Смекни!
smekni.com

Проблемы сохранения природных ресурсов Земли (стр. 3 из 5)

Так, например, с 1950 по 1975 г. Китай терял в среднем по 1,5 тыс. кв. км. К настоящему времени этот показатель возрос до 3 тыс. кв. км. Почти 1,5 тыс. населенных пунктов Китая исчезают ежегодно под водой.

Рост уровня мирового океана всего на 1 м приведет к затоплению обширных участков прибрежной зоны, включая районы интенсивного рисоводства в Индии, Таиланде, Вьетнаме, Индонезии и Китае. Сотни городов будут частично затоплены, в том числе Лондон, Александрия, Бангкок. Более трети Шанхая, города с населением 15 млн. человек, окажется под водой. Рост уровня океана на 1 м в сочетании с сильными штормами приведет к затоплению морской водой, например, части Нижнего Манхэттена.

А если уровень Мирового океана поднимется на 100 м (примерно через 1000 лет), то под воду полностью или частично уйдут территории целых стран: 100% Гвинеи Биссау и Бангладеш, 98% Нидерландов и Дании, 95% Эстонии, 90% Сенегала, 80% Камбоджи, 70% Великобритании, 65% Латвии, 60% Бельгии и Литвы, 50% Ирака, 45% Германии, 40% Кубы и Бразилии, 30% Венгрии и Польши, 25% Финляндии, 20% России, Украины, Румынии и Италии, 15% Индии, Австралии, Молдовы и Франции, 10% Китая, 8% США, 5% Канады и 3% Японии.

Есть еще один важный фактор – это изменение зоны тропического климата. Субтропические высотные воздушные реки медленно, но уверенно меняют свои «русла» в направлении полюсов. Фактически это приводит к расширению зоны тропического климата. Если такая тенденция продолжится, то некоторые из самых засушливых мест Земли (Сахара в Африке и полупустыни юго-запада США) распространятся на север – на плодородные области Европы и северной части Америки. Воздушные потоки верхней тропосферы охватывают весь земной шар и задают тон погоде, формируя картину осадков и распределение полей температуры. Американские учёные проанализировали спутниковые данные за последние 27 лет и пришли к выводу, что субтропические высотные потоки сместились на 1 градус широты (или на 112 километров) в направлении от экватора к полюсам. При этом исследователи отмечают, что за эти годы слои субтропической тропосферы, где варится основная кухня погоды, (от поверхности Земли до высоты 12 км) нагрелись быстрее, чем верхняя ее часть.

Если сегодня на нашей планете имеется всего 3% экстремально засушливых территорий, то со временем в Северном полушарии их станет еще больше, увеличиваясь к 3000 г. до 20–30%. Если не предпринимать никаких мер, то появится много новых проблем.

Глобальное потепление климата непременно должно отразиться и на динамике воспроизводства плодородия почв, особенно черноземов средней полосы. Как было показано в работе [2], стабильность этих почв обеспечивается гармоническим характером сезонных изменений гидротермических условий, близким к идеальной синусоиде. При этом взаимные переходы «фульвокислоты (ФК) → гумусовые кислоты (ГК)» и обратно образуют аттрактор на плоскости Лоттки-Волтерры в виде квадратичной гиперболы, симметричной относительно точки равновесия, т.е. распад макромолекул ГК на элементарные циклические комплексы ФК в период максимальных возмущений гидротермических условий весной и осенью целиком компенсировался адекватной обратной реакцией синтеза ГК жарким летом и морозной зимой. Именно такой гармонический характер сезонных изменений и обеспечил образование черноземных почв в окрестности 45 градусов широты как в Северном, так и в Южном полушарии.

Изменение климата сдвигает положение аттрактора относительно точки равновесия в сторону процесса распада ГК, который уже не компенсируется обратным синтезом и ведет к деградации черноземов. А поскольку глобальное потепление никакой международной конвенцией не остановить, то надо быть готовым к принятию адекватных мер по сохранению и приумножению потенциала плодородия почв.

Казалось бы, общее потепление климата просто сдвинет зону черноземных почв далее на север, но это лишь идеализированные надежды. А все потому, что гармоника сезонных изменений – лишь необходимое, но далеко не достаточное условие – на песке сам собой чернозем не образуется, а равно и на болоте, тут нужен и соответствующий набор элементов, и условия увлажнения, и многое другое. Так что человечеству придется раскошеливаться для того, чтобы было с чего кормиться.

В условиях резко переходного периода природных изменений группа ученых из разных стран формирует программу «Ковчег» и обращение к мировому сообществу с целью объединения усилий по решению межнациональных, этнических и религиозных проблем (связанных с беженцами), проблем подтопления и опустынивания земель (связанных с глобальным изменением климата), проблем чрезвычайных ситуаций (связанных с усилением активности землетрясений, вулканов и цунами), проблем эпидемий и экологических бедствий (являющихся спутниками всех остальных факторов).

Ученые считают, что жителям, правительствам и различным организациям (ООН, ЕС) средних широт пора объединиться и решать проблемы последствий изменения климата (в частности, наступления пустынь) там, где они появились, а не в Европе, США или Канаде, где уже теперь есть проблемы с беженцами и нелегалами и куда в ближайшие десятилетия может хлынуть многократно возросший поток переселенцев с юга. Такое решение проблем может обойтись сейчас в десятки, если не в сотни раз дешевле, чем их решение позже у себя дома, включая межнациональные, межэтнические, религиозные и другие распри с нежданными гостями.

Принципиально Человечество уже имеет технологии, позволяющие приспосабливаться к суровым условиям жизни крайнего севера или жарких тропиков. К этому добавляется ряд технических и технологических решений российских и украинских ученых.

Так, российскими учеными и инженерами разработана архитектурно-строительная система «Элевит», в которой за счет оригинальных материалов и конструкций получаются жилые здания в 10–15 раз легче обычных, что обеспечивает их всплытие при наводнениях, а повышенная жесткость не позволяет складываться при землетрясениях. Специальная же теплоизоляция защищает людей внутри них как от холода, так и от жары. Именно эти здания наиболее пригодны для строительства в проблемных регионах.

С другой стороны, киевским академиком Б.В. Болотовым предложена новая технология конденсирования воды из воздуха без затрат внешней энергии (1 г специального вещества конденсирует 1 л воды в сутки) и принципиально новые и экологически безопасные источники энергии. Им же разработана и эффективная система лечения больных на основе самых доступных материалов и средств (этот автор на сегодня является самым читаемым в России из живущих людей).

Не менее интересно и то, что харьковским ученым В.И. Ионенко разработана технология получения криптогумина – полного аналога природного гумуса, основного носителя и хранителя плодородия почвы. Особенностью этой технологии, не имеющей пока аналогов в мире, является получение органического вещества из биоразлагаемых отходов (навоза, бытовых органических отходов, опавшей листвы, соломы, птичьего помета) в течение 20…30 минут в отличие от месяцев в технологиях с использованием микробиологических процессов, т.е. технология является интенсивной, индустриальной. Таким образом, используя эту технологию, мы можем, как говорится, «убивать двух зайцев»: решать экологическую проблему с утилизацией мусора и снабжать засушливые районы искусственным гумусом для поддержания или восстановления плодородия почв.

Уже только вышеперечисленные примеры научно-технических разработок способны решить ряд проблем в условиях наступления пустынь. Было бы желание и финансирование заинтересованных лиц и организаций.

Можно перечислить и иные российские и украинские разработки, уже положительно зарекомендовавшие себя на практике и пригодные для участия в программе «Ковчег». Это:

1. Приборы и технологии геополяритонного (пассивного) зондирования Земли (до глубины 30–50 км, в т.ч. на самолетах и на орбитальных станциях для мониторинга Земли из космоса).

2. Георадары и технологии подповерхностного активного зондирования Земли (до глубины 30–500 м).

3. Технологии снижения трения, получения новых материалов и сверхтвердых покрытий, способных обеспечить работу машин и механизмов в условиях пустыни и т.п.

4. Технологии вероятностной оценки (прогнозирования) рисков катастрофических масштабов.

4. Киотский протокол и Россия

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под №128-фз). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55% выбросов парниковых газов). Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и завершится 31 декабря 2012.

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать – создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.