В 1997 г. 40 индустриально ведущих стран подписали в Японии так называемый Киотский протокол. Этот протокол обязывает правительства этих стран обеспечить снижение промышленных выбросов, которые ведут к климатическим изменениям. Этот протокол поддержали США. На эту страну, где живет всего 4% населения Земли, приходится более 25% глобальных выбросов парниковых газов. Вначале США добивались серьезных уступок. Например, вместо предлагавшегося 15%-ного снижения были приняты гораздо более скромные обязательства: 7% к 2012 г.
Однако, когда дело дошло до ратификации, американский сенат единогласно проголосовал против, назвав провозглашенные цели нереальными. Новая администрация Буша в 2001 г. экологическое соглашение поставила под удар. Президент Буш высказался однозначно, что он не будет поддерживать Киотский протокол.
Как известно, Россия – крупнейший потенциальный продавец на рынке квот на снижение выбросов, торговля которыми предусмотрена Киотским протоколом. Возможные доходы России могли бы исчисляться десятками миллиардов долларов. И заявление Буша – это удар, в первую очередь, по России, для которой этот рынок потенциально интересен.
В 1996 г. правительство России приняло федеральную программу «Предотвращения опасных изменений к/шмата и их отрицательных последствий», которая должна способствовать реанимации Конвенции ООН и позволит осуществить комплекс мероприятий по предотвращению отрицательных последствий изменения климата в России. Решение этой важнейшей задачи требует координированных действий всех министерств и ведомств. О направлениях планируемой научной, научно-информационной и практической работы в рамках этой программы можно судить уже по названиям входящих в нее шести подпрограмм: «Создание и обеспечение функционирования информационной системы об изменении климата и влиянии на него антропогенных факторов»; «Создание и обеспечение функционирования информационно-аналитической системы сбора и статистического учета данных об источниках и поглотителях парниковых газов, их выбросах, поглощении и влиянии на процессы глобального потепления»; «Создание и обеспечение функционирования системы наблюдения за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере»; «Система предупреди-1сльных мер в целях адаптации экономики России к изменениям климата»; «Создание мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения»; «Разработка стратегии и мер по предотвращению опасных изменений климата и их отрицательных последствий на период до 2020 г.».
Потребности в финансировании для осуществления программы в 2007-2010 гг. составляют 239,4 млрд. руб. в ценах 2006 г.
Для организации и координации деятельности, направленной на снижение негативного антропогенного воздействия на климат и России, образована межведомственная комиссия по проблемам изменения климата.
В 2005 г. Всемирный банк выделил России 3,2 млн. долларов на реализацию проекта, предусматривающего сокращение утечек в атмосферу природного газа, выявление источников и объектов утечки метана и двуокиси углерода по всей цепи следования газа – от скважины до потребителя.
В 1997 г. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) выступил с инициативой поддержать комплексные экологические программы, направленные на уменьшение воздействия фреона и углекислоты, усугубляющего парниковый эффект.
Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), запрещается проектирование, размещение и строительство объек-1ов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и «конового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды.
Один из главных источников загрязнения атмосферы углекислым газом – автомобильный транспорт. Есть несколько путей борьбы с этим видом загрязнений: техническое совершенствование двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем подачи топлива; повышение качества топлива, снижение содержания токсичных веществ в выхлопных газах в результате применения дожигателей топлива, каталитических катализаторов; использование альтернативных видов топлива, например сжатого природного газа. (Оборудование автобусов «Икарус-280» электронной газодизельной двухтопливной системой снизило уровень выделения ими углекислого газа на 40-50%.).
МБРР предлагает ввести международную программу выплаты владельцам транспортных средств, обеспечивающим снижение содержания углекислоты в выхлопах, по 10 долларов за каждую «сэкономленную» тонну двуокиси углерода. По расчетам экспертов, в России дотация на каждое транспортное средство может составить до 3000 долларов. Таким образом, Москва и другие российские города получат возможность снизить выбросы углекислого газа и других токсичных веществ без собственных финансовых вливаний.
Рядом экологов была выдвинута разумная идея «налога на выделяемую углекислоту»: страна, независимо от уровня индустриального развития, получит определенную квоту на безналоговое производство углекислого газа. Богатые государства смогут покупать квоты на выбросы углекислоты у более бедных стран. Такие рыночные взаимоотношения помогут, например Бразилии, получить средства на борьбу с уничтожением тропического леса. «Налог на углекислоту» может повысить инвестиции в разработку альтернативных источников энергии. Впрочем, слишком мало шансов, что эта идея, юридически и экономически вполне справедливая, будет принята именно богатыми странами.
Налог на выделенную углекислоту может вводиться также и внутри стран для отдельных предприятий и отраслей индустрии. Целесообразно ввести и налог на предприятия, производящие серный и азотный ангидриды, разрушающие природные ресурсы и собственность в других регионах этой страны и в других странах.
Первый налог на производство углекислоты ввела Швеция в 1990 г. Министерство по защите среды поставило задачу: к 2000 г. снизить в стране эмиссию углекислого газа на 2,5%. Введен налог на сжигание угля, нефти и природного газа.
В России открыт способ утилизации углекислого газа с использованием новейших технологий. Диоксид углерода извлекают из дымовых газов. Операцию проводят высокоэкономичным методом газоразделения с помощью ионообменных мембран, при этом концентрацию углекислоты доводят до 98-99%. Очищенный диоксид углерода закачивают в хранилища (газгольдеры), откуда он поступает на дальнейшую переработку.
На следующей стадии углекислый газ смешивают с парами воды и подвергают электрохимическому разложению в процессе электролиза. В результате реакции при высокой (1100-1150°С) температуре на аноде выделяется сверхчистый кислород, а на катоде – смесь окиси углерода и водорода, т. е. синтез-газ, служащий основным сырьем для производства углеводородных соединений, всего спектра современных искусственных материалов – от синтетического бензина и дизельного топлива до изделий из полимеров (пластмасс, лаков, красок, растворителей и т. д.). Синтез-газ может использоваться и в металлургии для бескоксового производства чугуна.
Эта технология для получения углеводородов из двуокиси углерода (т. е. практически из отходов промышленности) не имеет мировых аналогов.
В Институте нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН разработаны новейшие технологии превращения углекислого газа в метанол (метиловый спирт) и диметиловый эфир, увеличивающие в 2–3 раза производительность аппаратов при значительном уменьшения расхода электроэнергии. Здесь был создан реактор нового типа, в котором производительность увеличена в 2–3 раза.
Введение этих технологий снизит накопление углекислого газа и атмосфере и поможет не только создать альтернативное сырье для синтеза многих органических соединений, основой для которых сегодня служит нефть, но и решить важные экологические проблемы.
В перспективе возможно, хотя пока это относительно дорого, И извлекать диоксид углерода непосредственно из атмосферы крупных промышленных городов. Интересно, что его запасы в атмосфере и гидросфере, накопленные за 100 лет промышленной цивилизацией, существенно превышают (в пересчете на углеводороды, полученные по предлагаемой технологии) оставшиеся на планете залежи нефти, а это около 400 млрд. т.
Сотрудники Калифорнийского университета (США) предлагают построить гигантские фермы, чтобы разводить в них специальные виды водорослей, поглощающих углекислый газ из воздуха. Эти водоросли, перерабатывая углекислый газ, производят метан – готовое топливо.
Заключение
Конец ХХ века характеризуется мощным рывком научно технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.
Поистине, наша планета никогда раньше не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже ХХ – ХХI веков.
Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же и создал. XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения (атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражения территории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов, оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территорий.
Проблемы возникают в результате такого взаимодействия природы и человека, при котором антропогенная нагрузка на территорию (ее определяют через техногенную нагрузку и плотность населения) превышает экологические возможности этой территории, обусловленные главным образом ее природно-ресурсным потенциалом и общей устойчивостью природных ландшафтов (комплексов, геосистем) к антропогенным воздействиям.
Использованная литература
1. Александров В.Ю., Кузубова Е.П., Яблокова Е.П. Экологические проблемы автомобильного транспорта. — Новосибирск, 1995. — ИЗ с.
2. Баландин Р.К, Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. — М.: Мысль, 1988. -391 с.
3. Банников А.Г. и др. Основы экологии и охрана окружающей среды. 3-е изд. М.: Колос, 1996. - 486 с.
4. Бастман Т. Кризис окружающей среды. — СПб.: Прогресс-погода, 1995. — 62 с.
5. Горелин Д.О., Конопелько Л.А. Мониторинг загрязнения атмосферы и источников выбросов. — М.: Изд-во стандартов, 1992. — 432 с.
6. Зубаков В.А. Сценарии будущего: анализ последствий глобального кризиса. - СПб., 1995.-289 с.
7. Кондратьев К.Я. Ключевые проблемы глобальной экологии. — М., 1990. — 454 с.
8. Окружающая природная среда России. — М.: Экое, 1995. — 119 с.
9. Ридкевич В.А. Экология. — М.: Высшая школа, 1993. — 320 с.
10. Сводный отчет об охране атмосферного воздуха за 2003 г. — М.: Госкомстат РФ, 20044. — 272 с.