Смекни!
smekni.com

Охрана природы Башкортостана (стр. 2 из 7)

Второе существенное воздействие человека на леса региона наблюдалось в 1840-1870-х годах в результате интенсивного переселения крестьян из центральной части России в Башкирию и начавшегося регулярного сплава леса по рекам Белая и Нугуш для нужд населения и промышленности. Так, например, в 1905 году через таможню в деревне Максютово было сплавлено 917 плотов, суммарный объем которых был около 100-130 тыс. куб.м древесины.

В 20 веке лесоэксплуатация в регионе сохранившегося ныне бортничества оставалось важнейшей отраслью хозяйства. Заготовкой леса занимались и частники в начале века, и мелкие колхозы в 1930-1940-х, и промартели в 1950-1960-х годах, и огромные леспромхозы. С 1960-х годов значительным фактором воздействия на леса стала раскорчевка лесов под пашню. Одновременно увеличилось поголовье общественного скота, особенно на летних отгонных фермах. По воле случая бортевые угодья бурзянцев до 1970-х годов рубками леса затрагивались мало, так как борти чаще размещаются в смешанных лесах, а в промышленную рубку отводились хвойные.

Учреждение около полувека назад заповедника «Шульган-Таш» позволило сгладить негативные последствия прошлой хозяйственной деятельности, сохранить ценные ландшафты и генетические ресурсы. Так, сравнение распределения площади заповедника по категориям земель по материалам лесоустройств 1969 и 1997 годов показывает, что наблюдается тенденция увеличения лесных (на 3,1 процента) и сокращения нелесных земель (на 38,4 процента). Древостои с преобладанием липы занимают в настоящее время 33,7 процента территории заповедника, а насаждения клена – 2,5. Территория, занятая древостоями с преобладанием сосны, являющейся основной породой для изготовления новых бортей, за последние три десятилетия расширилась в 1,4 раза.

Учитывая, что в силу территориальных параметров самый маленький по площади заповедник Урала (22,5 тыс. га) не способен обеспечить надежное сохранение генофонда бурзянской пчелы, нашим учреждением уделяется большое внимание расширению ареала бортевой пчелы до научно обоснованных норм. При непосредственном участии сотрудников заповедника «Шульган-Таш» спроектирован государственный природный заказник «Алтын Солок» (дословно «Золотая борть»), учрежденный кабинетом министров республики в 1997 году. Он расположен рядом с северной и восточной границами заповедника и имеет площадь 90,6 тыс.га, это самая крупная ООПТ подобного ранга в Башкортостане. К сожалению, находясь в ведении Бурзянского лесхоза, заказник «Алтын Солок» должного развития получить не смог и нуждается в переподчинении специализированному ведомству. Письмо главы администрации Бурзянского района с подобной просьбой в 2004 году направлено в кабинет министров республики. Всемерно поддерживается развитие бортевого пчеловодства на сопредельной с заповедником территории. В результате создана компактная территория с площадью около 200 тыс. га, где имеются предпосылки сохранения естественных мест обитания бортевой пчелы.

В последнее время возникла новая угроза в связи нарастанием хозяйственной активности в южной и восточной частях ареала сохранившегося бортничества. Компенсировать неблагоприятное влияние Юмагузинского гидроузла и решить вновь возникшие проблемы жителей деревни Максютово можно путем расширения заповедника «Шульган-Таш» на 37 тыс. га за счет неосвоенной территории на стыке Мелеузовского, Ишимбайского и Бурзянского районов в междуречье Нугуша и Урюка. Здесь расположены экологически ценные старовозрастные леса, где нет населенных пунктов, животноводческих ферм, лесозаготовительных объектов, сохранилось значительное количество заброшенных бортей и перспективных для их изготовления деревьев. Часть этих бортей используются бортевиками заповедника. При этом можно юридически корректно провести уточнения границ и передать 2800 га нынешней территории заповедника в Бурзянский лесхоз для компенсации потерь затопленных водохранилищем угодий. Практически на всех уровнях Башкортостана проект расширения и оптимизации границ заповедника «Шульган-Таш» воспринят с пониманием, официальный отказ поступил лишь из Государственный лесной службы республики.

Читатель может спросить: а стоит ли в современных условиях сохранять каких-то диких бурзянских пчел и архаичное бортничество, ведь это пройденный этап в развитии пчеловодства? Нам понятно: стоит и наше многоликое государство нашими с вами руками должно попытаться это сделать. Постараемся этот вывод обосновать.

Во-первых, любая сохранившаяся естественная популяция медоносной пчелы очень ценна для селекции, так как это считающееся домашним животным общественное насекомое на культурных пасеках легко и бесконтрольно скрещивается и метизируется. Проблема сельскохозяйственная, руководством страны и региона давно осознана.

Во-вторых, бортничество - способ содержания, хорошо демонстрирующий особую выносливость бурзянской пчелы, силу, ловкость и удаль башкирских бортевиков. Здесь можно усмотреть и коммерческий, и патриотический аспекты.

В-третьих, бортевое пчеловодство поставляет редкую и постоянно дорожающую продукцию. Экономический и социальный эффект в связи с сохранением этого промысла в Бурзянском районе уже ощутим, но ресурсы для его расширения в республике далеко не исчерпаны.

В-четвертых, пчеловодство вообще и бортничество в особенности - традиционные здоровые занятия местного населения, стимулирующие общественную природоохранную активность, поскольку любой уважающий себя пчеловод горно-лесной зоны экономически заинтересован в сохранении первозданности природы.

И, наконец, если хотите, аспект политический. В последние годы наша страна многое подрастеряла. Есть проблема дефицита объектов национальной гордости. Но вот бортничество не сохранилось больше нигде, хотя через этот промысел прошли многие народы Европы, а у нас оно есть. Директор Всероссийского НИИ культурного и природного наследия Ю.А. Веденин подтвердил необходимость номинирования заповедника «Шульган-Таш» и прилегающей к нему зоны бортничества в Список мирового наследия по критерию «Культурный ландшафт», подобный объект в России пока только один. В Республике Башкортостан бортевое пчеловодство и дикий мед уже давно воспринимаются национальными символами. Так имеем ли право, не сделать все от нас зависящее, чтобы сохранить это уникальное природно-историческое наследие?

3.Южно-Уральский государственный природный заповедник – эталон природы Южного Урала

Среди особо охраняемых природных территорий Южного Урала по площади, а также по числу охраняемых видов и экосистем несомненным и абсолютным лидером является Южно-Уральский государственный природный заповедник (ЮУГПЗ). Он организован 1 июня 1979 года с целью сохранения уникальных природных комплексов Южного Урала: горно-таежных темнохвойных лесов и участков высокогорной растительности – горных тундр, субальпийских лугов и высокогорных болот. Заповедник расположен в наиболее высокогорной части Южного Урала на севере Белорецкого района, а около 10 процентов площади заповедника находится на территории Челябинской области. На территории ЮУГПЗ отражены основные природные особенности горной части Южного Урала. Здесь сохраняются в первозданном виде уникальные горные экосистемы, лесные и высокогорные растительные сообщества, находящиеся на южном пределе своего распространения, а также многие виды растений и животных. Особыми объектами охраны являются редкие виды растений и животных. Среди них 12 видов высших растений, 2 вида лишайников, 3 вида грибов, 11 видов птиц, 5 видов рыб, 3 вида насекомых, внесенные в Красные книги РСФСР и Российской Федерации, а также редкие виды растений - эндемики Урала и реликты минувших геологических эпох.

http://www.bashkortostan450.ru/photos/ural.JPGОсобо охраняемые экосистемы – коренные биогеоценозы: горно-таежные темнохвойные леса, реликтовые лиственничные насаждения, субальпийские подгольцовые луга, участки горных тундр и высокогорные болотные комплексы.

В соответствии со своим статусом ЮУГПЗ выполняет две важнейшие функции – эталона природы региона и природного резервата для многих видов растений и животных. Заповедник как эталон природы должен отражать основные природные особенности региона. Для оценки степени репрезентативности заповедника можно использовать различные показатели. Приведем некоторые из них. Оценивая репрезентативность Южно-Уральского заповедника в отношении представленности основных типов ландшафтов, можно отметить, что на его территории представлены 6 типов ландшафтов из 7 и 4 рода ландшафтов из 7, выделяемых в горной части Южного Урала (Макунина, 1974).

В заповеднике достаточно полно представлена лесная и особенно высокогорная флора Южного Урала. В настоящее время на территории заповедника выявлено 665 видов высших сосудистых растений, 172 вида мхов, 169 видов лишайников, 121 вид грибов. В составе выявленной флоры заповедника насчитывается 22 эндемика и субэндемика Урала из 60 видов, произрастающих в горной части Южного Урала, в их числе 11 - высокогорных, 4 - скальных, 4 - луговых и 3 – лесных вида. При этом необходимо учесть, что инвентаризация флоры на территории в полном объеме не проведена. Можно с большой долей уверенности предположить, что на территории заповедника произрастают 43 эндемичных вида, в том числе все виды высокогорных эндемиков (23 вида), широколиственных лесов (4 вида) и около 50 процентов (16 из 33 видов) скальных и горно-степных эндемиков.

http://www.bashkortostan450.ru/photos/ural1.jpgОценивая типичность заповедника, укажем, что в заповеднике представлены все основные растительные ассоциации западного склона и центральной горной части Южного Урала – широколиственно-темнохвойные, горно-таежные и сосновые леса, растительные сообщества подгольцового и горно-тундрового поясов.