, например, внутригрупповую иерархию, надо выяснить, что за ней стоит, каковы взаимоотношения лидера и нижестоящих подростков и молодежи, каково отношение к аутсайдерам.

В криминальной субкультуре внутригрупповая иерархия более авторитарна, чем возрастная, а внутригрупповые отношения особенно жестоки, антигуманны.

Аналогично следует рассматривать и факты нанесения татуировок. Необходимо выяснить: кто и когда их нанес, по собственному ли желанию это было сделано или по принуждению, как был обставлен сам ритуал татуирования, какой смысл подростки видят в нанесенном рисунке или знаке. Только в этом случае можно установить, нанесена ли татуировка, что называется, "по глупости" или потому, что несовершеннолетний придерживается норм и требований криминальной субкультуры.

Каждый факт негативного поведения, который принимается за проявление криминальной субкультуры, должен многократно проверяться путем наблюдения, проведения бесед, расшифровки настенной живописи в туалетах и Других помещениях, на партах и столах, надписей в книгах, особенно художественной литературе и т.п. Вообще следует помнить о том, что многократная проверка результатов - аксиома социально-психологических исследований.

Помня о том, что грань между криминальной субкультурой и возрастными проявлениями несовершеннолетних весьма гибка и подвижна, целесообразно разработать комплекс превентивных мер и быть готовым к их применению. Следует, наконец, помнить о способности криминальной субкультуры не только к мимикрии, но и к существенной трансформации и в связи с изменением структуры и характера преступности в стране. Так, наряду с традиционной уголовно-воровской субкультурой в молодежную среду активно внедряются современная криминальная субкультура, в основе которой лежит здоровый образ жизни членов преступной шайки (банды) - "ни спиртного, ни, тем более наркотиков, занятия спортом. Абросе, в прошлом наркоману, чтобы войти в "коллектив" (банду - В.П.) пришлось бросил свою вредную привычку" .

Новое поколение молодых преступников ценит семейные устои. Так, в банде грабителей и убийц, раскрытой в г. Курске," все, за исключением одного, женаты, все - чадолюбцы. В часы, остававшиеся от "основной работы", старательно исполняли, так сказать "мирские" служебные обязанности: сторож, электрик, оператор АЭС. Следует отметить что, не только в целях конспирации: очень хотелось одновременно уважения и "там" и "здесь".

Втягивая в свою преступную деятельность несовершеннолетних, главари банд демонстративно оберегают их от алкоголя, наркотиков и других проявлений человеческой слабости, готовя к главному - безоглядной преданности главарю и преступной деятельности.

Таким образом, мы видим новую генерацию "благопристойных" уголовников с идейным уклоном.

Изучение криминальной субкультуры несовершеннолетних и молодежи позволяет сделать вывод, что она представляет собой вполне реальное и объективное явление, находящееся в сложной взаимосвязи с культурой общества, социальными процессами, происходящими в нем, динамикой преступности в стране, изменением ее характера и основных криминологических показателей.